Осознание личностной и социальной значимости труда в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями родителей

Разделы: Работа с дошкольниками


Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности. И, если трудовая деятельность мамы и папы ребенка в быту доступна для наблюдения детьми, ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами понимания ребенка – дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд шахтера) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера). Даже если ребенок называет профессию мамы и бывал у нее на работе, он не всегда понимает суть ее профессиональной деятельности, не отделяет трудовые процессы от нетрудовых. Об этом свидетельствуют детские высказывания, например: “Моя мама – экономист. На работе она разговаривает по телефону, пишет, чай пьет…Еще что делает? Еще экономит что-то, ну там деньги чужие…”[2].

Возможно, и нет такой необходимости обстоятельно знакомить дошкольника с содержанием труда экономиста, однако, в плане осознания личной и социальной значимости труда, именно пример родителей обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, что трудом мамы и папы можно и нужно гордиться, от трудовой деятельности родителей зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека.

В работе над данной проблемой, была поставлена задача: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.

В начале учебного года был выявлен уровень знаний детей о ценности труда их родителей методом опроса. Более половины детей группы затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не могли обозначить результат труда, значимость работы для родителей, детей и социума.

В непосредственной работе с детьми по осознанию ими значимости профессиональной деятельности родителей наряду с традиционными беседами, наблюдениями наиболее эффективными оказались следующие методы:

  • Проведение тематических недель “Мама и папа на работе”. Весь образовательный процесс на протяжении этих недель посвящен труду родителей группы: вводятся образовательные ситуации и занятия по теме труда родителей (например, математика в сюжетной форме “В библиотеке” или рисование на тему “Люди в белых халатах”), в уголке природы и центре детского экспериментирования появляются образцы горных пород, угля – результат труда шахтера, в центре “Маленькая хозяюшка” – графические рецепты приготовления простых блюд знакомят с трудом повара, в центре игр для мальчиков – альбом с фотографиями различных марок автомобилей знакомит с трудом водителя. На самом видном месте – “Уголок трудовой славы родителей”: ксерокопии Почетных грамот, Благодарственных писем, которыми награждены родители воспитанников группы, фотографии, вырезки из газет; их содержание читает детям воспитатель <фото 1 и 2>.
  • Самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда. Так, например, папа Джошгуна рассказал о профессии милиционера, о том, что милиционер не только борется с преступниками, но и следит за порядком на улицах города, чтобы всем удобно и хорошо жилось в Междуреченске. Рассказал о том, что он хотел стать милиционером с детства, очень любит свою работу и гордится ей. Дети с интересом рассмотрели форму, погоны, примерили фуражку. Очень важно заранее обсудить с родителями, что рассказать им о своей профессии, посоветовать подобрать конкретную историю, пример, обязательно отметить то, что профессиональная деятельность очень важна для взрослого и приносит общественную пользу. Так, с рассказом о своей профессии в гостях побывала мама Максима – музыкант. Она не только пришла в концертном костюме и сыграла на аккордеоне, но и принесла видеозапись выступления своего оркестра на городском празднике, дала мастер-класс игры на аккордеоне. Максим светился от гордости за свою маму, рассказал, что мама учит его игре на музыкальном инструменте, и сыграл небольшую детскую песенку <фото 3 и 4>.
  • Запомнилась ребятам и встреча с мамой Влада, которая работает кондитером на хлебокомбинате. Ребята попробовали себя в этой профессии – пекли вместе с мамой, Еленой Васильевной, замечательное печенье. Им было приятно, что результат труда этой мамы радует каждого сладкоежку-междуреченца <фото 5>.
  • В работе по ознакомлению с трудом взрослых, согласно технологии программы “Детство”, используется “Лесенка трудового процесса”, ступени которой последовательно обозначают: цель труда, материалы, инструменты, трудовые действия и результат труда. Когда дети освоили данную модель, им было предложено совместно с родителями изготовить такую лесенку для профессии мамы и папы, чтобы потом в группе каждый ребенок мог рассказать о профессии своих родителей <фото 6>.
  • Испытать чувство гордости за труд своих родителей помогло ребятам создание фотоальбомов “Я как папа” и “Я как мама”. В данных альбомах размещены фотографии мальчиков и девочек, изображающих родителей на рабочем месте. Под каждой фотографией – небольшое четверостишие, передающее отношение ребенка к этой профессии <фото 7 и 8>.
  • К празднику 8 марта была оформлена стенгазета “Мамы разные нужны, мамы всякие важны”. Рядом с фотографиями в стенгазету поместили рисунки детей с интересными комментариями о труде своих мам <фото 9>.
  • Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей. Долго обсуждалась и проигрывалась детьми экскурсия в пожарную часть, где работает мама Никиты. Дети не только смогли рассмотреть пожарную машину и даже влезть на нее, но и узнали, где принимается сигнал о пожаре, как готовится машина к выезду; рассмотрели яркие плакаты о мерах противопожарной безопасности. В процессе данной экскурсии мальчишки поняли, что профессия пожарного требует большой подготовки, она очень ответственна, ведь зачастую именно от пожарных зависят жизни людей <фото 10>.
  • Результаты этой работы отражаются в самостоятельной деятельности детей. Дети играют в дидактические и сюжетно-ролевые игры, суть которых в установлении цепочки действий между людьми разных профессий: “Как хлеб на стол пришел?”, “Кто построил дом?”, “Кому, что нужно для работы?”, “Как появилось платье?” и другие [1].

В результате проведенной работы дети не только открыли для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика.

Кроме того, проведенная работа позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, и им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать деньги, люди уважают.

Список литературы

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
  2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: “Детство-ПРЕСС”, 2002. – 160 с.
  3. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г.П.Шалаева. М.:Филол.о-во СЛОВО, Изд-во Эксмо, 2005.- 239с.