Римские цифры

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с римскими цифрами, научить читать, решать примеры с использованием римских цифр.
  2. Развивать логическое мышление, формировать интерес к изучению истории.
  3. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование:

  • карта древнего мира;
  • счетные палочки у каждого ученика для решения практических задач.

ХОД УРОКА

На доске:

– Что общего в записях на доске? (Если ученики затрудняются в ответе – учитель говорит что это цифры)

Но одни старше, другие моложе.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, какие из представленных цифр самые древние?

Самые древние – египетские. Как понятно из названия, их изобрели в Египте (показ по карте).

Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.

Практическая работа учащихся

Попробуйте записать такими цифрами сколько вам лет(по ходу урока листы с цифрами снимаются или переносятся на отдельную доску).

Рассказ учителя

– Какие цифры появились следующими?

Это вавилонские цифры (показ по карте).

В древнем Вавилоне примерно за 40 веков до нашего времени создалась позиционная нумерация, то есть такой способ записи чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, смотря по месту, занимаемому этой цифрой. Наша теперешняя нумерация тоже поместная. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играет число 60, и потому эту нумерацию называют шестидесятеричной. Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например

В нашей стране тоже были собственные цифры. Догадайтесь, какие из записей на доске славянские.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами.

В древней Руси буква “а” обозначала единицу, “в” - два, “г” - три. И так далее. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. Так же буква “а” с особым значком слева обозначает тысячу, а обведенная кружком – десять тысяч, или “тьму”, как тогда называли такое число.

Работа с учебником

– Из оставшихся какие цифры для вас наиболее привычны?

– Откуда они к нам пришли?

Об этом вы можете прочитать в учебнике.

Тема урока

Сегодня тема урока – римские цифры.

– Где мы с ними встречаемся в жизни? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы, исторические даты записываю арабскими цифрами, а век – римскими. При решении задач, составлении краткой записи мы тоже используем римские цифры.

– Что обозначают в краткой записи арабские и римские цифры? (Арабские – количественные числители, т.е. сколько взяли предметов “один дом, вагон и т.д.”; а римские – порядковые числительные “в первом доме, вагоне и т.д.”).

Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно про обозначение римскими цифрами чисел.

Рассказ учителя

– Запомните особенность римской записи: меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. Научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно и мы научимся это делать.

Практическая работа

1. Прочитайте числа на доске “Александр Сергеевич Пушкин родился в MDCCXCIX году, а умер в MDCCCXXXVII году. Сколько лет прожил Пушкин?

2. Запишите числа, используя римскую нумерацию (у доски работают два человека) 7, 11, 24.

3. Решите примеры: (2 человека у доски)

V+II

V+I

IX+I

X – II

VI+II

VIII-III

X – I

IX + I

Теперь проверим вашу сообразительность.

Разделите на бумаге число двенадцать пополам так, чтобы половина этого числа была семь.

Ответ:

Как получить восемь, отняв от тринадцати половину?

Ответ:

Число тринадцать записать римскими цифрами и разделить это число горизонтальной линией пополам.

Работа с использованием счетных палочек

На столе при помощи счетных палочек записать примеры

1. VI – IV= IX

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (V + IV =IX)

2. VI + IV =XII

Переложите 1 палочку так, чтобы равенство стало верным. (VII + IV = XI)

3. V= VIII + I

Переложи 2 палочки так, чтобы равенство было верным. (VI = VIII – II)

Повторение изученного на уроке

– С нумерациями каких народов вы сегодня познакомились?

– Какие еще знаете?

И напоследок задание, которое поможет вам понять как важно много знать, и в частности, римские цифры.

Догадливый хозяин

В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)

– Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

– Какой вывод можно сделать из представленного случая?

(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)