Экспериментальная спортивно-оздоровительная программа "Олимпия" для учащихся 11—17 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма.

Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, на много превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет – 12 – 14 часов, особенно у учащихся профильных классов. Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок по сути к “постельному режиму”, ведущему к острой гипокинезии. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Единственная профилактика вредных последствий гипокинезии – рациональная организация двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности физические нагрузки.

Спортивно-оздоровительная программа “Олимпия” направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся профильных классов. Цель программы – физическое развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей на уроках физической культуры и внеклассных мероприятий.

Задачи:

  • снижение заболеваемости учащихся (сравнительная характеристика);
  • определение взаимосвязи физического и интеллектуального развития учащихся в профильных классах;
  • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

В программе принимают участие школьники 11 – 17 лет. Программа “Олимпия” рассчитана на 7 лет.

Содержание программного материала состоит из 3-х блоков, которые тесно взаимодействуют между собой.

Для реализации программы определены следующие критерии:

  • улучшение состояния здоровья учащихся (сравнительная характеристика);
  • улучшение физического развития учащихся (тестирование);
  • повышение уровня физической подготовленности учащихся;
  • сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни.

I блок - внеклассная работа. Он включает в себя содержание внеклассных форм физического воспитания, таких как спортивно-оздоровительные секции по лыжным гонкам, баскетболу, общей физической подготовленности, художественной гимнастике, самбо, дзюдо, футболу, биатлону, шейпингу, туристический клуб. Учащиеся имеют право выбора посещения одной из спортивных секций по интересам.

II блок – физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Предполагает обязательное участие школьников профильных классов в спортивных соревнованиях, туристических походах, спортивных праздниках, Днях здоровья, спартакиадах и т.д.

III блок – мониторинг физического развития, физической подготовленности и функционального развития учащихся. Экспертиза проводится 1 раз в четверть. Отслеживается динамика развития по трем параметрам. В завершение учебного года проводится сравнительный анализ по всем параметрам.

Блок I – внеклассная работа

Данный раздел программы определяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки учащихся профильных классов. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников. Материал для спортивных секций по общефизической подготовке является единым. По специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта. Количество спортивных секций и кружков для реализации данной программы по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы. Целью внеклассных форм занятий является снятие напряжения, психической усталости, предостережение от развития гипокинезии и гиподинамии, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам учащихся профильных классов.

Примерное содержание занятий для учащихся 5 – 11 классов.

Группы общей физической подготовки.

Гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения. Подвижные и спортивные игры, элементы единоборств. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, метание мяча, оздоровительная ходьба и бег. Бег на лыжах и коньках.

Спортивные секции.

Баскетбол.

Стойки, передвижения, остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия, двусторонняя игра.

Ловля мяча двумя руками и одной рукой с поддержкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными способами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действия двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра.

Броски в корзину – одной рукой от плеча с места, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападение и защите; двусторонняя игра.

Лыжные гонки.

Попеременный двухшажный, одновременный двухшажный и одношажный ходы, коньковые ходы; прохождение дистанции до 30 км, спуски и подъемы; торможения; игры на лыжах; эстафеты.

Одновременный одношажный и одновременный безшажный ходы; попеременный двухшажный ход; прохождение дистанции до 5 км; спуски и подъемы в гору; преодоление простейших препятствий.

Шейпинг.

Движения головы вправо, влево, верх, вниз. Поочередное и одновременное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-верх с одновременными круговыми вращениями кистей рук и поднимание на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согнутых рук в локтях предплечьями перед собой. Наклоны прогнутого туловища вперед с одновременным подниманием одной руки вперед, другой – в сторону. Наклоны туловища с одновременным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми движениями туловища. Высокое, многократное и поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообразных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упражнения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья махи ногами. Из положения лежа на спине касание ногами пола за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движениями рук, поворотами туловища и т.д. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения.

Туристическая подготовка.

