Информационные технологии на уроках. Основы экологии и природопользования

Разделы: Экология


Цели урока: закрепить понятия “сукцессия”, “процессы сукцессии”, рассмотреть развитие и эстафету видов в экосистеме, выполнить лабораторную работу “Пожар в лесу” (решение жизненной задачи).

Урок проходит в компьютерном классе и состоит из двух частей: работа с понятиями, закрепление материала с помощью компьютерной модели “Пожар в лесу”, которая моделирует процесс восстановления характерного для данной местности ландшафта (хвойного леса) после его разрушения (пожара).

ХОД УРОКА

Для актуализации знаний учащихся предлагаются вопросы и задания.

1. У вас на столах карточки. Расположите эти карточки так, чтобы был виден эволюционный процесс и процесс сукцессии, и объясните последовательность этих процессов.

водоем

болото

луг

лес

Процессы, связанные с изменением типов природных образований, называются эволюционными. Такие процессы протекают тысячи, десятки тысяч лет.

однолетние травы

многолетние травы

кустарники

молодой лес

хвойный лес

Последовательность изменений в биоте, происходящая после резких изменений в абиотической среде, называется сукцессией.

Сукцессия – одно из проявлений эволюции.

2. Какими изменениями сопровождаются процессы сукцессии?

Процессы сукцессии сопровождаются:

  • сменой видов растений и животных;
  • повышением видового разнообразия организмов;
  • увеличением биомассы органического вещества.

3. “Флористическая эстафета”, “Фаунистическая эстафета”.

Почему эстафета? Почему “флористическая” и “фаунистическая”?

4. Каков конечный итог сукцессии?

Конечный итог сукцессии – стабильные (устойчивые) связи между живыми организмами и их окружением.

5. Вызывают ли последствия пожара процессы сукцессии?

Сегодня в ходе выполнения лабораторной работы вы должны найти доказательства этому предположению или опровергнуть его. Выполняем лабораторную работу “Пожар в лесу” (I, II части). Анализ проделанной работы и выставление отметки.

Лабораторная работа "Пожар в лесу"

Цель работы: С помощью ЭВМ спрессовать время и в течение лабораторной работы "помочь" природе восстановить лес.

Ход работы:

I. Разминка. Расставить в нужном порядке все стадии сукцессии

II. 1) Флористическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные растения и распределить их по стадиям.

2) Фаунистическая эстафета. Определить на каких стадиях сукцессии появляются данные виды фауны и распределить их по стадиям.

III. Обитатели и их пища. Сравните начальную и конечные стадии сукцессии и выясните:

  1. Увеличивается ли число видов животных и растений?
  2. Удлиняются ли пищевые цепи?
  3. Растет ли биологическое разнообразие?
  4. Возрастает ли устойчивость экосистемы и ее способность к саморегуляции?

IV. Компьютерная игра. Построение пищевых цепей из появляющихся на экране видов.

Вывод: (ответы на вышестоящие вопросы из раздела III).

Закрепление знаний: учащимся предлагаются карточки с вопросами.

Какие из следующих суждений, характеризующих экологическую сукцессию, вы считаете правильными? Отметьте их номера.
  1. В процессе сукцессии видовой состав сообщества непрерывно изменяется.
  2. Видовой состав сообщества остается постоянным.
  3. Основным фактором сукцессионных изменений видового состава является конкуренция.
  4. Видовое разнообразие снижается.
  5. Видовое разнообразие повышается.
  6. Биомасса органического вещества снижается.
  7. Биомасса органического вещества возрастает.
  8. Конечный итог сукцессии – стабильные связи между живыми организмами и их окружением.
  9. Конечный итог сукцессии – неустойчивые связи между живыми организмами и их окружением.

Форма проверки – взаимоконтроль: 

отметка кол-во
правильных ответов
“5”
“4”
“3”
“2”
5
4
3
2 и менее

Итоговое обсуждение.

С какой моделью мы сегодня работали?

С моделью сукцессии, реализованной в учебной компьютерной среде “Пожар в лесу”.

Вы нашли доказательства нашему предположению?

Да. Процессы сукцессии можно наблюдать после пожара в лесу, когда природа стремится к “самовосстановлению”, залечивает свои раны.

Мы с вами теоретически и практически посмотрели процессы восстановления природы после резких изменений в окружающей среде, их последствия и длительность.

А каковы причины пожаров (естественные и исходящие от человека)?

Засуха, удар молнии, незатушенный костер, брошенная спичка, окурок .

Почему природа занимается самовосстановлением?

Потому что человек наносит природе раны. А пожар в лесу это неизбежность? А все это нравственные поступки? Можно ли отношение человека к природе назвать безнравственным?

Это безнравственно только по отношению к лесу, природе? А почему это безнравственно по отношению к людям? К чему приводит нравственное нездоровье? А все ли подлежит самовосстановлению?

А не проще ли вести такой образ жизни, чтобы не наносить природе и себе раны?

Подведение итогов урока, выставление итоговой отметки.

Продолжение работы с учебной компьютерной средой “Пожар в лесу” (III и IV части) на следующем уроке.

Домашнее задание: подтвердить или опровергнуть предположение авторов компьютерной программы, что на стадии “пепелище” нет ни животных, ни растений.

Литература

  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9-й класс. - М.: Дрофа, 2003. 240 с.
  2. Шолохович В.Ф., Гейн А.Г., Комов С.В., Данилина И.И., Некрасов Е.С. Основы экологии и природопользования (компьютерный курс): учебное пособие для 9–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.