Цели урока: закрепить понятия “сукцессия”, “процессы сукцессии”, рассмотреть развитие и эстафету видов в экосистеме, выполнить лабораторную работу “Пожар в лесу” (решение жизненной задачи).
Урок проходит в компьютерном классе и состоит из двух частей: работа с понятиями, закрепление материала с помощью компьютерной модели “Пожар в лесу”, которая моделирует процесс восстановления характерного для данной местности ландшафта (хвойного леса) после его разрушения (пожара).
ХОД УРОКА
Для актуализации знаний учащихся предлагаются вопросы и задания.
1. У вас на столах карточки. Расположите эти карточки так, чтобы был виден эволюционный процесс и процесс сукцессии, и объясните последовательность этих процессов.
водоем |
болото |
луг |
лес |
Процессы, связанные с изменением типов природных образований, называются эволюционными. Такие процессы протекают тысячи, десятки тысяч лет.
однолетние травы |
многолетние травы |
кустарники |
молодой лес |
хвойный лес |
Последовательность изменений в биоте, происходящая после резких изменений в абиотической среде, называется сукцессией.
Сукцессия – одно из проявлений эволюции.
2. Какими изменениями сопровождаются процессы сукцессии?
Процессы сукцессии сопровождаются:
- сменой видов растений и животных;
- повышением видового разнообразия организмов;
- увеличением биомассы органического вещества.
3. “Флористическая эстафета”, “Фаунистическая эстафета”.
Почему эстафета? Почему “флористическая” и “фаунистическая”?
4. Каков конечный итог сукцессии?
Конечный итог сукцессии – стабильные (устойчивые) связи между живыми организмами и их окружением.
5. Вызывают ли последствия пожара процессы сукцессии?
Сегодня в ходе выполнения лабораторной работы вы должны найти доказательства этому предположению или опровергнуть его. Выполняем лабораторную работу “Пожар в лесу” (I, II части). Анализ проделанной работы и выставление отметки.
Лабораторная работа "Пожар в лесу"Цель работы: С помощью ЭВМ спрессовать время и в течение лабораторной работы "помочь" природе восстановить лес.
Ход работы:
I. Разминка. Расставить в нужном порядке все стадии сукцессии
II. 1) Флористическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные растения и распределить их по стадиям.
2) Фаунистическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные виды фауны и распределить их по стадиям.
III. Обитатели и их пища. Сравните начальную и конечные стадии сукцессии и выясните:
- Увеличивается ли число видов животных и растений?
- Удлиняются ли пищевые цепи?
- Растет ли биологическое разнообразие?
- Возрастает ли устойчивость экосистемы и ее способность к саморегуляции?
IV. Компьютерная игра. Построение пищевых цепей из появляющихся на экране видов.
Вывод: (ответы на вышестоящие вопросы из раздела III).
Закрепление знаний: учащимся предлагаются карточки с вопросами.
Какие из следующих суждений,
характеризующих экологическую сукцессию, вы
считаете правильными? Отметьте их номера.
|
Форма проверки – взаимоконтроль:
отметка кол-во
правильных ответов“5”
“4”
“3”
“2”5
4
3
2 и менее
Итоговое обсуждение.
С какой моделью мы сегодня работали?
С моделью сукцессии, реализованной в учебной компьютерной среде “Пожар в лесу”.
Вы нашли доказательства нашему предположению?
Да. Процессы сукцессии можно наблюдать после пожара в лесу, когда природа стремится к “самовосстановлению”, залечивает свои раны.
Мы с вами теоретически и практически посмотрели процессы восстановления природы после резких изменений в окружающей среде, их последствия и длительность.
А каковы причины пожаров (естественные и исходящие от человека)?
Засуха, удар молнии, незатушенный костер, брошенная спичка, окурок .
Почему природа занимается самовосстановлением?
Потому что человек наносит природе раны. А пожар в лесу это неизбежность? А все это нравственные поступки? Можно ли отношение человека к природе назвать безнравственным?
Это безнравственно только по отношению к лесу, природе? А почему это безнравственно по отношению к людям? К чему приводит нравственное нездоровье? А все ли подлежит самовосстановлению?
А не проще ли вести такой образ жизни, чтобы не наносить природе и себе раны?
Подведение итогов урока, выставление итоговой отметки.
Продолжение работы с учебной компьютерной средой “Пожар в лесу” (III и IV части) на следующем уроке.
Домашнее задание: подтвердить или опровергнуть предположение авторов компьютерной программы, что на стадии “пепелище” нет ни животных, ни растений.
Литература
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9-й класс. - М.: Дрофа, 2003. 240 с.
- Шолохович В.Ф., Гейн А.Г., Комов С.В., Данилина И.И., Некрасов Е.С. Основы экологии и природопользования (компьютерный курс): учебное пособие для 9–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.