Ежегодно проводится не менее четырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях.

Ориентирование по карте и без нее, разбивка бивуака в разных климатических условиях, преодоление реки (оврага) по навесной переправе, спасательные работы. Выполнение нормативов III и II спортивных снарядов по туризму, участие в школьном туристическом слете, посвященном Дню рождения города Петропавловска-Камчатского, зимнем туристическом слете “Школа выживания”, участие в соревнованиях юных туристов по технике лыжного туризма, посвященных Дню защитника Отечества, соревнованиях юных туристов Камчатки по технике преодоления сложных форм горного рельефа.

Футбол.

Передвижения и прыжки, удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой – лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.

Блок II – физкультурно-массовые и Спортивные мероприятия.

Учащимся профильных классов необходимо принимать участие в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях: ежемесячных Днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях, туристических походах и слетах, физкультурных праздниках.

Цель этих мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников профильных классов к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, активному отдыху, формирование компетентности физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, приобретение опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Примерное содержание:

Дни здоровья и спорта.

Включают в себя массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений и другие мероприятия активного отдыха.

Подвижные игры и внутришкольные соревнования.

По видам физических упражнений, включенных в комплексную программу физического воспитания (в классах, параллелях, между школами и др.): баскетболу, футболу, лыжным гонкам, биатлону, шейпингу, общей физической подготовленности, художественной гимнастике, самбо, дзюдо и других.

Спартакиады.

Туристические слеты.

Школьные туристические слеты, посвященные Дню рождения города Петропавловска-Камчатского, зимние туристические слеты “Школа выживания”, участие в соревнованиях юных туристов по технике лыжного туризма, посвященных Дню защитника Отечества, соревнованиях юных туристов Камчатки по технике преодоления сложных форм горного рельефа.

Походы:

на Океан, Синичкино озеро, берег Авачинской бухты, в Паратунскую и Термальненскую зоны отдыха.

Физкультурные праздники. Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.

Блок III - мониторинг физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности учащихся профильных классов

Цель мониторинга – выявить динамику развития функциональной подготовленности, физической подготовленности (моторной), физического развития учащихся, познавательной активности у учащихся профильных классов.

Физическое развитие – главный показатель, отражающий процесс роста и развития. Нормативы физического развития традиционно считаются главными гигиеническими критериями уровня физического здоровья. В анкетах дети и их родители должны заносить количественные показатели в соответствующие графы (масса и длина тела, окружность груди и талии).

Моторное развитие – важнейший психофизический показатель гармоничности и уровня развития ребенка. Соответствие темпов моторного развития биологическому возрасту характеризует гармоничность общего физического развития и отражает процесс созревания центральной нервной системы, управляющей движениями и скелетно-мышечного аппарата, являющегося исполнительным органом. Показателями моторного развития являются результаты в двигательных тестах.

Навыки и умения – важная характеристика, отражающая двигательный компонент социально-бытовой адаптации ребенка. В анкете учащиеся отмечают, какие двигательные действия ими освоены.

Заболеваемость – конкретное выражение уровня физического здоровья учащихся. В данном случае рассматривается только острая заболеваемость, как наиболее динамичная характеристика (учителя физической культуры, мед. работник школы).

Досуг – важная характеристика для понимания социокультурной характеристики подрастающего поколения. От организации досуга зависит состояние здоровья, возможность релаксации после напряженной учебной деятельности, а также разнообразные риски вовлечения потенциально-опасные для здоровья формы поведения.

Занятия спортом – один из структурных компонентов досуга, обеспечивающий, в целом, его здоровьесбергающую направленность.

В мониторинге используются наиболее актуальные на данный момент параметры. Мониторинг проводится учителями физической культуры по согласованию с администрацией школы.

