Неделя естествознания "Береги здоровье смолоду"

Разделы: Внеклассная работа


План недели Цель Межпредметные связи
1 день. Открытие недели выступлением агитбригады. Заинтересовать учащихся школы с целью привлечения внимания к проекту.

Объявление тем конкурсов.

Знакомство с планом недели.

музыка
литература
2 день.

Конкурс “Самый - самый”

Актуализация таких понятий, как

-самодисциплина,

-возможности здорового организма, знание особенностей своих биоритмов.

Биология,
физика
математика
3 день.

Конкурс стихов

“Люблю Отчизну Я”

Актуализация таких понятий, как
  • гармония с окружающим миром,
  • патриотизм,
  • краеведение.
география
литература
история
4 день.

1) Конкурс рисунков “Что полезно для здоровья”

2) спектакль “Крошка-сын к отцу пришел...”

3) беседа школьников с наркологом.

Актуализация таких понятий, как
  • здоровый образ жизни, отказ от опасных привычек,
  • вред курения,
  • вред употребленияь алкогольных напитков,
  • опасность “пивного” алкоголизма,
  • здоровая семья – фактор здоровья нации.
Биология,
химия
ОБЖ
литература
ИЗО
5 день.

Интеллект – шоу “Умники и Умницы” по теме “Кожа – зеркало здоровья”

Повысить интерес учащихся к изучению естественных наук,

Расширить научный кругозор за счет межпредметных связей.

Дать пример наглядного применения меж предметных связей в жизни.

Биология,
Химия,
Физика,
География
6 день.

Закрытие недели естествознания.

Выступление агитбригады.

Выпуск стенгазеты.

Подведение итогов.

Награждение победителей в различных номинациях.

музыка
литература
ИЗО

Открытие недели естествознания.

Ведущая:

Добрый доктор Айболит
В кабинете он сидит.
Приходи к нему лечиться
И Карина, и Алиса,
И Григорий, и Анфиса.
Алексей, Сергей, Олег.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

Айболит:

Я добрый доктор Айболит.
Если что-то заболит,
Времени зря не теряйте,
Свою боль мне доверяйте.

Больной:

Болит, доктор, в голове.
Помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость
– Вот какая везде слабость...

Айболит:

Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку -
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн ты не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.

Сигарета:

Мое имя – сигарета
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом.
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо – слабакам!

Колумб:

Что-то здесь о сигарете?
Это я привез их, дети!
Я Америку открыл,
Табаком всех заразил!
Не судите меня строго,
В Индию искал дорогу!

Ведущая:

Мы судить его не будем
Пользы много сделал людям.
А курить иль не курить
Это каждый сам решит!

Закрытие недели естествознания:

Ведущая:

Добрый доктор Айболит
В кабинете не сидит.
Он с ребятами расстался,
Без работы он остался.
Вы спросили почему?
Мы ответим: “потому...”
Потому что наши дети
За жизнь свою теперь в ответе:
За бодрый вид, хороший сон,
И достижения в труде.
Помня о Солнце и воде,
Они подскажут всем, везде:

1 чтец:

Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров.

2 чтец:

Будь умерен и в одежде, и в еде.
Будь уверен на земле и на воде.
Всегда и всюду будь уверен
И не трусь, мой друг, нигде.

3 чтец:

Ты не кутай и не прячь от ветра нос
Даже в лютый, показательный мороз,
Ходи прямой, а не согнутый.
Не как какой-нибудь вопрос!

4 чтец:

Физкультурой, не спеша, овладевай,
Развей свою мускулатуру
И победу добывай!

5 чтец:

Бодр и весел настоящий чемпион,
Много песен, много шуток знает он
А кто изначально нос повесил –
Будет сразу побежден!

Награждение победителей:

1. Конкурс “Самый-самый”

А)

Раньше всех встает ребенок!
Он приучен так с пеленок?
Ну, с пеленок – не с пеленок,
Он ребенок – жаворонок! (ученик, который самый первый приходит в школу)

Б)

Спят девчонки? Спят мальчишки.
По утрам читая книжки,
Опоздавши на урок.
А сдадут работы в срок? (“сова” – тот, кто постоянно опаздывает на уроки)

В)

Гулливер и Лилипут
В нашу школу бегут.
Гулливер – в класс выпускной,
Лилипут в класс первый.
(Самый высокий в школе ученик – Гулливер – ...
школьник самого маленького роста – Лилипут – ...)

2. Конкурс “Люблю Россию я ...”

Свою Родину люблю.
Ее природу берегу.
О ней сказать, ее воспеть
Дано не каждому уметь...

(1-е, 2-е и 3-е места)

3. Конкурс “Рисуйте на здоровье”

Как здоровье защитить,
Какими быть,
Каким – не быть,
Это каждый вам расскажет,
Но лучше всех призеры наши.

