Творческая деятельность — важное условие развития младшего школьника

Разделы: Начальная школа


В результате обучения в начальной школе происходят значительные изменения в развитии ребенка. Программа Н. Ф. Виноградовой “Начальная школа XXI века” предусматривает систему заданий, упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Особая роль в интеллектуальном развитии младшего школьника принадлежит воображению, без которого невозможно не только полноценное мышление, но и любая творческая деятельность. Воображение развивается при выполнении специальных творческих заданий, которые предусмотрены во всех учебниках данной программы. Их объединяет общая дидактическая цель – развитие умения детей предвидеть, представлять, реконструировать известные образы, придумывать новые. Творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, и чтобы ребенок раскрыл свою индивидуальность, необходимо предоставить ему свободу. Творческую деятельность можно считать успешной только в том случае, если её результаты у всех детей разные. Безусловно, при обучении имеет место образец, шаблон, но его роль изменяется. Теперь он необходим ученику лишь для сравнения результата собственной деятельности с эталоном, для оценки своих достижений, анализа недостатков и ошибок.

Творческие задания представленные в учебниках настолько, интересны и увлекательны, что стали самыми любимыми для учеников нашего класса. К четвёртому классу дети уже многое умеют и знают. На уроках русского языка познакомились с основными правилами правописания частей слова. На уроках по развитию речи работали над структурой текста: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Научились определять типы текстов: повествование, описание, рассуждение – и создавать собственные тексты заданного типа. Познакомились с изложением и сочинением как видами письменной работы. При знакомстве с жанрами письма и поздравительной открытки учились логически и последовательно излагать события, так чтобы они были понятны адресату. С опорой на материал раздела “Лексика” учились использовать в текстах многозначные слова, синонимы, антонимы, фразеологизмы. На уроках по развитию речи ребята научились пользоваться не только орфографическим словарем, но и другими видами словарей. Это, безусловно, пополнило словарь детей, сделало их речь разнообразнее и богаче, расширило кругозор детей.

Развивая творчество детей, я преследовала цель – не только закрепить знания учащихся по определенным темам русского языка, литературного чтения и окружающего мира, но и стремилась воспитать настоящего читателя. Известный методист русской литературы М. А. Рыбникова считала, что сочинения – это путь “от маленького писателя к большому читателю”. Поэтому детские творческие сочинения я считаю не средством проверки грамотности, а важной частью системы чтения. Л. С Выготский считал, что детское творчество нужно для развития воображения, всей эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мысли, чувств, своего внутреннего мира, как одно из важных средств приобщения учеников к искусству понимания, что такое искусство слова – средство развития их мышления, воображения и речи. Смысл творческих сочинений в том, чтобы открыть ребёнку глаза на действительность, научить его видеть ней источник волнующих впечатлений и находить им выражение в слове. Эта работа помогает детям осваивать богатство родного языка и понимать литературное произведение как творчество, как искусство слова. Творчество индивидуально. Каждый прилагает усилия выразить свои мысли, чувства, впечатления. У каждого ученика творческое сочинение принимает свои формы в зависимости от возраста, от индивидуальных склонностей, психических особенностей и от общего развития.

Творческие работы мы иногда связываем с чтением произведений. После прочтения рассказа В. Драгунского “Друг детства” ребятам была предложена работа по написанию сочинения “Воспоминания моей любимой игрушки”. На уроке окружающего мира, прочитав познавательный текст о насекомых, предлагаю придумать рассказ “Узнай меня”, в котором ребята описывают различных насекомых, при этом им приходится искать материал в энциклопедиях, перефразировать научный текст в доступный для понимания одноклассников. Изучая жанровое разнообразие на уроках литературного чтения, дети сочиняют загадки, сказки, пьесы. Ребятам очень понравилось использование диалога при написании творческих работ. И хотя эта тема не изучается в начальной школе, мы решили разобрать ее на дополнительном занятии. При чтении некоторых произведений учащиеся испытывают сильные эмоциональные переживания. Так после чтения рассказов Л. Н. Толстого “Лев и собачка”, А. П. Чехова “Ванька” ребята признались, что еле сдержали слезы, тогда я предложила изменить окончание рассказов. Они выполнили это задание с большим удовольствием. Я думаю, что при выполнении такой работы ребята не только учатся правильно и грамотно писать, они ещё получают прекрасный воспитательный урок доброты, милосердия и сопереживания.

Очень важный вопрос как оценить творческие работы, и надо ли это делать. Как любой труд творческая работа должна быть оценена, но по- особому. Все творческие работы ребята зачитывают в классе, совместно мы выбираем удачные выражения, сравнения, отмечаем последовательность и логику изложения, в то же время указываем и недочеты: повторы, слова-паразиты; стилистически неверные предложения исправляем на уроках по развитию речи. Простым карандашом я подчеркиваю орфографические ошибки, над которыми ребята обязательно делают работу над ошибками, и только потом выставляется оценка за творческую работу.

К концу обучения в начальной школе нами был накоплен значительный материал, который мы с ребятами решили обобщить, издав собственную книгу творческих работ под названием “Мир фантазии”. (См. рис. 4) В оформлении книги нам помогали родители. Некоторые материалы были набраны на компьютере, некоторые остались в рукописном варианте. Ребята не только сочиняли, но и оформляли свои тексты рисунками. Защита нашего творческого проекта проходила на родительском собрании, которое вели сами ребята.

Работа, начатая в начальной школе, не прошла даром. Приятно, что, придя в пятый класс, мои выпускники получают положительные оценки по русскому языку и литературе, умеют последовательно излагать текст, составлять план своих выступлений, писать стихи. Мои новые ученики с интересом листают страницы книги и уже внесли свой посильный вклад: новые странички книги с творческими работами. (См. рис. 1, 2, 3, 7 и 8)

Представляем вашему вниманию страницы нашей книги (см. рис. 5 и 6):

Встреча Нового года.

