"Упражнение в раздельном написании предлогов с другими словами" (урок русского языка, 2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами
  2. Развивать воображение, смекалку, речь, память, расширять кругозор.
  3. Воспитывать любовь к литературе, умение работать в парах.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, занимательный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Все тетради и книги открыты:

Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду правильно писать.

II. Чистописание: упр.61 стр. 27.

Учитель. - Написание какой буквы будем сегодня повторять?

Дети. - Мы сегодня будем повторять написание заглавной буквы М.

Учитель. - Букву М начинаем писать чуть выше строки, закругляем, касаемся строки, ведем линию вверх, затем вниз на себя, переходим на второй элемент

Учитель. - На второй строке пишем соединение буквы М.

Учитель. - Что записано? На третьей строке?

На доске: Мы за малиной в лес пошли.

Дети. - Это предложение!

Учитель. - Почему вы так думаете?

Дети. - Слова в предложении связаны по смыслу, и предложение выражает законченную мысль.

Учитель. - Запишите это предложение.

Учитель. - Есть ли в этом предложении предлоги? (Да)

- Найдите и подчеркните пробел между предлогом и словом. Укажите, какая это часть речи.

Дети. – Это существительное.

Учитель. - Как пишутся предлоги с именами существительными?

Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

III. Актуализация знаний.

На доске. Звонкие ручейки (по)бежали (по)дороге.

Учитель. - Прочитайте предложение. Найдите предлог. Запиши предложение

Проверяем.

Дети. - В этом предложении говорится о ручейках. (Что?) ручейки. Это существительное. Ручейки (что сделали?) побежали – это глагол. Приставку по с глаголом напишем слитно. Побежали (где? по чему?) по дороге. По - предлог, дорога – существительное, по напишем раздельно.

Звонкие ручейки побежали по_дороге.

Учитель. - У кого возникло затруднение?

Учитель. - Где возникло затруднение?

Дети. - Затруднение возникло в нахождении предлога и его раздельном написании с именем существительным.

IV. Постановка проблемы.

Учитель. - Еще раз повторим, где и почему возникло затруднение.

Дети. - Затруднение возникло в нахождении предлога и его раздельном написании с другим словом.

Учитель. - Как найти предлог?

Дети. - Предлог стоит перед именем существительным.

Учитель. - Как пишутся предлоги?

Дети. - Предлоги с другими словами пишутся раздельно!

Учитель. – Сформируем тему урока.

Дети. - Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Учитель. - Что должны научиться делать?

Дети. - Мы должны научится писать предлоги с другими словами.

V. Построение проекта выхода из затруднения

(«открытие» детьми нового знания)

Работа у доски и на местах. Упр.93(стр.45) «Д. М.»

Дети. - У моря, с моря, к морю, около моря, от моря, по морю, в море.

Учитель. - Подчеркнуть пробел. Укажите части речи.

Учитель. - С какими словами употребляются предлоги?

Дети. - Предлоги употребляются с именами существительными.

Учитель. - Как пишутся предлоги с именами существительными?

Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Учитель. - Почему?

Дети. - Предлог – слово.

Учитель. - Что изменилось, когда к слову море прибавили разные предлоги?

Дети. - Изменилось значение.

Учитель. - Что называет слово с предлогом?

Дети. - Направление движения: К морю, от моря, по морю.

Место: у моря, за морем, в море.

Учитель. - В каких произведениях упоминается про море?

Дети. - А. С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане…».

«Ветер по _ морю гуляет
И кораблик подгоняет».

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»

«У самого синего моря.
Пошел старик к _ синему морю».

Учитель. - Что заметили?

Дети. - Между предлогом и существительным появилось имя прилагательное.

Учитель. - Почему?

Дети. - Значит, предлог можно отодвинуть от имени существительного и вставить имя прилагательное. (Слово обозначает признак предмета).

Учитель. - Кто отдыхал на море? На каком море? Запишите предложение.

Дети. - Я отдыхал на _ Черном море.

Учитель. - Как пишутся предлоги?

Дети. - Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Между предлогом и существительным можно вставить имя прилагательное.

VI. Физкультминутка.

Мышки.(2 раза)

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час!
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

VII. Первичное закрепление.

1. Работа с учебником. Упр.112 с. 70

(Взаимопроверка)

2. Самостоятельная работа на листках. После выполнения фронтальная проверка.

(У детей карточки с заданием : вставьте нужный предлог)

Шел восьмой час, когда ученик:

вышел __________ дому,
сошел ____________ крыльца,
пошел ___________двору,
зашел _____________ ворота,
подошел ____________ газетному киоску,
отошел ______________ киоска,
дошел ________________ трамвайной остановки,
вошел ______________ трамвай
и трамвай ушел.

Учитель. - «Раздвинем» пробел между предлогом и словом и вставим подходящие по смыслу слова. (Устно)

Учитель. - Как пишется предлог с другими словами?

Дети. – Предлог с другими словами пишется раздельно.

3 . Послушайте веселое стихотворение.

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит» - «по»?
«Что значит» - «за»?
И «за» и «по» - предлоги…
А хорошо бы – за порог
И мчатся по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А. Шибаев)

4. Лингвинистические задания.

Шуточные вопросы – загадки. (Дети готовили дома)

а) Название, какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов. (С – о – с – на)
б) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К – от).
в) А из трех? (К – о – за)
г) Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку. (На – с – о – с)

VII. Итог занятия

Учитель. - Для чего нужны предлоги?

Дети. - Предлоги помогают выражать мысли точно и связно.

Учитель. - Что главное запомнили на уроке.

Дети.- Предлог – это слово.

Дети. - Предлоги пишутся раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить нужное по смыслу слово.

Дети. - Предлогов нет перед глаголами!!!

VIII. Домашнее задание.

Из книги по чтению выписать предложение, в котором несколько предлогов.

IX. Самооценка деятельности.

Учитель.

Как работали на уроке?

Какой итог?

Какое настроение?

В дневнике зафиксировали результаты своей работы.

Спасибо, урок закончен!

Литература:

  1. Р.Н. Бунеева, Е.И. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс.
  2. В. Волина «Русский язык. Учимся играя»