Педагогический консилиум "Преемственность в обучении учащихся II и III ступеней"

Разделы: Администрирование школы


Цель педагогического консилиума: создание условий для выработки единой педагогической позиции, общей системы мер по оптимизации образовательного процесса на параллели 10-х классов, определение основных проблем, возникающих в работе с учащимися и путей их решения.

Участники педагогического консилиума: администрация школы, учителя-предметники, классные руководители 10-х классов, школьный педагог-психолог, социальный педагог, специалисты психологической службы города, методисты городского методического центра.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, таблицы, маркеры, магниты, бумага.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Психологические особенности учащихся данного возраста, затруднения в педагогическом взаимодействии с учащимися 10-х классов, рекомендации психолога. (Выступление педагога-психолога)
  2. Результаты анкетирования и тестирования десятиклассников. (Выступление заместителя директора по ВР, социального педагога)
  3. Условия оптимизации педагогического процесса: социально-педагогическая характеристика учащихся 10-х классов, кадровый потенциал, учебно-методическое обеспечение, МТБ. (Выступление заместителя директора по УВР)
  4. Проблемы преподавания учебных предметов в 10-х классах с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации. (Выступление классных руководителей 10-х классов, учителей-предметников)
  5. Период адаптации учащихся: проблемы и пути их решения. (Работа в группах)

Регламент работы: 2 часа

Подготовительная работа:

  • анкетирование и тестирование десятиклассников:

- модифицированный тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”
Цель: выявить уровень нравственной воспитанности учащихся;

- анкета для старшеклассников по диагностике школьного коллектива (по Л.В. Байбородовой)
Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития;

- анкета по диагностированию личностного роста старшеклассников (по П.В. Степанову и др.)
Цель: выявить характер отношений школьников к миру, к людям, к самому себе;

- анкета старшеклассника
Цель: выявить отношение десятиклассника к учебной деятельности.

  • сбор аналитических материалов по диагностике знаний учащихся (анализ контрольных работ, контрольных срезов по предметам), анализ уровня обученности учащихся, анализ кадровых условий коллектива, анализ социального уровня семей и др.;
  • целодневное посещение уроков в 10-х классах зам. директора по УВР;
  • выборочное посещение уроков методистами городского учебно-методического центра, администрацией школы, учителями, классными руководителями;
  • проверка тетрадей, дневников;
  • анализ классных коллективов (социально-педагогическая характеристика классного коллектива, социометрическое изучение межличностных отношений в коллективе);
  • знакомство с картами здоровья и выявление уровня состояния здоровья учащихся;
  • оформление материалов (обработка результатов тестирования и анкетирования, аналитических данных, подготовка презентации);
  • подготовка словаря терминов к консилиуму.

Обоснование выбора формы работы с педагогическим коллективом

Почему именно консилиум?

  • Возможно свободное обсуждение темы всеми педагогами;
  • нет ограничений деятельности учителя во временных, содержательных рамках по решению данной проблемы;
  • голографический (всесторонний) подход к обсуждению проблем.

Обоснование термина “педагогический консилиум”:

  • обсуждение вопросов развития личностных качеств, преемственности в обучении, формирования навыков учебного труда, воспитания учащихся, развития их способностей и др. осуществляется в образовательном учреждении;
  • решаются педагогические проблемы;
  • рассматриваются вопросы с точки зрения педагогики.

Таким образом, педагогический консилиум – это совещание, консультации педагогов с целью изучения проблем учащихся и выработки правильного пути решения этих проблем.

Вступительное слово зам. директора по УВР

Проблема непрерывности и преемственности образования всегда была одной из самых насущных и важных.

Существует много определений понятия преемственности в философской и психолого-педагогической литературе. Трехкомпонентная целостная педагогическая система в обучении А.В. Батаршева, включает:

  • Преемственность в становлении личности учащегося (соответствует стимулирующе - мотивационному компоненту процесса обучения);
  • Преемственность в содержании обучения (соответствует содержательному компоненту процесса обучения);
  • Преемственность в методах, формах и средствах обучения (соответствует процессуально-деятельностному компоненту процесса обучения).

Данное определение взято за основу отбора аналитического материала и построения педагогического консилиума. Ни для кого не секрет, что при переходе из основной в старшую школу успеваемость учащихся, мотивация к учебе, активность на уроках падает.

Каковы педагогические условия адаптации учащихся, оптимизации образовательного процесса?

Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями, с другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности является адаптация детей к быстро меняющейся жизни. Нам приходится учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий.

План выступления заместителя директора по УВР (20 минут)

1. Анализ условий.

1.1. Учебно-методическое обеспечение, МТБ.
1.2. Анализ кадрового состава.
1.3. Анализ социального уровня семей.
1.4. Анализ уровня обученности десятиклассников (по данным основной школы и итогов I полугодия средней школы).
1.5. Диагностика знаний десятиклассников (на основе контрольных работ, срезов по предметам текущего учебного года).
1.6. Анализ состояния здоровья десятиклассников.

2. Анализ посещенных уроков.

- формирование интереса к предмету;
- степень сформированности ОУУН;
- соблюдение единых требований в образовательном процессе;
- уровень работоспособности и активности учащихся;
- обоснование выбора средств, форм, приемов учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников.

Выступление сопровождается демонстрацией презентации (Приложение)

Описание работы в группах (15-20 минут)

Цель: анализ полученной информации, выявление проблем учащихся и путей их решения.

Весь коллектив педагогов (21 педагог) разделен на 4 группы.

1-3 группы – аналитики (педагоги, работающие в трех десятых классах) - заполнение данной таблицы, защита своей работы.

Проблемы, влияющие на результат воспитания и обучения десятиклассников Пути решения выявленных проблем
   

4 группа – эксперты, прослушивают защиту 1-3 групп, обобщают результаты работы групп, выделяют основные направления деятельности педагогического и ученического коллективов, демонстрируют окончательный вариант на экране посредством презентации (10 минут).

Результат работы педагогического консилиума:

  1. Выявление основных проблем обучающихся.
  2. Определение путей решения данных проблем и основных направлений деятельности педагогического и ученического коллективов.
  3. Предложения по организации образовательного процесса.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ:

Адаптация – приспособление к новым условиям.

Инфантилизм – особенность психического склада личности, обнаруживающая черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость.

Индифферентный – безразличный, равнодушный, безучастный.

Оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс приведения системы в наилучшее состояние.

Педагогический консилиум – совещание педагогов, обсуждающих проблемы процесса и пути их решения.

Литература

  1. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков: ПОИПКРО, 2001. - 93 с.
  2. Коростель М.И. Методика проведения педагогического консилиума “Адаптация учащихся 10-х классов к новым условиям”/ Завуч. – 2001. № 2.
  3. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003. - 82 с.
  4. Щуркова Н.Е., Петрова С.М., Байбородова Л.В., Степанов Е.Н. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося. – М. 2001. – 120 с.