Цели:
- Совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами
- Развивать воображение, смекалку, речь, память, расширять кругозор.
- Воспитывать любовь к литературе, умение работать в парах.
Оборудование: дидактический раздаточный материал, занимательный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Все тетради и книги открыты:
Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду правильно писать.
II. Чистописание: упр.61 стр. 27.
Учитель. - Написание какой буквы будем сегодня повторять?
Дети. - Мы сегодня будем повторять написание заглавной буквы М.
Учитель. - Букву М начинаем писать чуть выше строки, закругляем, касаемся строки, ведем линию вверх, затем вниз на себя, переходим на второй элемент
Учитель. - На второй строке пишем соединение буквы М.
Учитель. - Что записано? На третьей строке?
На доске: Мы за малиной в лес пошли.
Дети. - Это предложение!
Учитель. - Почему вы так думаете?
Дети. - Слова в предложении связаны по смыслу, и предложение выражает законченную мысль.
Учитель. - Запишите это предложение.
Учитель. - Есть ли в этом предложении предлоги? (Да)
- Найдите и подчеркните пробел между предлогом и словом. Укажите, какая это часть речи.
Дети. – Это существительное.
Учитель. - Как пишутся предлоги с именами существительными?
Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами.
III. Актуализация знаний.
На доске. Звонкие ручейки (по)бежали (по)дороге.
Учитель. - Прочитайте предложение. Найдите предлог. Запиши предложение
Проверяем.
Дети. - В этом предложении говорится о ручейках. (Что?) ручейки. Это существительное. Ручейки (что сделали?) побежали – это глагол. Приставку по с глаголом напишем слитно. Побежали (где? по чему?) по дороге. По - предлог, дорога – существительное, по напишем раздельно.
Звонкие ручейки побежали по_дороге.
Учитель. - У кого возникло затруднение?
Учитель. - Где возникло затруднение?
Дети. - Затруднение возникло в нахождении предлога и его раздельном написании с именем существительным.
IV. Постановка проблемы.
Учитель. - Еще раз повторим, где и почему возникло затруднение.
Дети. - Затруднение возникло в нахождении предлога и его раздельном написании с другим словом.
Учитель. - Как найти предлог?
Дети. - Предлог стоит перед именем существительным.
Учитель. - Как пишутся предлоги?
Дети. - Предлоги с другими словами пишутся раздельно!
Учитель. – Сформируем тему урока.
Дети. - Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.
Учитель. - Что должны научиться делать?
Дети. - Мы должны научится писать предлоги с другими словами.
V. Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания)
Работа у доски и на местах. Упр.93(стр.45) «Д. М.»
Дети. - У моря, с моря, к морю, около моря, от моря, по морю, в море.
Учитель. - Подчеркнуть пробел. Укажите части речи.
Учитель. - С какими словами употребляются предлоги?
Дети. - Предлоги употребляются с именами существительными.
Учитель. - Как пишутся предлоги с именами существительными?
Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами.
Учитель. - Почему?
Дети. - Предлог – слово.
Учитель. - Что изменилось, когда к слову море прибавили разные предлоги?
Дети. - Изменилось значение.
Учитель. - Что называет слово с предлогом?
Дети. - Направление движения: К морю, от моря, по морю.
Место: у моря, за морем, в море.
Учитель. - В каких произведениях упоминается про море?
Дети. - А. С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане…».
«Ветер по _ морю гуляет
И кораблик подгоняет».
А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»
«У самого синего моря.
Пошел старик к _ синему морю».
Учитель. - Что заметили?
Дети. - Между предлогом и существительным появилось имя прилагательное.
Учитель. - Почему?
Дети. - Значит, предлог можно отодвинуть от имени существительного и вставить имя прилагательное. (Слово обозначает признак предмета).
Учитель. - Кто отдыхал на море? На каком море? Запишите предложение.
Дети. - Я отдыхал на _ Черном море.
Учитель. - Как пишутся предлоги?
Дети. - Предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Между предлогом и существительным можно вставить имя прилагательное.
VI. Физкультминутка.
Мышки.(2 раза)
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час!
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
VII. Первичное закрепление.
1. Работа с учебником. Упр.112 с. 70
(Взаимопроверка)
2. Самостоятельная работа на листках. После выполнения фронтальная проверка.
(У детей карточки с заданием : вставьте нужный предлог)
Шел восьмой час, когда ученик:
вышел __________ дому,
сошел ____________ крыльца,
пошел ___________двору,
зашел _____________ ворота,
подошел ____________ газетному киоску,
отошел ______________ киоска,
дошел ________________ трамвайной остановки,
вошел ______________ трамвай
и трамвай ушел.
Учитель. - «Раздвинем» пробел между предлогом и словом и вставим подходящие по смыслу слова. (Устно)
Учитель. - Как пишется предлог с другими словами?
Дети. – Предлог с другими словами пишется раздельно.
3 . Послушайте веселое стихотворение.
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит» - «по»?
«Что значит» - «за»?
И «за» и «по» - предлоги…
А хорошо бы – за порог
И мчатся по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А. Шибаев)
4. Лингвинистические задания.
Шуточные вопросы – загадки. (Дети готовили дома)
а) Название, какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов. (С – о – с – на)
б) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К – от).
в) А из трех? (К – о – за)
г) Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку. (На – с – о – с)
VII. Итог занятия
Учитель. - Для чего нужны предлоги?
Дети. - Предлоги помогают выражать мысли точно и связно.
Учитель. - Что главное запомнили на уроке.
Дети.- Предлог – это слово.
Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить нужное по смыслу слово.
Дети. - Предлогов нет перед глаголами!!!
VIII. Домашнее задание.
Из книги по чтению выписать предложение, в котором несколько предлогов.
IX. Самооценка деятельности.
Учитель.
Как работали на уроке?
Какой итог?
Какое настроение?
В дневнике зафиксировали результаты своей работы.
Спасибо, урок закончен!
Литература:
- Р.Н. Бунеева, Е.И. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс.
- В. Волина «Русский язык. Учимся играя»