Цели:
- Познакомить с римскими цифрами, научить читать, решать примеры с использованием римских цифр.
- Развивать логическое мышление, формировать интерес к изучению истории.
- Воспитывать наблюдательность.
Оборудование:
- карта древнего мира;
- счетные палочки у каждого ученика для решения практических задач.
ХОД УРОКА
На доске:
– Что общего в записях на доске? (Если ученики затрудняются в ответе – учитель говорит что это цифры)
Но одни старше, другие моложе.
Рассказ учителя
– Как вы думаете, какие из представленных цифр самые древние?
Самые древние – египетские. Как понятно из названия, их изобрели в Египте (показ по карте).
Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.
Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.
Практическая работа учащихся
Попробуйте записать такими цифрами сколько вам лет(по ходу урока листы с цифрами снимаются или переносятся на отдельную доску).
Рассказ учителя
– Какие цифры появились следующими?
Это вавилонские цифры (показ по карте).
В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. Наша теперешняя нумерация тоже поместная. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например
В нашей стране тоже были собственные цифры. Догадайтесь, какие из записей на доске славянские.
Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами.
В древней Руси буква “а” обозначала единицу, “в” - два, “г” - три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква “а” с особым значком слева обозначает тысячу, а обведенная кружком – десять тысяч, или “тьму”, как тогда называли такое число.
Работа с учебником
– Из оставшихся какие цифры для вас наиболее привычны?
– Откуда они к нам пришли?
Об этом вы можете прочитать в учебнике.
Тема урока
Сегодня тема урока – римские цифры.
– Где мы с ними встречаемся в жизни? (Ответы детей)
Рассказ учителя
Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы, исторические даты записываю арабскими цифрами, а век – римскими. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.
– Что обозначают в краткой записи арабские и римские цифры? (Арабские – количественные числители, т.е. сколько взяли предметов “один дом, вагон и т.д.”; а римские – порядковые числительные “в первом доме, вагоне и т.д.”).
Работа с учебником
Прочитайте самостоятельно про обозначение римскими цифрами чисел.
Рассказ учителя
– Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно и мы научимся это делать.
Практическая работа
1. Прочитайте числа на доске “Александр Сергеевич Пушкин родился в MDCCXCIX году, а умер в MDCCCXXXVII году. Сколько лет прожил Пушкин?
2. Запишите числа, используя римскую нумерацию (у доски работают два человека) 7, 11, 24.
3. Решите примеры: (2 человека у доски)
V+II V+I IX+I X – II |
VI+II VIII-III X – I IX + I |
Теперь проверим вашу сообразительность.
Разделите на бумаге число двенадцать пополам так, чтобы половина этого числа была семь.
Ответ:
Как получить восемь, отняв от тринадцати половину?
Ответ:
Число тринадцать записать римскими цифрами и разделить это число горизонтальной линией пополам.
Работа с использованием счетных палочек
На столе при помощи счетных палочек записать примеры
1. VI – IV= IX
Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (V + IV =IX)
2. VI + IV =XII
Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (VII + IV = XI)
3. V= VIII + I
Переложи 2 палочки так, чтобы равенство было верным. (VI = VIII – II)
Повторение изученного на уроке
– С нумерациями каких народов вы сегодня познакомились?
– Какие еще знаете?
И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и в частности, римские цифры.
Догадливый хозяин
В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)
– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?
– Какой вывод можно сделать из представленного случая?
(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)