Цели и задачи урока:
- сформировать у учащихся понятие об особенностях строения кожи человека, умение находить взаимосвязь между особенностями строения кожи, свойствами и функциями кожи
- показать учащимся приемы осмысленного чтения
информационного текста
- формирование интеллектуальной, коммуникативной социально – психологической компетенций учащихся
- способность к анализу и синтезу
- способность применять знания на практике
- способность брать на себя ответственность
- способность генерировать идеи, воля к успеху
Оборудование:
- лупы,
- предметы для игры,
- таблица “Строение кожи”,
- краски,
- альбомный лист.
Эпиграф:
Главным признаком полного знания является умение пользоваться знанием.
Ход урока
1. Фаза вызова.
На уроках окружающий мир вы всегда открываете для себя что – то новое, интересное, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Эпиграфом нашего урока будут слова: “Главным признаком полного знания является умение пользоваться знанием”. Перед тем как начать урок, я хочу предложить вам четверостишие. Вы послушайте его и постарайтесь определить тему урока.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу.
Итак, тема урока “Кожа”. Вспомните все, что знаете или когда – либо слышали о коже и структурируйте сведения, оформив их кластером. (Ответы учащихся, оформление кластера)
Сегодня на уроке мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма. Вы постарайтесь обогатить свои знания новой информацией, проверить в чем правы, а в чем нет.
Начнем изучение нового материала с легенды:
В Италии в 1646 году произошел такой случай.
В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел “золотой мальчик”. Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и ее функции. Начнем с наблюдений.
2. Изучение нового материала.
Наблюдения и исследования.
Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой одеждой. От чего она защищала человека? (Выслушиваются рассуждения)
а) Поиграем в игру.
Вызывается один ученик, поворачивается спиной к учителю, ему даются различные предметы, он их угадывает.
Какие свойства объекта вы могли определить? (размер, форму, температуру)
Как называется этот орган чувств? (орган осязания)
Кожа очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи. Каким образом кожа чувствует изменение температуры, особенности поверхности? Эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают кожу. Сигналы от них поступают в спиной и головной мозг. В коре головного мозга происходит распознавание ощупываемых предметов. Осязание – это важнейшее кожное чувство, позволяющее узнавать предметы и получать информацию об их качествах. Исходя из этого, о какой функции кожи мы вспомним? (осязательная функция)
Б) Исследования кожи.
Посмотрите на кожу не своей руке, потрогайте ее. Что можете о ней сказать? Какая она? (тонкая, упругая, мягкая, прочная)
Посмотрите на кожу через лупу. Что вы видите? (маленькие отверстия – поры) Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит, через них выделяется жир и пот) Что еще видите? (волоски) Что видим на ладошке, на кончиках пальцев? (линии, рисунок)
Проведем опыт. Работа в группах.
Нанесите тонкий слой краски на кончик пальца и сделайте его отпечаток на бумаге. Сравните свой отпечаток с другими отпечатками? Сделайте вывод. (Все отпечатки разные)
У каждого человека линии, образующие рисунок индивидуальны и являются своеобразным “паспортом”. В мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Этот рисунок не меняется в течение всей жизни. Поэтому в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для поимки преступников. Наука, изучающая линии, рисунок пальца называется дактилоскопией.
В) Изучение наружного слоя.
Итак, мы изучили наружный слой кожи. А теперь при помощи таблицы изучим внутреннее строение кожи. Кожа состоит из двух слоев: надкожница (наружный слой) эпидермис; собственно кожа – дерма.
Эпидермис – верхний слой кожи, слово взято из греческого языка. Он очень тонкий, к тому же от него все время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно с поверхности кожи сшелушиваются тысячи мертвых клеток. Но не думайте, что кожа от этого становится тоньше, вовсе нет. На ней все время нарастают новые слои.
Запишите это понятие в тетрадь.
Посмотрите на таблицу. Что вы на ней видите? (выслушиваются высказывания детей, делается запись в тетради)
Кожа сравнительно толстый слой, богат железами, вырабатывающими кожное сало. Как происходит выделение жира? (через поры)
Через поры кожа сама себя смазывает, иначе солнце, ввода, ветер и различные химические вещества быстро бы высушивали кожу, и она растрескалась бы. Сальные железы не единственные железы на коже. Когда нам жарко – мы потеем. А откуда берется пот? Его вырабатывают миллионы потовых желез на коже. Вместе с потом из нашего организма выделяются самые разные вещества, а также много воды и соли.
Стадия осмысления.
Работа с информационным текстом учебника.
Используя ключевые слова и фразы заполните таблицу с графами (работа в тетрадях)
V - , +, -, ?
V – знал
+ - новое
- - вызывает сомнение
? – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.
3. Физминутка.
4. Фаза рефлексии
I. Беседа с классом по вопросам:
- Что из того, что вы прочитали, было вам знакомо?
- Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
- Что вызвало сомнения и с чем вы не согласны?
- Давайте озвучим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.
О каких функциях кожи узнали? (защитная, выделительная)
От чего защищает кожа? (рассуждения детей) Какая t считается нормальной для человека? Как организму удается поддерживать настоящую температуру? (регулируют кровеносные сосуды: то расширяются, то сужаются)
Внесите необходимые изменения в составленный ранее кластер. (работа в тетрадях)
Итак, о каких трех функциях кожи вы узнали? (защитная, выделительная, осязательная)
Теперь вы можете сказать почему умер итальянский мальчик? (Выслушиваются высказывания детей)
(Поры были закрыты золотом, кожа не дышала, не выделяла пот, жир, не выделялись вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его понизилась.
II. Работа в группах.
1. Каждая группа получает карточки с вопросами, готовит на них ответ и сообщает свои объяснения. (работа с текстом учебника).
1-я группа. Что такое загар? Какое значение он имеет для здоровья? Почему кожа меняет свой цвет?
2-ая группа. Что нужно помнить находясь на пляже, чтобы не повредить кожу?
3-я группа. При больших повреждениях кожи – ожогах жизнь человека находится в большой опасности. Почему?
4-ая группа. Объясните высказывания древних египтян: “Лучше быть опрятным, чем красивым”.
2. Выслушиваются сообщения групп.
3. Работа со справочной литературой.
Пользуясь справочной литературой дополните свой банк знаний о коже. (самостоятельная работа со справочной литературой, записи в тетрадях)
Выслушиваются сообщения учащихся.
5. Итог урока.
Рефлексия деятельности
Что интересного узнали о себе? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям? Какие сведения были для вас совершенно новыми? Как понимаете эпиграф урока: “Главным признаком полного знания является умение пользоваться знанием?” (Выслушиваются рассуждения учащихся)
Самооценка.
Оцените свои знания, полученные на уроке по оценочной шкале.