Проектная организация учебного процесса с использованием информационных технологий при обучении немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Процессы, которые происходят сегодня в современном мире, создают мощный стимул для изучения иностранного языка. Знание иностранного языка сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла.

Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в массовой школе: по-прежнему недостаточна активная речевая практика на уроке в расчете на каждого ученика, отсутствует необходимая дифференциация обучения. Учащиеся, приобретая необходимые умения и навыки общения, практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, пользоваться полученными знаниями вне класса. В результате теряется интерес к изучению иностранного языка.

Как сделать учебный процесс для учащихся творчески насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным?

Известно, что интегративной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала при обучении особенно немецкому языку. Общеизвестны роль и значение английского языка в современном мире. Естественно стремление обучающихся и их родителей выбрать для изучения именно этот язык, и, как показывает практика, к этому склоняется большинство школ. Помимо проведения пропагандистской работы с целью разъяснения роли разных языков с учетом местных условий нужно совершенно изменить подход к организации учебного процесса. На наш взгляд, цель обучения может быть достигнута лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

В настоящее время в условиях информатизации системы образования происходит движение к современной модели учебного процесса, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию и появляются новые задачи: индивидуализация обучения и воспитания; конструирование обучаемыми собственных знаний, представлений о мире, умений, навыков в ходе практической работы (включая компьютерные модели); проектная организация учебного процесса, при которой обучающиеся самостоятельно определяют важную для них цель, ищут и коллективно реализуют пути её достижения.

Изучив публикации о новых педагогических технологиях Е.С. Полат, И.Л. Бим, И.А. Зимней и др., наиболее способствующим реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и характерным для сферы информационных технологий нам представился опыт обучения на основе проектной деятельности.

Именно проектная организация учебного процесса с использованием информационных технологий позволяет:

  • обеспечить умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  • развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе;
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • повысить мотивацию к изучению немецкого языка, к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;
  • формировать представления о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире;
  • грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе, а также в научных, культурных, информационных центрах всего мира [3].

Таким образом, наряду с проектной деятельностью, использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка, активизирует речемыслительную деятельность обучающихся. Одним из ведущих преимуществ компьютера является содействие личностно-ориентированному подходу – индивидуализации обучения, позволяющее ученику работать в соответствии со своими особенностями.

Метод проектов с использованием информационных технологий как мотивирующий фактор обучения.

Подготовка к проектной деятельности. Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [5].

Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Поэтому для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе.

Во время подготовительной работы нам помогает использование компьютерных обучающих программ по немецкому языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Понятно, что учителю не просто перестроиться, привыкнуть к мысли, что урок совсем не обязательно устная передача информации от одного источника – преподавателя, что интерактивные мультимедиа продукты дадут ту же информацию намного быстрее и эффективнее. Они дают новые возможности самостоятельной учебной работы. Обучающие программы (“Репетитор”, “Немецкий язык для начинающих. 12 грамматических уроков”, “Немецкий язык для совершенствующихся”, “Электронная морфология” и др.) созданы для самостоятельного освоения немецкого языка. Оптимальным для школы является фрагментарное использование этих программ на уроке при изучении грамматического материала. Грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер: программа “12 уроков…” включает в себя все грамматические явления. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя упражнения для тренировки и закрепления материала, а также контрольные задания. При необходимости можно прибегнуть к справочному материалу по любой грамматической теме. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. В целях индивидуализации обучении мы сами составляем и записываем разноуровневые тесты и рабочие листы для работы на компьютере в процессе проектной деятельности [Приложение 1, Приложение 2].

Итак, именно компьютерное обучение, даже фрагментарное, несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам активизации и индивидуализации обучения. Компьютер как способ и средство обучения применяется достаточно многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, как репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности, контроля.

