Процессы, которые происходят сегодня в современном мире, создают мощный стимул для изучения иностранного языка. Знание иностранного языка сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла.
Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в массовой школе: по-прежнему недостаточна активная речевая практика на уроке в расчете на каждого ученика, отсутствует необходимая дифференциация обучения. Учащиеся, приобретая необходимые умения и навыки общения, практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, пользоваться полученными знаниями вне класса. В результате теряется интерес к изучению иностранного языка.
Как сделать учебный процесс для учащихся творчески насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным?
Известно, что интегративной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала при обучении особенно немецкому языку. Общеизвестны роль и значение английского языка в современном мире. Естественно стремление обучающихся и их родителей выбрать для изучения именно этот язык, и, как показывает практика, к этому склоняется большинство школ. Помимо проведения пропагандистской работы с целью разъяснения роли разных языков с учетом местных условий нужно совершенно изменить подход к организации учебного процесса. На наш взгляд, цель обучения может быть достигнута лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
В настоящее время в условиях информатизации системы образования происходит движение к современной модели учебного процесса, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию и появляются новые задачи: индивидуализация обучения и воспитания; конструирование обучаемыми собственных знаний, представлений о мире, умений, навыков в ходе практической работы (включая компьютерные модели); проектная организация учебного процесса, при которой обучающиеся самостоятельно определяют важную для них цель, ищут и коллективно реализуют пути её достижения.
Изучив публикации о новых педагогических технологиях Е.С. Полат, И.Л. Бим, И.А. Зимней и др., наиболее способствующим реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и характерным для сферы информационных технологий нам представился опыт обучения на основе проектной деятельности.
Именно проектная организация учебного процесса с использованием информационных технологий позволяет:
- обеспечить умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- повысить мотивацию к изучению немецкого языка, к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
- формировать представления о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире;
- грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе, а также в научных, культурных, информационных центрах всего мира [3].
Таким образом, наряду с проектной деятельностью, использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка, активизирует речемыслительную деятельность обучающихся. Одним из ведущих преимуществ компьютера является содействие личностно-ориентированному подходу – индивидуализации обучения, позволяющее ученику работать в соответствии со своими особенностями.
Метод проектов с использованием информационных технологий как мотивирующий фактор обучения.
Подготовка к проектной деятельности. Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [5].
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Поэтому для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе.
Во время подготовительной работы нам помогает использование компьютерных обучающих программ по немецкому языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Понятно, что учителю не просто перестроиться, привыкнуть к мысли, что урок совсем не обязательно устная передача информации от одного источника – преподавателя, что интерактивные мультимедиа продукты дадут ту же информацию намного быстрее и эффективнее. Они дают новые возможности самостоятельной учебной работы. Обучающие программы (“Репетитор”, “Немецкий язык для начинающих. 12 грамматических уроков”, “Немецкий язык для совершенствующихся”, “Электронная морфология” и др.) созданы для самостоятельного освоения немецкого языка. Оптимальным для школы является фрагментарное использование этих программ на уроке при изучении грамматического материала. Грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер: программа “12 уроков…” включает в себя все грамматические явления. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя упражнения для тренировки и закрепления материала, а также контрольные задания. При необходимости можно прибегнуть к справочному материалу по любой грамматической теме. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. В целях индивидуализации обучении мы сами составляем и записываем разноуровневые тесты и рабочие листы для работы на компьютере в процессе проектной деятельности [Приложение 1, Приложение 2].
Итак, именно компьютерное обучение, даже фрагментарное, несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам активизации и индивидуализации обучения. Компьютер как способ и средство обучения применяется достаточно многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, как репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности, контроля.
