Урок геометрии в 9-м классе по теме "Движение"

Разделы: Математика


Цели:

  • ввести понятие движения;
  • развивать умения выполнять построения симметрию относительно точки, симметрию относительно прямой, параллельный перенос;
  • прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера

Задачи:

  • научить строить виды движений (осевую симметрию, центральную симметрию и параллельный перенос)

Оборудование:

  • мультимедийная установка, электронный учебник “1С Образование, Математика 5-11”, презентация;
  • бидон, блюдце, полотенце;
  • карточки для работы в классе и дома;
  • цветной картон;
  • геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин;
  • клей;
  • оформлена доска

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Учащиеся рассаживаются на свои места).

2. Ввод темы и целей урока:

Учитель: - Добрый день уважаемый 9 класс.

В начале нашего урока я предлагаю вам внимательно посмотреть на эти предметы: (на столе стоит бидон, блюдце, полотенце с нанесенным на них орнаментом в котором используются виды симметрии) и ответить на вопрос:

- Как изображены рисунки на этих предметах?

Ученики: (Ответы учащихся)

Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков этих предметов, то можно сделать вывод, что они различны. Сегодня я вам предлагаю познакомиться с разновидностями отображения плоскости на себя, научиться их строить, и уверена, что в конце урока вы безошибочно определите вид отображения рисунков на каждом этом предмете. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Изучение нового материала.

Учитель: - Пойдем к рассмотрению первого вида отображения (учитель выполняет построение на доске, а учащиеся в тетрадях). Построим отрезок СD и выберем ось симметрии L.

Для того, чтобы построить отрезок С1D1 симметричный отрезку СD относительно прямой L необходимо:

  • Опустить перпендикуляр из точке С на прямую L,
  • Измерить отрезок СО с помощью циркуля,
  • Отложить из точки О отрезок ОС1= СО,
  • Опустить перпендикуляр из точке D на прямую L,
  • Измерить отрезок DO1 с помощью циркуля,
  • Отложить из точки О отрезок ОD1 = DО,
  • Соединить точку С1 и точку D1 отрезком.

Учитель: Этот вид называется - осевая симметрия (открывает полосу на доске). Отрезок С1D1 симметричен отрезку CD, относительно прямой L.

Закрепим навык, и выполним задание №1 на листах №1, т. е. отобразим треугольник СDЕ симметрично прямой L. (ученик выполняет построение на доске).

Учитель: - Рассмотрим второй вид отображения плоскости на себя. На экране будет появляться алгоритм построения, который я буду комментировать, а вы выполнять построение в тетрадях. Внимание на экран. Итак, нам дан отрезок АВ и задан центр симметрии О. Учитель комментирует появление алгоритма на экране (слайд №2 каждый пункт в алгоритме выходит по щелчку).

Учитель: - Мы произвели построение отрезка А1В1, симметричного отрезку АВ, относительно центра О.

Это вид – центральная симметрия (открывает полосу на доске).

Учитель: - Попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение центральной симметрии – треугольника. Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране (слайд №3 появляется алгоритм весь полностью).

Учитель: - А теперь выполните самопроверку (слайд №4 на слайде появляется правильное посторенние симметричных треугольников).

Учитель: - Переходим к следующему виду движения. Внимание на экран.

(Использование электронного учебника “1С Образование, Математика 5-11” показ видеоролика параллельного переноса с комментированием диктора. Запустить электронный учебник – выбрать планиметрия – выбрать виды геометрических преобразований – выбрать параллельный перенос)

Учитель: - Итак, мы познакомились еще с одним видом симметрии - параллельным переносом (открывает полосу на доске).

Учитель: - Давайте, выполним 3 задание на листах (учитель выполняет построение на доске с комментированием). Дан треугольник РМК и задан вектор а. Для того чтобы построить параллельный перенос необходимо из вершин треугольника РМК провести лучи соноправленные заданному вектору. Измерить длину вектора а и отложить, на соноправленных лучах данную длину.

Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения (на доске и экране три вида движения). Что общего вы заметили в них?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Центральная, осевая симметрии и параллельный перенос является движением (открывает полосу на доске). Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

Учитель: Ребята, а теперь внимание на экран. Запишем определение движения в тетрадь.

(Работа с электронным учебником. Запустить электронный учебник – выбрать планиметрия – выбрать виды геометрических преобразований – движение).

Учитель: - В начале урока мы рассмотрели предметы домашнего обихода. Ответьте на вопрос, какой вид движения изображен на каждом из них.

Ученики: - На блюдце – центральная симметрия, на бидоне – осевая симметрия, на полотенце параллельный перенос.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №5, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Ребята, в школьном курсе изучается еще один вид движения – поворот, который мы изучим на следующем уроке, но я думаю, вы уже без труда сможете определить все виды движений (показ поворота) на слайде №6 - 9. Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы, которые я вам предлагаю посмотреть (слайд № 10, использование гиперссылок).

Учитель: - Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, работами мультипликаторов попробуем самостоятельном замостить плоскость геометрической фигурой (фигура прилагается), используя виды симметрии, (творческая работа в группах по 4 человека в течение 10 минут под звуки классической музыки, на экране картины художника или анимации созданные мультипликаторами). По истечению времени рассматриваются работы с комментарием учащихся об использованных видах симметрии. Всем ученикам выставляются оценки.

4. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.

5. Домашнее задание.

Учитель: Ребята домашнее задание выполните на листах №2. Всем учащимся предлагается взять презентацию по данной теме домой, для выполнения домашнее работы и для самообразования. Также данная презентация остается в компьютере учителя, ученики могут воспользоваться ею в школе.

Задания к уроку.

Домашнее задание.

Приложение здесь.