Свою работу по теме: “Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” строила исходя из коррекционно- развивающего направления детского сада –“ Коррекция речи детей имеющих речевые нарушения”.
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В конце ХIХ века начался этап экперементально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями. Таким образом, передо мной встали общие задачи как музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
- Развивать навыки во всех видах муз. деятельности: в пении, слушании, муз.- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Коррекционные задачи.
Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
В последнее десятилетие в нашем государстве принят ряд документов, определяющих концептуальные позиции дошкольного воспитания и образования.
В 1989 году утверждена новая “Концепция дошкольного воспитания”
(авторы: В.В. Давыдов, В. А. Петровский ). В Концепции раскрыта сущность учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной моделей воспитания, проанализировано соответствием последней гуманистической работы с детьми.
Важнейшее положение Концепции - признание самоценности дошкольного детства, его уникальности и особой значимости в становлении человека, формировании основ его личности. В 1991 году утверждено “ Временное положение о дошкольном учреждении ”, давшее возможность каждому дошкольному учреждению возможность выбора программ обучения и воспитания, внесения в них собственных корректив, использование разнообразных форм работы.
Право дошкольного образовательного учреждения на самостоятельный выбор вариативных программ, рекомендованных государственными органами управлениями, было закреплено в законе Российской Федерации “Об образовании” (1991г.) и в “Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении”(1995).
Альтернативой “Программе воспитания и обучения в детском саду”, которая до этого времени была единым государственным обязательным документов, выступили разнообразные инновационные программы, в которых акцентируется воспитательный потенциал музыкального искусства, связь развития музыкальности с целостным развитием личности ребёнка.
Опыт позволяет эффективнее использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности для музыкального развития и коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки– задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Потому роботу строила на основных принципах:
- Принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
- Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
- Принцип от простого к сложному;
- Максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.
Система работы (основные принципы и компоненты).
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
Цель и задачи моих занятий – это развитие музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к восприятию музыкального произведения, способность на вербальном и эмоционально-образном уровне выражать отношение к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Также в процессе восприятия музыки я формирую целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Добиваюсь взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, опираясь как на чувственную деятельность, так и на мышление, роль которого в старшем дошкольном возрасте значительнее.
Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
- Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
- Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
- Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
- Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Уделяю большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, учу их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
- Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
- Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
- Формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения;
- Развитие ладового, метроритмического чувства.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых , а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Много внимания и усилий уделяю работе над развитием частоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учу детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координирую голос со слухом.
Для этого хорошо использовать ряд приёмов.
- Использование игрового приёма “машина гудит”
- И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.
Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – машина ехать не может”, если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – “можно проезжать”. Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.
В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения распевки:
- пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.
- Пропевание слогов “ми – мэ – ма – мо – му” на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.
- Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных “ и – а – у ”, “ е – о – а ” и т.д.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты.
У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно рано развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти.
После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.
Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.
У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов.
В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации:
- объединение ряда музыкальных произведение общим рассказом, например такие произведения как “Клоуны” Д.Кабалевского, “Медведь танцует под дудочку” А.Н.Александрова, “Чтобы кувыркаться” И.Сау, можно включить в тему “Цирк”.
- посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально – дидактической игры “Узнай и назови произведение”;
- Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, “Болезнь куклы” и “Новая кукла” П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, “Смелый наездник” и “ Всадник” Р.Шуман)
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком- Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.
Среди музыкально-ритмических движений на моих занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:
- Упражнение на освоение основных движений;
- Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
- Общеразвивающие упражнения;
- Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
- Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки;
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
- Упражнения, активизирующие внимание.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.
Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Я включаю детские музыкальные инструменты и в другие виды деятельности (слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Структура занятий и развлечений должна быть гибкой, не шаблонной, с использованием всех известных методов и приемов, которые стимулируют музыкальную активность детей.
Разработанная мною модель включает в
себя:
Диагностика.
Диагностика музыкальных способностей - необходимый и продуктивный раздел работы. На индивидуальных диагностических занятиях я определяю уровень музыкальных способностей ребенка. Это позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья. По результатам диагностики я отмечаю проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.
Направленность.
Тематический годовой план музыкальных занятий для детей старшей группы с общим недоразвитием речи
(1 занятие в месяц).
№ п/п |
Месяц |
Тема |
Содержание |
1 | Октябрь | “Приключение Незнайки”- интегрированное занятие с учителем -логопедом | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. |
2 | Ноябрь | “Берегите голос” | Обучать вокально – хоровым навыкам и умениям ( певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования) |
3 | Декабрь | “Снеговик” - интегрированное занятие с воспитателем группы | Учить детей овладевать ритмом произвольных движений, развитие общей моторики. |
4 | Январь | “ Музыка или шум” -интегрированное занятие с воспитателем группы | Определять происхождение звуков и различать музыкальные звуки. |
5 | Февраль | “Знакомство со скрипкой”- интегрированное занятие с воспитателем группы | Расширять знания детей об особенностях музыкальных инструментах. |
6 | Март | “В гости к нам пришли матрешки”- интегрированное занятие с учителем -логопедом | Закрепление звуков в свободной речи. Развитие общей моторики подвижности стоп и кистей. |
7 | Апрель | “Подснежник”- интегрированное занятие c воспитателем ИЗО | Воспитывать у детей любовь к природе, замечать ее изменения и предавать их в рисунке. Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей |
8 | Май | “Кошки и котята”-интегрированное занятие с инструктором по физкультуре | Совершенствие координации движений. Дифференциация звуков. |
Примечание: остальные занятия проводятся согласно программы “Из детства в отрочество” Т.Дороновой и “ Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, как общеразвивающие музыкальные.
Результативность.
Результатом моей педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей с общим недоразвитием речи к различным видам музыкальной деятельности. В результате системы работы появляется выразительность музыкального воспитания детей, музыкальная образованность, появляется музыкальная культура. В своей работе придерживаюсь высказывания В. Сухомлинского “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. Это воспитание человека ”.