(1-е, 2-е и 3-е места)

4. Конкурс “Умники и умницы”

Как лететь с земли до звезд?
Как поймать лису за хвост?
Как из камня сделать пар?
Знает умник наш –

(имя победителя)

Вне конкурса:

Крошка сын к отцу ходил,
Спрашивала Кроха:
Что такое “хорошо”?
Что такое “плохо”?
Много рассказал отец
О никотине вредном.
Курить он бросил наконец –
Пристыдила Кроха.

“Крошка сын к отцу пришел....”

Ведущий:

Кроха-сын пришел к отцу
И спросила кроха:

Сын:

Если я курить начну-
Это очень плохо?”

Ведущий:

Видимо врасплох застал
Сын отца вопросом
Папа быстро с кресла встал
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи.

Отец:

“Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень”

Ведущий:

Сын услышав сей ответ,
Снова вопрошает.

Сын:

“Ты ведь куришь много лет,
И не умираешь?”

Отец:

“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не видел страшных бед,
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет
Чтоб казаться взрослым.
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу за тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом, иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо докторам,
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО,
Попадая с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит
Под глазами синева посильнее тучи”.

Сын: “ Ну и ну! –

Ведущий: воскликнул сын –

Сын:

“Как ты много знаешь,
А курить, однако ж, не бросаешь!”

Отец:

“Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил.
Но признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить пять раз,
Может быть и боле,
Да беда, курю опять,
Не хватает воли”.

Сын:

“Нет, ты сильный мой отец,
Волевой и смелый.
Заверши ты, наконец
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить,
Бросил эту гадость.
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты мой папа, я твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
Я и мама, не хотим
Мы курить пассивно.
К нам ведь тоже никотин
Попадает с дымом.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонял на даче”.

Отец:

“Ну и кроха. Вот так сын!
Хитроват ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласен.
Но условия свои
Тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю”.

Ведущий:

И решили впредь ещё
И отец и кроха:

Все:

“Будем делать хорошо,
И не будем плохо!”

Интеллект шоу “Умники и умницы”
Тема: “Кожа – зеркало здоровья”
Правила аналогичны теле-версии игры.
План проведения игры.

1. Представление жюри, игроков, объявление темы. (В игре принимают участие учащиеся 9 классов)

2. Конкурс “Пролог” (I этап – тестирование, II этап – конкурс красноречия)

3. Жюри подводит итог пролога, определяет победителя 1-го конкурса. Победитель первым выбирает дорожку, оставшиеся двое участников определяют дорожки, соответственно занятым местам

а) красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться
б) желтая дорожка — можно один раз ошибиться, т.е получить штрафное очко
в) зеленая дорожка – самая продолжительная, на ней можно ошибиться дважды, т. е получить два штрафных очка

4. На доске записаны области знаний:

Биология
География
Физика
Химия

Участники сами выбирают область знаний и отвечают на вопрос из нее

5. Если участник не отвечает на вопрос, или отвечает, но неправильно, то на него дают ответы теоретики. За правильный ответ теоретикам вручает жетон. Каждый жетон переводится в оценку “5” по соответствующему предмету.

6. Победитель игры награждается медалью и по всем предметам естественного цикла получает оценки “отлично”

Ход игры:

Конкурс “Пролог”

I этап – тест

Задание: выберите правильные ответы на вопросы: 1. Из скольких слоев состоит кожа?

а) из одного
б) из двух
в) из трех
г) из четырех

2. Каковы функции кожи?

а) терморегуляция
б) дыхание
в) выделение воды, солей, мочевины
г) защитная
д) орган чувств

3. Из каких слоев состоит эпидермис?

а) мертвый ороговевший слой
б) подкожная жировая клетчатка
в) живые делящиеся клетки

4. В каком слое кожи находятся скопления потовых и сальных желез, волосяные сумки?

а) эпидермис
б) собственно кожа (дерма)
в) подкожная жировая клетчатка

II этап – конкурс красноречия

Задание: Докажите, что кожа – зеркало здоровья

Условие: ответ должен быть кратким, убедительным

Вопросы из области физики:

  1. Почему в горах кожа быстро покрывается загаром? (Воздух сильно рассеивает ультрафиолетовые лучи. На большой высоте, где воздух разрежен. Ультрафиолетовая радиация достаточно интенсивна)
  2. Почему, если на руку подышать, то ощущается тепло; а если подуть, то – холод? (В первом случае мы способствуем конденсации водяного пара, содержащегося в выдыхаемом воздухе. Во втором – быстрая струя воздуха способствует испарению влаги с поверхности руки)
  3. Ходжа Насреддин, чтобы определить, кто из двух подозреваемых прав, заставил их лизнуть горячий нож. “Детектор лжи” сработал – у вора на языке остался ожог от ножа. Объясните явление. (У лжеца пересохло во рту. У другого человека слюна при контакте с горячим лезвием испарялась, забирая тепло.)
  4. Один из исследователей провел в сухой бане 45 минут при 126 С без вреда для здоровья. В то время кусок, прихваченный им с собой, сварился. Объясните явление. (Человека спасает механизм терморегуляции – теплоизлучения и испарения пота через кожу. Это поддерживает температуру тела постоянной)
  5. Сопротивление человеческой кожи электрическому току колеблется от 105 до 1500 Ом. Какие особенности кожи человека могут уменьшить это сопротивление? (а)состояние потоотделения; б) порезы; в) царапины г) ссадины)
  6. Если окунуть в горячий чай кусочек хлеба, то, не подув, нельзя сразу брать его в рот, обожжешься. На опущенный в чай кусочек сахара дуть не надо. Почему? (Хлеб обжигает, потому что в его поры набирается и сохраняется там горячая жидкость, а сахар начинает плавиться, на что требуется дополнительный расход тепла.)

Вопросы из области географии:

  1. Перечислите основные человеческие расы и назовите причины, по которым они различаются ( а) Европеоидная (белая) светлая кожа, светлые глаза, б) монголоидная (коричневая) – желтоватый цвет кожи, черные прямые волосы, узкий разрез глаз, дополнительная складка на веках, выступающие скулы, в) негроидная (экваториальная) - черная- темная кожа, темные глаза, жесткие курчавые волосы, предохраняющие голову от солнца, пухлые губы.)
  2. В каких странах живут представители чернокожие люди (представители экваториальной расы) – Замбия, Чехия, Иран, Конго, Китай, Испания, Ангола, Мали, Мадагаскар, Албания, Исландия, Марокко, Эфиопия, ЮАР? (Замбия, Конго, Ангола, Мали, Мадагаскар, Марокко, Эфиопия, ЮАР)
  3. К какой расе относятся папуасы Новой Гвинеи? Кто из русских ученых доказывал миру, что люди всех рас, племен, народов равны между собой?(Папуасы – представители экваториальной расы. Н.Н.Миклухо-Маклай не только изучал жизнь и быт народов острова Новая Гвинея, но и составил описания берегов.)
  4. Где живут эскимосы, нилоты, пигмеи? У кого из них самый темный цвет кожи? (Эскимосы – север Евразии, нилоты – на реке Нил, пигмеи – экваториальные леса Африки. Нилоты – самый черный цвет кожи из всех живущих.)
  5. Какой материк на Земле самый жаркий? Как местные жители приспособлены к жизни в жарком климате? (Африка. Коренные жители – представители экваториальной – негроидной расы – имеют черный цвет кожи. Темная кожа, темные глаза содержат большое количество пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Плотно прилегающие к голове жесткие курчавые волосы предохраняют голову от солнца. Темная кожа имеет особую смазку.)

Вопросы из области химии:

  1. В коже под действием ультрафиолетовых лучей один витамин образуется из своего предшественника. Назовите его (витамин D)
  2. Действие этого гормона приводит к сокращению гладкомышечных клеток кожи, волосы принимают вертикальное положение. Назовите этот гормон (Адреналин)
  3. Во время очередного урока химии Вовочка проявил неосторожность и разлил концентрированную серную кислоту. Помогите Вовочке спасти руки от обугливания (смыть водой, обработать содой)
  4. После того, как Юстус Либих открыл эту органическую кислоту, он с радостью прижигал кожу рук многим студентам. У самого Либиха на щеке вскочил пузырь от брызг этой кислоты. Назовите ее. (Муравьиная кислота)
  5. У Вовочки опять неприятности на уроке химии. На этот раз он разлил щелочь. Капли жидкости попали на кожу рук. Спасите руки Вовочки. (Смыть водой, обработать раствором уксусной кислоты)
  6. На лавочке сидят двое: негр и альбинос. С негром все понятно, а вот кто такой альбинос? (Человек, кожа которого лишена пигмента меланина)

Вопросы из области биологии:

  1. Как отражаются на коже погрешности в питании?
  2. В жаркую погоду пота выделяется больше мочи, а в холодную наоборот. Как можно объяснить такую закономерность?
  3. Обязательный признак любого инфекционного заболевания – повышение температуры. Какое это имеет значение для организма? (Это признак работы иммунной системы, борющейся с возбудителем болезни. Повышение температуры выше 38 является губительным для большинства вирусов.)
  4. Во время принятия водных процедур кровь приливает к коже. Почему не следует купаться сразу после принятия пищи?
  5. Представьте себе, что вы озябли и дрожите. Объясните, каково значение для организма такой реакции? (Дрожь – это непроизвольное ритмическое сокращение мышц с большой частотой, обеспечивает организму увеличение теплопродукции)

Приложение