Цели и задачи проектной методики. Метод проектов является сильным мотивирующим фактором. Как прием обучения он удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала, поддерживает интерес. Сторонники этой методики придерживаются мнения, что все усилия оправдываются, т.к. при этом решается ряд важных задач:

  • практическая деятельность ученика: учащиеся не только приобретают знания, умения и навыки, а применяют их на практике, затрагивается их эмоциональная сфера, благодаря чему усиливается мотивация;
  • творческая работа ученика: учащиеся самостоятельно добывают информацию из дополнительных источников;
  • реализация различных форм организации учебной деятельности, в ходе которой учитель - консультант и партнер, советчик, помощник;
  • заинтересованность ученика: все в работе ориентировано на ребенка, его жизненный опыт, интересы, способности;
  • ответственность ученика перед группой: каждый, работая индивидуально должен представить группе результат своей деятельности [4].

Формы обучения. Основной формой обучения в проектной деятельности является групповое взаимодействие. Функции учащихся в группе могут меняться, так же как и состав групп, но важно, чтобы осуществлялось взаимодействие, взаимопомощь.

Состав группы определяется по таким принципам как: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. А это стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решений, реализовывать усвоенные им средства и способы работы на компьютере. Работая над проектом, школьники учатся сотрудничать в “команде”.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя здесь в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е.акцент делается не на преподавание, а на учение (девиз проектной методики). Недаром девизом в ФРГ у сторонников проектной методики служат слова Конфуция: Erzahle mir, und ich vergesse! Zeige mir und ich verstehe! La mir machen, und ich lerne (Confuzius) - Раскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я пойму! Заставь меня что-либо сделать, и я выучу!

Таким образом, на всех этапах учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы и поиска путей ее решения.

Важно подчеркнуть, что проектная методика с использованием информационных технологий имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и неречевого (материального продукта)); стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, коммуникативные умения, чувства, эмоции.

Реализация проекта как средство формирования коммуникативной активности учащихся.

Проект – самостоятельная творческая работа учащихся. Проект – это групповая или индивидуальная творческая работа учащихся. Защита проекта – урок-презентация проходит как обобщающий заключительный этап по пройденной теме. На начальном этапе прохождения темы учащимся предлагаются различные варианты проектов, которые заносятся в проектный план (8-11 кл). Например, по теме “Как прекрасно летом” (8 кл.) предлагаем реализовать следующие проекты: комиксы “Как я провел свободное время летом”, газета-коллаж на темы “Летние впечатления”, “Воспоминания о лете”, “Лето - мое любимое время года”, рекламный проспект “Путешествуйте в Германию”, викторина “Все о ФРГ” и т.п. По теме “Школа”: передача “Россия – ФРГ. Наши школы”, “Школа здоровья”, Школа будущего”, “Школа моей мечты” и т.п.

В зависимости от темы выбранного проекта учащиеся работают или в группах (2-4 чел.) или индивидуально. В процессе работы учащиеся часто видоизменяют тему, вносят свои предложения по вопросам, которые их больше интересуют.. Результаты своего труда школьники должны творчески оформить на компьютере: написать сочинение, статью, рекламу, собрать и обработать статистические данные, спроектировать альбом, коллаж, газету, книгу и т.п, и в итоге организовать выставку и представить свою проектную работу.

Таким образом, при совместной работе в рамках проекта можно наблюдать заинтересованность даже у слабых учащихся, желание высказаться по интересующей их теме, красиво и оригинально оформить свою творческую работу, более увлекательно провести презентацию проекта. Учащимся интересен не только результат, а, особенно с использованием компьютера, и весь процесс создания проекта.

Технология работы над проектом. Планирование начинаем с отбора страноведческого и лингвистического материала. Для организации проектной работы отбираем только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость Работу над проектом ведем поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.

Последовательность выполнения проекта наглядно представлена в таблице.

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
I. Подготовительный

1. Целеполагание

2. Планирование

Определение темы, выявление проблемы. Выбор групп

Анализ проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

Уточняют информацию. Обсуждают. Выявляют проблемы.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели.

Помогает. Наблюдает.

II. Организационный

1. Выбор методов проверки принятых гипотез

2. Выполнение

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, источников информации

Поиск информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Обсуждают и выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации

Работают с информацией. Проводят исследование. Оформляют проект.

Наблюдает. Консультирует. Советует.

Направляет процесс работы.

III. Заключительный

1. Защита проекта

Презентация результатов проектирования.