Для отслеживания результативности определенных параметров в работе используется: учебники “Физическая культура” для учащихся 5 – 7 классов, 8 – 9 классов, 10 – 11 классов; оценка качества подготовки выпускников основной средней (полной) школы, контрольные тесты – упражнения программы двигательной активности, контрольные тесты очково -кумулятивной системы оценивания по предмету “Физическая культура” как компонент здоровьесберегающих образовательных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. – М., Просвещение, 2004. 127 с.
  2. Миненко П.П., Щуров К.Ю. Очково-кумулятивная система оценивания по предмету “Физическая культура” как компонент здоровьесберегающих образовательных технологий. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2004.
  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. – М., Мос. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. 380 с.
  4. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. - М., Дрофа, 2001. 128 с.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. - М., Дрофа, 2001. 128 с.

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА “ОЛИМПИЯ”

Программа “Олимпия”, работает на протяжении семи лет. Целью программы является физическое развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей на уроках физической культуры и внеклассных мероприятий.

Программа “Олимпия” направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся профильных классов.

В 2006 – 2007 учебном году определены следующие задачи:

  • снижение заболеваемости учащихся (сравнительная характеристика);
  • улучшение успеваемости учащихся профильных классов;
  • формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Определены следующие критерии:

  • улучшение состояния здоровья учащихся (сравнительная характеристика);
  • улучшение физического развития учащихся (тестирование);
  • повышение уровня работоспособности школьников;
  • повышение уровня физической подготовленности учащихся;
  • сформированность ценности здоровья и здорового образа жизни.

Профилактикой вредных последствий гипокинезии является рациональная организация двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности физические нагрузки. Организованная двигательная активность осуществлялась через разнообразные формы: уроки физической культуры, спортивные секции, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия.

В эксперименте принимали участие следующие профильные классы:

5 “Г”, 6 “А”, 7 “А” (образовательная программа “2100”), 8 “К” (общевойсковой подготовки), 10 “А”, 11 “А” (гуманитарный профиль), 10 “И”, 11 “И” (информационно-технологический профиль), 10 “Э”, 11 “Э” (социально-экономический профиль).

Учащиеся профильных классов посещали спортивные кружки “Здоровье” по следующим видам спорта: лыжным гонкам, баскетболу, общефизической подготовленности, футболу, биатлону, художественной гимнастики, дзюдо, самбо, шейпингу.

Непременной составляющей высокого уровня развития двигательных способностей учащихся является физическая работоспособность (ФРС), то есть способность выполнять целенаправленные и разнообразные движения в течение заданного времени с необходимой эффективностью и без значительного утомления. Повышение уровня ФРС у учащихся профильных классов является одним из критериев эффективности программы “Олимпия”. Для сравнительных характеристик отслеживание результатов осуществлялось по трем параметрам: физическое развитие, физическая подготовленность и функциональная подготовленность.

Применение тест-урока для оценки уровня (ФРС) физической работоспособности дает возможность оценивать общую ФРС каждого учащегося и ее изменения в процессе учебного года и на протяжении нескольких лет, так как содержание и структура в нем постоянные.

В 2006/2007 учебном году проводились тест-уроки во время которых измерялись антропометрические, динамометрические и другие показатели.

Сравнительные характеристики антропометрических данных учащихся профильных классов за 2005/2006 и 2006/2007 учебные годы:

Учебный год Нарушение осанки Ослабленное развитие опорно-двигательного аппарата Несоответствие массы тела с ростом
2005/2006 35 % 13 % 9 %
2006/2007 33 % 11 % 7 %
Снижение антропометрических данных 2 % 2 % 2 %

Представленные сравнительные показатели особенностей развития опорно-двигательного аппарата и соотношение массы тела с ростом у учащихся профильных классов свидетельствуют об эффективности проводимой работы.

Двигательная дееспособность определялась по 9 тестам:

  • сила кисти (правой и левой);
  • сгибание и разгибание рук в упоре от пола (кол-во повторений);
  • приседания (кол-во повторений);
  • поднимание туловища (кол-во повторений);
  • прыжок в длину с места (см);
  • бег 60 метров (сек.);
  • 6-минутный бег (кол-во шагов);
  • бросок набивного мяча (см);
  • наклон (см).