План.

  1. Мечты друзей.
  2. Зайчонок побежал звать друзей.
  3. Встреча Нового года.

Однажды летним днем сидели на поляне зайчонок, медвежонок и бабочка. Они мечтали, чтобы наступила зима, и пришел Новый год. И они нарядили бы елку, и пришел бы к ним Дед Мороз с подарками, и Снегурочкой.

Наступила зима. Зайчонок стал белым и пушистым и побежал звать друзей наряжать елку. Прибегает к медвежонку, а его мама сказала, что он никуда не пойдет, потому что они зимой впадают в спячку. Зайчонок побежал к бабочке. Она ответила, что тоже никуда не пойдет, потому что превратилась в куколку. Он расстроенный пошел домой.

Когда зайчонок подходил к дому, то увидел, что олень везет елку. Белки, зайцы, лисы, волки несут игрушки. Он очень обрадовался, и они все вместе стали наряжать елку. Вечером Дед Мороз со Снегурочкой принесли много подарков. Так зайчонок встретил свой первый Новый год.

Агапов Д.

О чём думает моя игрушка.

Я - маленький Лева, то есть львенок, то есть меня, так назвал хозяин. Но вообще мое полное имя отчество и фамилия - Лева Львович Львовин, по знаку Зодиака я - Водолей, родился в год Тигра. Вообще я не очень люблю своего хозяина, потому что он меня не расчесывает, и совсем забыл, когда он меня стирал, а я сижу здесь один, у него на кровати, сторожу его собственное хозяйство!

Меня хозяину подарил Дед Мороз, когда моему самому этому хозяину было около пяти лет. А сейчас ему десять, в апреле будет одиннадцать, и он меня опять закормит тортом! Знает ведь прекрасно, что я не могу открыть рот, потому что я игрушечный, а он меня все равно кормит, а потом моет. Это просто отвратительно!

Вообще я к своему хозяину отношусь хорошо, а вот он ко мне - просто отвратительно! Но, никуда не денешься! Приходится торчать здесь, у него на кровати весь день! Наживать богатства, то есть всякий хлам!

Если меня кто-либо спросит, что я чувствую, я сказал бы только одно:

- Когда этот самый, как там его, ну этот самый... А!!! Вспомнил, хозяин. Вот когда он садится со мной играть... Это просто ужас!!! Он уже выдрал мне все волосы на затылке! А еще, он хотел, сделать мне пересадку волос с моего собственного хвоста!

Я даже не представляю, что со мной будет в будущем? Наверно этот самый хозяин разорвет меня или выкинет на свалку! Что еще думать? Хорошего, скорее всего не предвидится. Ну, вот и все!

Пулькин Александр

Путешествие к Деду Морозу.

План.

  1. Дело было в лесу.
  2. Мечта.
  3. Путешествие к Деду Морозу.
  4. Добрый мышонок.
  5. Мечта сбылась.

Дело было в лесу. В одном маленьком домике жили Собачка, Белочка и Зайчик. Жили они очень дружно. И они были такие смелые, что даже самый страшный злой зверь не мог их напугать. У них была одна заветная мечта. Они хотели повстречаться с Дедом Морозом. Когда они были совсем маленькими, то часто слышали от своих бабушек, что где-то далеко-далеко, за полярным кругом живет Дед Мороз. Вот они и решили найти Деда Мороза, как бы ни тяжело было им в пути.

В один прекрасный день Собачка, Белочка и Зайчик отправились в путешествие. За время путешествия им много чего пришлось преодолеть: и дождь, и холод, и огромных зверей. Но вот впереди глубокая пропасть, ей не было видно ни конца, ни края. Выхода у них не было. И друзья стали горько плакать. Из расщелины в горе вдруг вылез маленький волшебный мышонок. Увидев Собачку, Белочку и Зайчонка, он остановился и выслушал их. Мышонок с радостью согласился помочь Собачке, Белочке и Мышонку. Взмахнув своей крошечной лапкой, он перекинул мост через пропасть, и друзья быстро перебежали на другой край пропасти. Так шли они еще несколько дней. Они шли через огромный лес, где было очень много снега. И вот, наконец, дошли до полярного круга и увидели прекрасный дворец Деда Мороза. Собачка, Белочка и Зайчик были очень счастливы, ведь исполнилось их заветное желание. Дед Мороз встретил своих гостей подарками. Это ему сорока па хвосте весточку принесла, что гости идут. Веселый праздник получился у зверят.

Никонова Юля

УМНЫЙ ОСЛИК
Пьеса-сказка
Действующие лица:

  1. Умный Ослик
  2. Котенок

Картина первая.

Озеро. Котенок держит мяч. Ослик греется на солнышке,

Котенок: Ослик, давай поиграем в мяч.

Ослик: На лужайке лучше и безопасней.

Котенок: Хочу здесь!

Бросает мяч, мяч падает в воду.

Ослик: Ты умеешь плавать?

Котенок: Нет.

Ослик: Я тоже. Надо взять плот.

Котенок: А что такое плот?

Ослик: Сейчас покажу. Пойдем в перелесок.

Картина вторая.

Лес. Домик. Сарай. Стоят Котенок и Ослик.

Ослик: У моего друга есть в сарае плот. Давай возьмем.

Котенок: Давай.

Ослик: Но потом его надо вернуть.

Картина третья.

Озеро. Котенок с Осликом плывут за мячиком, достают и выходят на берег.

Котенок: Ослик, хорошо, что ты догадался взять плот.

Ослик: Теперь можно и поиграть. Только где?

Котенок: Конечно, на лужайке. Только сначала вернем плот.

Сергей Шевченко