Цель:
- познакомить с творчеством И.А.Крылова;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие навыков работы в коллективе.
Реквизиты: портрет Крылова, иллюстрации учащихся к басням, репродукции картин, жетоны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Чтение ученицей басни Крылова.
III. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир басен. Но сначала вспомним, что такое басня? (Учащиеся отвечают. На доске открывается ответ).
Великого русского баснописца И.А.Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Санкт-Петербурге, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку.
И.А.Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. И до Крылова писали басни, и писали не так плохо – Сумароков, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнаёт русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в баснях.
- Сейчас вы услышите басню. Попробуйте отгадать
название басни и её мораль.
- Что такое мораль басни?
(Звучит басня “Ворона и лисица”).
IV. Выступает учащийся с сообщением о жизни и творчестве И.А.Крылова (только самые интересные моменты из жизни баснописца).
VI. – Ведь басни Крылова можно не только выразительно читать, но и инсценировать. Встречайте героев басни “Квартет”.
Большое спасибо артистам.
VII. – А сейчас мы проверим, как вы знаете басни Крылова. (Викторина по басням, за каждый правильный ответ ученик получает жетон. Викторину составляют сами учащиеся).
VIII. – Бывает так, что купишь какую-либо вещь для пользы, как тебе кажется, а тем более, если кто-то посоветует, но так и не найдёшь ей применение.
Вот об этом мы узнаем из басни “Мартышка и очки”.
IX. Творческое задание для зрителей.
Выходят несколько учащихся и самостоятельно инсценируют басню (название басни написано на листочке, например, “Лисица и виноград”).
Пока учащиеся готовят басню, подготовленный ученик читает наизусть “Чиж и голубь”.
Какова мораль этой басни?
А сейчас вы увидите героев басни “Демьянова Уха”.
Посмотрим, что получилось у наших зрителей (актёров). Они показывают басню “Лисица и виноград”.
Дома вы должны были самостоятельно сочинить басню. И вот одну из таких басен мы и послушаем. (Ученик читает свою басню, проверенную учителем).
X. Вот и подошло время прощаться. Но чтобы вы запомнили этот праздник, посмотрите ещё одну инсценировку - басня “Стрекоза и муравей”.
А сейчас мы поприветствуем наших актёров и поблагодарим их за прекрасное выступление. Ваши аплодисменты будут лучшей наградой за выступление.
В конце праздника подводятся итоги. Кто больше набрал жетонов, тот получает приз.