Сравнительная характеристика уровня двигательной дееспособности в профильных классах за 2006/2007 учебный год:

Классы Уровень физической подготовленности сентябрь январь май
5 “Г”

6 “А”

ниже среднего 8 % 7 % 5 %
средний 81 % 81 % 77 %
выше среднего 11 % 12 % 18 %
7 “А”

8 “К”

ниже среднего 5 % 4 % 1 %
средний 75 % 73 % 73 %
выше среднего 20 % 23 % 26 %
10 “А”

11 “А”

10 “И”

11 “И”

10 “Э”

11 “Э”

ниже среднего 6 % 4 % 2 %
средний 74 % 71 % 63 %
выше среднего 20 % 25 % 35 %

Проведенный мониторинг уровня физической подготовленности выявил ее положительную динамику у учащихся профильных классов, так у учащихся с уровнем подготовленности ниже среднего прирост составляет от 1 % до 4 %. у учащихся с уровнем физической подготовленности выше среднего прирост составляет от 6 до 9 %. Числовое выражение показателя учащихся со средним уровнем подготовленности (- 4 % - 6 %) не отражает отрицательную динамику, так как учащиеся со средней физической подготовленностью поднялись на более высокий уровень (прирост высокого уровня физической подготовленности составляет 7 % - 15 %).

Сравнительная динамика физической подготовленности учащихся 10-х классов (профильный 10 “И” класс и универсальный 10 “Г” класс) за период 2006 /2007 учебный год по тестам, описанным выше:

 

Классы Уровень физической подготовленности сентябрь январь май
10 “И”

(профильный)

ниже среднего 4 % 2 % 0 %
средний 79 % 78 % 75 %
выше среднего 17 % 20 % 25 %
10 “Б” (универсаль-ный) ниже среднего 8 % 10 % 4 %
средний 82 % 78 % 82 %
выше среднего 10 % 12 % 14 %

Динамика уровня физической подготовленности профильных и универсальных классов представлена в виде диаграммы (см. Приложение № 1).

Результаты двигательных тестов универсальных классов характеризуются существенным отставанием от показателей учащихся профильных классов, особенно по выносливости, силе и быстроте. Следовательно, сопоставление полученных результатов с данными о физической подготовленности позволяет увидеть, что уровень физической подготовленности учащихся профильных классов имеет определенное превосходство над уровнем физической подготовленности учащихся универсальных классов.

Сравнительный анализ состояния неспецифического иммунитета учащихся профильных классов и универсальных классов выявил, что динамика показателей заболеваемости ОРВИ у учащихся профильных (с повышенной двигательной активностью) и универсальных классов (с обычной или пониженной двигательной активностью) существенно различаются в разные месяцы учебного года. Так, в сентябре и октябре (I учебная четверть) зафиксирована тенденция к повышению острой заболеваемости у старшеклассников универсальных классов (с пониженной двигательной активностью) в сравнении с показателями заболеваемости ОРВИ у учащихся профильных классов (с повышенной двигательной активностью). Во II учебной четверти (ноябрь-декабрь) эти показатели в двух сравниваемых группах сравнялись, а в III, самой напряженной учебной четверти (февраль) заболеваемость ОРВИ у учащихся профильных классов (с повышенной двигательной активностью), оказалась значительно выше, чем в универсальных классах (с обычной двигательной активностью).

Заболеваемость учащихся универсальных и профильных классов ОРВИ с различным объемом двигательной активности.

В феврале 2007 года проведено диагностическое исследование с целью определения уровня сформированности у учащихся ценностных ориентаций, направленных на поддержание здоровья и здорового образа жизни. В качестве метода исследования письменный опрос на основе разработанной психологами школы анкеты “Твое здоровье”.

