Философско-мировоззренческий спецкурс “Мир человека” предназначен для учащихся 10–11-х классов и прежде всего для учащихся профильных классов гуманитарного направления (право, социология, экономика, политология и т.д.).
Цель – дать первое, самое общее представление о понятии, назначении, происхождении, социальной роли, истории развития и основных проблем философии.
Задачи спецкурса:
- познакомить учащихся с основными достижениями научной мысли;
- сформировать целостное представление об основных социально-философских моделях;
- помочь учащимся понять современное общество и роль человека в его развитии;
- выработать умение самостоятельно ориентироваться в реальности;
- сформировать умение анализировать, сравнивать информацию из различных источников;
- формировать аналитическую культуру мышления;
- создать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
- создать основу для более глубокого изучения в высших учебных заведениях и в самостоятельных поисках ответов на важнейшие философские вопросы о мире и человеке;
- учить детей на уроках философии серьёзности отношения к слову;
- готовить учащихся к встречи с миром, со сложными вопросами: для чего мы живём? В чём состоит смысл нашего существования? В чём ответственность человека перед обществом?
Обоснование содержания.
- Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основанием мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом.
- Место философии в учебном плане не предусмотрено, она как бы “растворена” в ряде других предметов, прежде всего в курсе обществознание.
- Именно философия является предметом мировоззренческим по своей сути, своей природе.
- Популярность философии.
Требования к уровню подготовки учащихся (знании, умения, навыки).
- Достижение более высокого уровня знаний.
- Выработка умений самостоятельно ориентироваться в реальности.
- Наличие навыков анализа сравнения информации из различных источников.
- Умение находить решение новых проблем, заниматься самообразованием.
- Умение обрабатывать и классифицировать различную информацию.
- Умение запрашивать различные базы данных.
- Умение строить взаимоотношения и совместную работу в коллективе.
- Принимать решения и отвечать за них.
Основные блоки, модули.
Основной структурной единицей планирования является раздел, в котором выделены темы и указано количество часов, отводимых на изучения раздела в целом и отдельных тем. Планирование рассчитано на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В конце каждой темы учащиеся получают вопросы для размышления. Вопросы предполагают не только воспроизведение заученных ответов, но и самостоятельное размышление с опорой на уже имеющиеся знания.
Дидактический материал тем дополнен структурными схемами и таблицами, которые облегчают учащимся упорядочение и запоминание сложного материала, систематизируют и дополняют основной текст.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Название |
Количество часов |
Содержание |
1. |
Взгляды и представление о мире и человеке. | 3 |
Концепции происхождения человека за и против. Человек и мысль его существования. Понятие мировоззрения, его структура и типы. |
2. |
Мифологическое мировоззрение. | 4 |
Мифология. Основные вопросы мифологии. Черты мифа. Особенности мифологического мировоззрения. Классификация мифов и мифологических героев. Славянская мифология. |
3. |
Религиозное мировоззрение. | 4 |
Происхождение религии и ее ранние формы. Мировые религии: возникновение, регион распространения, основные идеи (догматы), особенности культа, священные книги и их содержание. Особенности религиозного мировоззрения и религиозная картина мира. |
4. |
Философское мировоззрение. | 7 |
Философия и основной круг ее проблем. Философия, как разновидность мировоззрения. Специфика философского знания. Философский плюрализм. Многообразие философских школ, учений, течений, направлений. Выдающиеся философы и их взгляды на мир и человека. |
5. |
Основные проблемы философии. | 5 |
Бытие. Материя. Сознание. Движение и развитие. Законы развития. Модели. Пространство и время. |
6. |
Философия человека. | 6 |
Понятие и специфика философской антропологии. Что есть человек. Психический мир. Сфера сознательного и бессознательного. Скрытые (паранормальные) силы человека. Проблема жизни после смерти. Перспектива дальнейшей эволюции человека. Актуальные проблемы биоэтики. |
7. |
Научно-философское мировоззрение и современная картина мира. | 4 |
Человек во вселенной. Понятие "картина мира". Эволюция донаучных вариантов картины мира. Становление научной картины мира. Современная картина мира. Возможные модели развития будущего земной цивилизации. |
8. |
Итоговое занятие. Моё мировоззрение. | 1 |
Творческая работа |
Формы занятий.
1. 50 % учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной деятельности:
- работу с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в т.ч. ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной информации, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение проблемных, логических, творческих задач;
- участие в обучающих играх;
- участие в дискуссиях, диспутах, отстаивание и аргументация своей позиции;
- осуществление учебно-исследовательских работ, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов.
2. Написание практических работ по темам:
“Мировые религии” (возникновение, регион распространения, основные идеи (догматы), особенность культа, священные книги и их содержание).
“Выдающиеся философы, их взгляды на мир и человека”.
3. Семинарские занятия по темам: “Особенности мифологического мировоззрения. Классификация мифов и мифологических героев”.
“Многообразие философских школ, учений, течений, направлений”.
4. Уроки-дискуссии по темам:
“Концепции происхождения человека: за и против”.
“Понятие и специфика философской антропологии. Что есть человек?”.
“Актуальные проблемы биоэтики”.
5. Составление проектов:
“Перспектива дальнейшей эволюции человека”.
“Возможные модели развития будущего земной цивилизации”.
6. Написание творческих работ:
“Человек и смысл его существования”.
“Проблема смысла жизни”.
“Уникален ли я?”.
“Что для меня свято?”.
“Мое мировоззрение”.
7. Темы докладов, рефератов:
“Новые находки антропологов: как они меняют наши представления о стадиях эволюции человека”.
“Роль общества в формировании личности (на примере опыта развития детей, оказавшихся вне общения с себе подобными)”.
“Современная психология о роли бессознательного в жизни человека”.
“Интеллектуальные способности человека: поддаются ли они изменению?”.
“Паранаука: шарлатанство или новые возможности?”.
“Гибель и возрождение славянской мифологии”.
Рекомендуемая литература
- Аблеев С. Р. основы философии.: Вводный курс: Учебн. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС. 2003.
- Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П. Основы философии: Учебное пособие для средних спец. учебн. Заведений: - Ростов Н/Д. Феникс. 2002. (Серия “Учебники XXI века”).
- Хрестоматия по философии: учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – М.: Центр. 2001.
- Якушев А. В. Философия (конспект лекций). – М.: “Из-во ПРИОР”. 2001
- Рычков А. К., Яшкин Б. Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебн. пособие для студ. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС. 2001.
- Малышевский А. Ф. Введение в философию: пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа. 1999.