Цели урока:
Образовательная :
- научиться писать строчную и заглавную букву й,
- правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й'],
- научиться различать буквы и, й;
развивающая: орфографическую зоркость, яркую, эмоциональную речь, интерес к родному языку;
воспитательная: любовь к природе, уважение к окружающим, культуру работы в парах, группах, трудолюбие.
Оборудование: карточки с изображениями звуковых схем-человечков, и буквами на доске, карточки с заданиями для работы в парах и группах, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.(Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
Вижу, что оно у вас радостное и деловое.
2. Интеллектуальная разминка.
Чистоговорки
Ой, ой, ой
Очень холодно зимой.
Ай, ай, ай
Так в снежки играть давай
Ух, ух, ух
Побежали во весь дух.
Составьте пары: буква – звук (на доске расположены звуковички и буквы, необходимо соединить их линиями: буква ш обозначает всегда твердый согласный звук, глухой, поэтому соединим ее со звуковичком в шляпке и синими башмачками; буква о обозначает гласный звук, поэтому соединяем со звуковичком в красных башмачках, буква р обозначает согласный звонки звук, который бывает и твердым и мягким, соединяем со звуковичком в звоночке, один башмачок синий, другой – зеленый, буква я может обозначать два звука или один, ее соединим со звуковичком в красных башмачках и со звуковичком в зеленом и красном башмачке).
3. Выход к теме.
- Лишь одному звуковичку не хватило пары.
Вы узнаете его. Он первый в словах: ягода, яма, ёжик, ёлка, ели, если (это звук [й'])
- Мы много раз встречались с ним в начале слова. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:
[й'], [а] – я – ягода, яма
[й'], [о] – ё – ежик, ёлка
[й'], [э] – е – ехал, если
- Где слышится звук [й'] в следующих словах: май,
пой, трамвай? (В конце слова, он последний.)
- А в словах майка, лайка, гайка – в середине, но
после него нет гласного. Как же в этом случае мы
будем обозначать на письме [й']?
- Для обозначения звука [й'] без последующего
гласного в русском алфавите есть буква Й.
“Строчная и заглавная буква й” - тема урока.
- Наша цель:
- научиться писать строчную и заглавную букву й;
- правильно употреблять в словах букву й для обозначения звука [й'];
- научиться различать буквы и, й.
4. Работа в азбуке.
- Рассмотрите в азбуке печатную букву Й. Что она
вам напоминает? (Букву И, но с крышечкой.)
- Какой звук обозначает эта буква? ( согласный,
звонкий, всегда мягкий звук.)
- Завершим схему. (Нарисуем звуковичку звоночек, а
башмачки раскрасим зеленым цветом.
Чтение слогов.
- Какие из них являются словами и мы употребляем
их в речи для выражения чувств? (Ой, ай)
- Как вы вскрикните, когда больно?
- Когда чем-то восхищаемся?
- Когда хотим пристыдить?
Чтение столбика слов справа.
5. Работа в прописи.
- Минутка чистописания повторим написание
строчной буквы о с верхним и нижним
соединением, сочетания ож, ол, в
первом случае буква о пишется
сверху, во втором – снизу.
- Рассмотрите строчные и заглавные буквы и,
й. В каких случаях необходимо писать
заглавную букву Й? Пишем, следим за
правильной позой при письме.
- Соединяется буква й с последующими
буквами так же как буква и.
Письмо слогов и слов на третьей и четвертой строчках.
- Прочитайте пару слов ниже.
- Замените слово “зной” близким по значению.
(Жара)
- О ком скажем “злой”?
- Напишем по одному разу эти слова.
6. Физминутка.
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам.
7. Работа в парах.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой
работы.
- Прочитайте, посовещайтесь и вставьте
пропущенные буквы.
1 ряд
Какой красивы_ лес зимо_! В дупле уснула б_лка. У куста за_ка. На макушку _лки села птица.
2 ряд
Дул сильны_ ветер. Малыш бо_лся идти в школу один. Он стоял под липо_. Саша взял его за руку и пов_л.
3 ряд
Я живу под землёй в тёмно_ норке
Шубка сера_, крошечны_ рост.
Глазки чёрные бусинки, зорки,
И вер_вочкой тоненький хвост.
Проверка по рядам. Прочитайте предложение. Какие буквы вставили? Какие звуки они обозначают?
- Рассмотрите лес на слайде. А теперь прочитайте первое предложение с восхищением. Как нужно прочитать остальные предложения? (Спокойно, негромко, чтобы не нарушить тишину зимнего леса.)
- Но что это появилось на ветке ели? (На слайде
слово “Жалоба”)
- На что жалуется белочка?
- Почему так важно не забирать из дупла беличьи
запасы? (Все лето и осень трудилась белочка, чтобы
не умереть от голода зимой.)
Второй ряд объясняет расстановку букв.
- Оцените поступок Саши. (Саша поступил как
настоящий товарищ. С него можно брать пример.)
- Чтобы вас любили и хотели с вами дружить не
забывайте важное правило общения. (Относись к
людям так, как хотел бы чтобы они относились к
тебе.)
- Ребята третьего ряда объясняют какие буквы
вставили на месте пропусков, какие звуки они
обозначают.
- О ком загадка? (О мышке.) Как догадались? Какие слова помогли точнее описать мышку? Как они называются? (Это слова – признаки, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Чтение слов- признаков в азбуке и запись по одному слову в прописи на странице 22.
8. Работа в группах.
- Мы работаем над групповыми творческими проектами, создали замечательные жилища для звуковичка. Пора хозяину занять свое место. Наверняка он захочет устроить новоселье. Но, похоже, список угощений и гостей составлял герой рассказа А. Шибаева “Два хвостика”. Ребята прочитают этот рассказ. (Трое ребят заранее приготовили чтение по ролям.)
- Какую ошибку допустил мальчик?
- К чему это привело?
- Очень важно научиться писать грамотно, из-за
одной буквы может измениться смысл слова, важен
каждый элемент.
- Внимание на слайд, вспомним Устав групповой
работы.
Посовещайтесь в группах и исправьте ошибки в меню и списке приглашенных на новоселье.
Меню
- йагоды
- аива
- малйна
- орехи
- печеньйэ
- йаблоки
Список гостей
- йожик
- соика
- Дюимовочка
- йэнот
- Аиболит
- зайац
- Проверим правильность выполнения данного задания по слайду.
9. Итог урока.
- Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)