Анализ полученных данных показывает:

  • сформированность у большинства опрошенных учащихся среднего и старшего звена ценностных ориентаций, направленных на поддержание здоровья и здорового образа жизни;
  • высокую степень осознания школьниками необходимости ведения здорового образа жизни как условия для успешной реализации жизненных планов в будущем;
  • осознание учащимися необходимости приложения собственных усилий для достижения желаемого уровня здоровья.

Сравнение встречаемости полученных выборов с результатами диагностических исследований 2003-2004 уч.г., 2004-2005 уч.г. и 2005-2006 уч.г. говорят о стабильности выявленных тенденций.

Таким образом, результаты проведенных в течение четырех лет исследований демонстрируют сформированность у учащихся ценностных ориентаций, направленных на сохранение здоровья, что является внутренней предпосылкой для поведения, направленного на ведение здорового образа жизни.

В ходе реализации программы для достижения оптимальных результатов и для обеспечения, сохранения и укрепления здоровья учащихся учителя физической культуры применяются различные комплексы упражнений, построенные на основе современных технологических разработок:

  • комплексы упражнений для улучшения зрения,
  • комплексы для снятия мышечного напряжения,
  • комплекс для улучшения мозгового кровообращения,
  • дыхательная гимнастика и другие.

Проведенные исследования убедительно показали наличие положительных результатов в физическом, психическом и интеллектуальном развитии учащихся профильных классов при реализации экспериментальной программы “Олимпия”, подтверждением чему являются данные:

  • медицинских исследований о состоянии неспецифического иммунитета у учащихся, отражением которого является заболеваемость острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), показывают снижение заболеваемости учащихся профильных классов (с повышенной двигательной активностью) в 2006/2007 учебном году по сравнению с контрольными классами (с обычной и низкой двигательной активностью);
  • положительная динамика анализа состояния здоровья у учащихся профильных классов школы;
  • формирование навыков самостоятельной деятельности у учащихся профильных классов, благодаря условиям, предоставляемым программой “Олимпия”;
  • становление ценностных ориентаций учащихся направленных на ведение здорового образа жизни.

Тестирование по учебным предметам так же выявила положительную динамику в повышении успеваемости у учащихся профильных классов по сравнению с учащимися универсальных классов на 29 %.

Ярким примером являются учащиеся профильных классов, которые успешны как в учебной, так и в спортивной деятельности. В 2006 году учащиеся 11 “И” (информационно-технологический профиль) ( класса Ошкало Дмитрий, Бекрина Ирина были удостоены золотыми медалями “За успехи в обучении”, учащиеся 9 “А” класса (гуманитарный профиль) Панюхина Александра окончила основную (общую) школу с отличием и стала чемпионкой Европы по ездовому спорту, Шкарупа Екатерина так же окончила основную (общую) школу с отличием и стала призером городских соревнований по баскетболу. В 2006/2007 учебном году замечательные успехи в учебной и в спортивной деятельности показали Речкалова Екатерина, учащаяся 10 “А” класса (гуманитарный профиль) , ставшая призером Чемпионата России по биатлону, Демина Ирина, Кулешова Софья, учащиеся 10 “А” класса (гуманитарный профиль), являются призерами Зональных соревнований по биатлону, претендент на серебряную медаль “За успехи в обучении” Данылив Артур, учащийся 11 “Э” класса (социально-экономический профиль), является призером городских предметных олимпиад и соревнований по баскетболу. Успехи в городских и областных олимпиадах по английскому языку и призовое место в городских соревнованиях по баскетболу демонстрировал Дутов Артем, учащийся 11 “А” класса (гуманитарный профиль).

Проводимое в течение трех лет анкетирование учащихся об образе жизни, школьной мотивации, формах досуга выявило стабильный рост уровня познавательной активности, стремление к здоровому образу жизни у учащихся профильных классов по сравнению с универсальными классами.

Таким образом, программа “Олимпия” формирует ценностные установки и жизненные приоритеты учащихся, направленные на поддержание здоровья и ведение здорового образа жизни.