Статья "Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Свою работу по теме: “Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” строила исходя из коррекционно- развивающего направления детского сада –“ Коррекция речи детей имеющих речевые нарушения”.

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

В конце ХIХ века начался этап экперементально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями. Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  2. Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
  3. Развивать навыки во всех видах муз. деятельности: в пении, слушании, муз.- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Коррекционные задачи.

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

В последнее десятилетие в нашем государстве принят ряд документов, определяющих концептуальные позиции дошкольного воспитания и образования.

В 1989 году утверждена новая “Концепция дошкольного воспитания”

(авторы: В.В. Давыдов, В. А. Петровский ). В Концепции раскрыта сущность учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной моделей воспитания, проанализировано соответствием последней гуманистической работы с детьми.

Важнейшее положение Концепции - признание самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой значимости в становлении человека, формировании основ его личности. В 1991 году утверждено “ Временное положение о дошкольном учреждении ”, давшее возможность каждому дошкольному учреждению возможность выбора программ обучения и воспитания, внесения в них собственных корректив, использование разнообразных форм работы.

Право дошкольного образовательного учреждения на самостоятельный выбор вариативных программ, рекомендованных государственными органами управлениями, было закреплено в законе Российской Федерации “Об образовании” (1991г.) и в “Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении”(1995).

Альтернативой “Программе воспитания и обучения в детском саду”, которая до этого времени была единым государственным обязательным документов, выступили разнообразные инновационные программы, в которых акцентируется воспитательный потенциал музыкального искусства, связь развития музыкальности с целостным развитием личности ребёнка.

Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:

  • Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
  • Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
  • Принцип от простого к сложному;
  • Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.

Система работы (основные принципы и компоненты).

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.

Цель и задачи моих занятий – это развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к восприятию музыкального произведения, способность на вербальном и эмоционально-образном уровне выражать отношение к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Также в процессе восприятия музыки я формирую целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Добиваюсь взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, опираясь как на чувственную деятельность, так и на мышление, роль которого в старшем дошкольном возрасте значительнее.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия:

  • Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
  • Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
  • Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
  • Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.

Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.

В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.

Система работы включает в себя решение нескольких задач:

  • Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
  • Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
  • Формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения;
  • Развитие ладового, метроритмического чувства.

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых , а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Много внимания и усилий уделяю работе над развитием частоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координирую голос со слухом.

Для этого хорошо использовать ряд приёмов.

  1. Использование игрового приёма “машина гудит”
  2. Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – машина ехать не может”, если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – “можно проезжать”. Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.

  3. И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.

Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения распевки:

  1. пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.
  1. Пропевание слогов “ми – мэ – ма – мо – му” на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.
  2. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных  “ и – а – у ”, “ е – о – а ” и т.д.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно рано развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.

Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.

Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов.

В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации:

  • объединение ряда музыкальных произведение общим рассказом, например такие произведения как “Клоуны” Д.Кабалевского, “Медведь танцует под дудочку” А.Н.Александрова, “Чтобы кувыркаться” И.Сау, можно включить в тему “Цирк”.
  • посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально – дидактической игры “Узнай и назови произведение”;
  • Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, “Болезнь куклы” и “Новая кукла” П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, “Смелый наездник” и “ Всадник” Р.Шуман)

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.

Среди музыкально-ритмических движений на моих занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:

  • Упражнение на освоение основных движений;
  • Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  • Общеразвивающие упражнения;
  • Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  • Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
  • Упражнения, активизирующие внимание.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Я включаю детские музыкальные инструменты и в другие виды деятельности (слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Структура занятий и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.

Разработанная мною модель включает в себя:

  1. Диагностика
  2. Направленность.
  3. Результативность.

Диагностика.

Диагностика музыкальных способностей - необходимый и продуктивный раздел работы. На индивидуальных диагностических занятиях я определяю уровень музыкальных способностей ребенка. Это позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья. По результатам диагностики я отмечаю проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.

Направленность.

  1. Направленность методов и приемов обучения, способных создать у детей интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении (см. приложение).
  2. Создание тематического годового плана и цикла интегрированных занятий с детьми, имеющих речевые нарушения.

Тематический годовой план музыкальных занятий для детей старшей группы с общим недоразвитием речи

(1 занятие в месяц).

№ п/п

Месяц

Тема

Содержание

1 Октябрь “Приключение Незнайки”- интегрированное занятие с учителем -логопедом Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей.
2 Ноябрь “Берегите голос” Обучать вокально – хоровым навыкам и умениям ( певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования)
3 Декабрь “Снеговик” - интегрированное занятие с воспитателем группы Учить детей овладевать ритмом произвольных движений, развитие общей моторики.
4 Январь “ Музыка или шум” -интегрированное занятие с воспитателем группы Определять происхождение звуков и различать музыкальные звуки.
5 Февраль “Знакомство со скрипкой”- интегрированное занятие с воспитателем группы Расширять знания детей об особенностях музыкальных инструментах.
6 Март “В гости к нам пришли матрешки”- интегрированное занятие с учителем -логопедом Закрепление звуков в свободной речи. Развитие общей моторики подвижности стоп и кистей.
7 Апрель “Подснежник”- интегрированное занятие c воспитателем ИЗО Воспитывать у детей любовь к природе, замечать ее изменения и предавать их в рисунке. Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей
8 Май “Кошки и котята”-интегрированное занятие с инструктором по физкультуре Совершенствие координации движений. Дифференциация звуков.

Примечание: остальные занятия проводятся согласно программы “Из детства в отрочество” Т.Дороновой и “ Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, как общеразвивающие музыкальные.

Результативность.

Результатом моей педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей с общим недоразвитием речи к различным видам музыкальной деятельности. В результате системы работы появляется выразительность музыкального воспитания детей, музыкальная образованность, появляется музыкальная культура. В своей работе придерживаюсь высказывания В. Сухомлинского “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. Это воспитание человека ”.

Приложение.