Цели и задачи проектной методики. Метод проектов является сильным мотивирующим фактором. Как прием обучения он удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала, поддерживает интерес. Сторонники этой методики придерживаются мнения, что все усилия оправдываются, т.к. при этом решается ряд важных задач:
- практическая деятельность ученика: учащиеся не только приобретают знания, умения и навыки, а применяют их на практике, затрагивается их эмоциональная сфера, благодаря чему усиливается мотивация;
- творческая работа ученика: учащиеся самостоятельно добывают информацию из дополнительных источников;
- реализация различных форм организации учебной деятельности, в ходе которой учитель - консультант и партнер, советчик, помощник;
- заинтересованность ученика: все в работе ориентировано на ребенка, его жизненный опыт, интересы, способности;
- ответственность ученика перед группой: каждый, работая индивидуально должен представить группе результат своей деятельности [4].
Формы обучения. Основной формой обучения в проектной деятельности является групповое взаимодействие. Функции учащихся в группе могут меняться, так же как и состав групп, но важно, чтобы осуществлялось взаимодействие, взаимопомощь.
Состав группы определяется по таким принципам как: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. А это стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решений, реализовывать усвоенные им средства и способы работы на компьютере. Работая над проектом, школьники учатся сотрудничать в “команде”.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя здесь в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е.акцент делается не на преподавание, а на учение (девиз проектной методики). Недаром девизом в ФРГ у сторонников проектной методики служат слова Конфуция: Erzahle mir, und ich vergesse! Zeige mir und ich verstehe! La mir machen, und ich lerne (Confuzius) - Раскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я пойму! Заставь меня что-либо сделать, и я выучу!
Таким образом, на всех этапах учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы и поиска путей ее решения.
Важно подчеркнуть, что проектная методика с использованием информационных технологий имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и неречевого (материального продукта)); стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, коммуникативные умения, чувства, эмоции.
Реализация проекта как средство формирования коммуникативной активности учащихся.
Проект – самостоятельная творческая работа учащихся. Проект – это групповая или индивидуальная творческая работа учащихся. Защита проекта – урок-презентация проходит как обобщающий заключительный этап по пройденной теме. На начальном этапе прохождения темы учащимся предлагаются различные варианты проектов, которые заносятся в проектный план (8-11 кл). Например, по теме “Как прекрасно летом” (8 кл.) предлагаем реализовать следующие проекты: комиксы “Как я провел свободное время летом”, газета-коллаж на темы “Летние впечатления”, “Воспоминания о лете”, “Лето - мое любимое время года”, рекламный проспект “Путешествуйте в Германию”, викторина “Все о ФРГ” и т.п. По теме “Школа”: передача “Россия – ФРГ. Наши школы”, “Школа здоровья”, “ Школа будущего”, “Школа моей мечты” и т.п.
В зависимости от темы выбранного проекта учащиеся работают или в группах (2-4 чел.) или индивидуально. В процессе работы учащиеся часто видоизменяют тему, вносят свои предложения по вопросам, которые их больше интересуют.. Результаты своего труда школьники должны творчески оформить на компьютере: написать сочинение, статью, рекламу, собрать и обработать статистические данные, спроектировать альбом, коллаж, газету, книгу и т.п, и в итоге организовать выставку и представить свою проектную работу.
Таким образом, при совместной работе в рамках проекта можно наблюдать заинтересованность даже у слабых учащихся, желание высказаться по интересующей их теме, красиво и оригинально оформить свою творческую работу, более увлекательно провести презентацию проекта. Учащимся интересен не только результат, а, особенно с использованием компьютера, и весь процесс создания проекта.
Технология работы над проектом. Планирование начинаем с отбора страноведческого и лингвистического материала. Для организации проектной работы отбираем только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость Работу над проектом ведем поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Последовательность выполнения проекта наглядно представлена в таблице.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
I. Подготовительный 1. Целеполагание 2. Планирование |
Определение темы, выявление проблемы.
Выбор групп Анализ проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование |
Уточняют информацию. Обсуждают.
Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. |
Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Помогает. Наблюдает. |
II. Организационный 1. Выбор методов проверки принятых гипотез 2. Выполнение |
Обсуждение методов проверки принятых
гипотез, источников информации Поиск информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. |
Обсуждают и выбирают оптимальный
вариант. Определяют источники информации Работают с информацией. Проводят исследование. Оформляют проект. |
Наблюдает. Консультирует. Советует. Направляет процесс работы. |
III. Заключительный 1. Защита проекта |
Презентация результатов
проектирования. Оценка результатов |
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования |
Подготовительный этап включает в себя постановку цели и задач и планирование проекта:
- Сначала мы планируем проект в рамках определенной темы, предлагая ученикам свои идеи, в скрытом виде проблемы.
- Ученики обсуждают эти проблемы, выдвигают свои гипотезы (предложения)
- Формируем группы и распределяем задания в группах.
- Распределяем задания между членами группы: одному учащемуся, например, было поручено собрать фактический материал по теме, другому – провести анкетирование в классе и обработать данные, учащимся с невысоким уровнем обученности составить план школы, нарисовать или сделать фотографии и сопроводить их короткой информацией на языке.
Подготовительный этап обеспечивает также языковые и речевые умения школьников: овладение лексикой, грамматическим материалом по теме, чтение текстов из учебника, которые служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Эти умения формируются и развиваются в процессе проектной деятельности с применением обучающих компьютерных программ.
Во время организационного этапа происходит выполнение проекта: учащиеся работают с информацией: собирают из дополнительных источников, исследуют, выбирают; т.е. проводят поисковую деятельность и творчески оформляют свою проектную работу. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. коммуникативным шагам, которые научили бы высказываться логично, связно, продуктивно. С этой целью мы используем различные грамматические опоры, речевые клише, коммуникативные речевые штампы (я думаю, по моему мнению, я убежден; если я не ошибаюсь и т.д., фразы согласия, несогласия, обобщения сказанного и т.п.), которые постоянно меняются при усвоении предыдущих.
Заключительный этап включает в себя защиту и обсуждение проектов. Каждая группа защищает свой проект по ранее обсужденному плану. Например, по теме “Школа” презентация проходила в форме телепередачи, которая называлась “Schule, scool, shole, школа”. Двое ведущих из России и ФРГ брали интервью у гостей передачи, которые представляли свой проект “Наша родная школа”, немецкие школьники из Вальдорфской школы выступили с проектом “Школа моей мечты”, затем прошла конференция “Школа здоровья – школа будущего”.
Подведение итогов – очень важный этап Учащиеся выражают свое мнение о защите (что удалось, что не получилось, почему?), выбирают наиболее интересный проект, аргументируя свое мнение. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Очевидно, что язык – это только составная часть проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
В заключение следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности, которые неизбежны. Они обусловлены следующими факторами:
- недостаточный уровень языковой подготовки учащихся: не всегда дети готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки;
- нехватка времени по учебному плану;
- трудность вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.
Несмотря на определенные трудности, данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: творческие презентации ребят заменяют уже приевшуюся форму контроля “вопрос-ответ”. Преимущество проектной организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит в том, что такая деятельность вырабатывает следующие умения:
- планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
- использовать много источников информации;
- самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- анализировать, аргументировать мнение;
- устанавливать контакты;
- создавать “конечный продукт”;
- представлять созданное перед аудиторией.
Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для достижения успешной социализации учащихся.
Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Таким образом, проектная организация учебного процесса и использование информационных технологий позволяет решить поставленные задачи: в результате совместной учебной деятельности учащихся удается значительно увеличивать время речевой практики каждого ученика на уроке, что способствует развитию коммуникативной активности, проводить индивидуализацию и интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышать познавательную активность и мотивацию обучения.
Список литературы:
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. - 2002- № 2.
- Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2002- № 2.
- Krumm H-G Unterrichtspprojekte-praktisches Lernen im Deutschunterricht // Fremdsprache Deutsch. – 1991- №4.
- Перунова Л.А. Die Liebe kann Gluck bringen. // УГ – 1999. - № 48.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования.// Москва, 2001.
- Протасень Е.П., Штаменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против.// ИЯ в школе. – 2000 - № 5.
- Рогова Г.В. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам // Москва, 1991.