Оценка результатов

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования

Подготовительный этап включает в себя постановку цели и задач и планирование проекта:

  1. Сначала мы планируем проект в рамках определенной темы, предлагая ученикам свои идеи, в скрытом виде проблемы.
  2. Ученики обсуждают эти проблемы, выдвигают свои гипотезы (предложения)
  3. Формируем группы и распределяем задания в группах.
  4. Распределяем задания между членами группы: одному учащемуся, например, было поручено собрать фактический материал по теме, другому – провести анкетирование в классе и обработать данные, учащимся с невысоким уровнем обученности составить план школы, нарисовать или сделать фотографии и сопроводить их короткой информацией на языке.

Подготовительный этап обеспечивает также языковые и речевые умения школьников: овладение лексикой, грамматическим материалом по теме, чтение текстов из учебника, которые служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Эти умения формируются и развиваются в процессе проектной деятельности с применением обучающих компьютерных программ.

Во время организационного этапа происходит выполнение проекта: учащиеся работают с информацией: собирают из дополнительных источников, исследуют, выбирают; т.е. проводят поисковую деятельность и творчески оформляют свою проектную работу. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. коммуникативным шагам, которые научили бы высказываться логично, связно, продуктивно. С этой целью мы используем различные грамматические опоры, речевые клише, коммуникативные речевые штампы (я думаю, по моему мнению, я убежден; если я не ошибаюсь и т.д., фразы согласия, несогласия, обобщения сказанного и т.п.), которые постоянно меняются при усвоении предыдущих.

Заключительный этап включает в себя защиту и обсуждение проектов. Каждая группа защищает свой проект по ранее обсужденному плану. Например, по теме “Школа” презентация проходила в форме телепередачи, которая называлась “Schule, scool, shole, школа”. Двое ведущих из России и ФРГ брали интервью у гостей передачи, которые представляли свой проект “Наша родная школа”, немецкие школьники из Вальдорфской школы выступили с проектом “Школа моей мечты”, затем прошла конференция “Школа здоровья – школа будущего”.

Подведение итогов – очень важный этап Учащиеся выражают свое мнение о защите (что удалось, что не получилось, почему?), выбирают наиболее интересный проект, аргументируя свое мнение. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Очевидно, что язык – это только составная часть проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

В заключение следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности, которые неизбежны. Они обусловлены следующими факторами:

  • недостаточный уровень языковой подготовки учащихся: не всегда дети готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки;
  • нехватка времени по учебному плану;
  • трудность вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию.

Несмотря на определенные трудности, данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: творческие презентации ребят заменяют уже приевшуюся форму контроля “вопрос-ответ”. Преимущество проектной организации учебного процесса с использованием информационных технологий состоит в том, что такая деятельность вырабатывает следующие умения:

  • планировать свою работу, просчитывая возможные варианты;
  • использовать много источников информации;
  • самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • анализировать, аргументировать мнение;
  • устанавливать контакты;
  • создавать “конечный продукт”;
  • представлять созданное перед аудиторией.

Эти умения в соединении с интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями являются социально-значимыми для достижения успешной социализации учащихся.

Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Учитель организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.

Таким образом, проектная организация учебного процесса и использование информационных технологий позволяет решить поставленные задачи: в результате совместной учебной деятельности учащихся удается значительно увеличивать время речевой практики каждого ученика на уроке, что способствует развитию коммуникативной активности, проводить индивидуализацию и интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышать познавательную активность и мотивацию обучения.

Список литературы:

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. - 2002- № 2.
  2. Венедиктова С.А. Проектная деятельность учащихся на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2002- № 2.
  3. Krumm H-G Unterrichtspprojekte-praktisches Lernen im Deutschunterricht // Fremdsprache Deutsch. – 1991- №4.
  4. Перунова Л.А. Die Liebe kann Gluck bringen. // УГ – 1999. - № 48.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования.// Москва, 2001.
  6. Протасень Е.П., Штаменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против.// ИЯ в школе. – 2000 - № 5.
  7. Рогова Г.В. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам // Москва, 1991.