Использование компьютерных технологий на уроках в начальных классах

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели.

  1. Расширить знания о временах глагола.
  2. Уметь отличать глагол от других частей речи, находить их в тексте и употреблять в речи, активизировать познавательную деятельность.
  3. Расширять кругозор.

Оборудование.

  • компьютер,
  • дискета с презентацией,
  • текст для самостоятельной работы,
  • гипертест.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительная беседа.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина. Определите, о каком месяце года идет в нем речь. И какие глаголы употребляет поэт?

(Звучит отрывок из стихотворения И. Бунина).

Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль, -
Сдается, наконец, сырым ветрам февраль,
И потемнел в лощинах снег наносный.

- О каком же месяце говорится в стихотворении?

- Кто знает, как назывался этот месяц в древности?

- Февраль, последний месяц зимы, в древности назывался “сечень”, так как отсекал год – был последним в семье зимних месяцев. Есть и другое предположение: именно этот период года раньше считали наиболее удобным для рубки леса, чтобы получить хорошую древесину. И еще: в этот месяц удобнее всего обрезать ветки в саду, потому что в деревьях меньше всего сака.

Называли февраль и “межень” – межа между зимой и весной. Из – за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг величали его “ветродуем” и “лютнем”. Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца – “бокогрей”, потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

- Кто запомнил, какие глаголы использовал поэт в своем стихотворении? Перечислите. (Глаголы на мониторе)

- Почему именно эти глаголы?

- Расскажите, что вы знаете о глаголе как части речи по опорным словам?

(на мониторе появляются опорные слова: самостоятельная, обозначает, вопросы, роль, ти, ть, чь, время)

- В каком времени употреблены глаголы в стихотворении?

- На какие группы можно разделить все эти глаголы?

- Можно ли изменить время глагола? Значит категория времени – это постоянный или непостоянный признак глагола? А что значит постоянный или непостоянный признак?

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Что сделает? Что будет делать?)

- Запишите данные глаголы в форме будущего времени. (1 человек работает у доски, проводится коллективная проверка).

- Почему получились разные глаголы? (Одни глаголы простые, другие составные).

- Какие глаголы называются составными? (состоят из двух слов)

- Можно ли эти же глаголы поставить в прошедшее время? Что получится?

- Какую роль играют глаголы в нашей речи?

- Сформулируйте тему урока.

3. Сообщение тема и целей урока.

- Сегодня мы поговорим о значении глагола в речи и таком грамматическом признаке как категория времени.

- Урок начался со стихотворения о феврале. Чем знаменателен этот месяц? Какие праздники отмечают в последний месяц зимы? (23 февраля – День защитника Отечества, 15 февраля – День вывода войск из Афганистана, 9 февраля 2007 года – открытие мемориальной доски памяти Алексею Горюнову, бывшему ученику нашей школы, погибшему в Чечне).

4. Работа по теме урока.

- На партах у вас лежат листочки с текстом. Прочтите текст и определите о чем идет речь в тексте? Выберите из текста глаголы и распределите их на три группы по временам.

Красная армия родилась в боях с врагами молодого государства рабочих и крестьян. 23 февраля 1918 года советское правительство объявило этот день Днем рабоче-крестьянской Красной армии. Впоследствии этот праздник стал днем защитников Отечества.

Поскольку воинское дело больше удел мужчин, этот день в народе отмечается как праздник мужчин. Дома, на работе, в школе – везде в этот день звучат поздравления всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. Девчонки поздравляют мальчишек-одноклассников. И пусть пока ещё с незаслуженным ими праздником: придет время, потребуют обстоятельства – встанут и они в ряды защитников Отечества.

(при проверке получается следующая запись)

н. в.

отмечается

звучат

служит

поздравляют

п. в.

родилась

объявило

стал

служил

б. в.

будет служить

придет

потребуют

встанут

(В это время один человек выполняет тест за компьютером, трое работаю по карточкам. Работа детей оценивается. Проводится коллективная проверка )

Карточка для самостоятельной работы.

Распределить глаголы на группы по временам.

Бросает, сорвал, поиграю, молчал, строит, буду ждать, отрежу, рассказываю, ловим, замечает, встал, написал, решу, устроился, нарисую.

(При проверке получается следующая запись)

Н.в.

бросает

строит

рассказываю

ловим

замечает

П.в.

сорвал

молчал

встал

написал

устроился

Б. в.

поиграю

буду ждать

отрежу

решу

нарисую

- Найдите 6 предложение. Выполним синтаксический разбор предложения. 1 человек выполняет работу у доски.

5. Физминутка.

Гимнастика для глаз.

- Я называю глагол настоящего времени, вы поднимаете руки вверх, глагол прошедшего времени – приседаете, глагол будущего времени – прыгаете на месте.

(Свистит, воет, застучал, наметет, завьюжит, наступает, закончился)

- Отдохнули, а теперь продолжаем работу дальше.

6. Закрепление пройденного.

- Откройте учебники и найдите упражнение 243. Прочтите задание. Найдите в тексте глаголы, употребленные в настоящем времени. Назовите их. Что нужно сделать с этими глаголами при списывании текста?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Какая еще есть особенность у глаголов прошедшего времени? Как, не задавая вопроса, определить что это глагол прошедшего времени? (по суффиксу –л-) Замените глагол настоящего времени, глаголом прошедшего времени.

- Какое еще задание нужно выполнить в этом упражнении? (раскрыть скобки)

- Что за предложение получится, когда вы раскроете скобки? (Предложение с прямой речью)

7. Самостоятельная работа.

- Работу вы будете выполнять самостоятельно. (За работу ставится оценка при проверке тетрадей)

8. Итог урока.

- О каком месяце года шла речь на уроке?

- Какое ласковое прозвище имеет февраль? (Бокогрей)

- Почему он получит такое название?

- Какие еще названия месяца вы запомнили?

- О каком грамматическом признаке глагола говорили?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

- Как можно отличить глагол прошедшего времени от глаголов, стоящих в другом времени?

- Значит категория времени – это постоянный или непостоянный признак глагола? – Какова роль глагола в речи? На следующих уроках мы узнаем о других грамматических признаках глагола. А сейчас запишите домашнее задание.

9. Домашнее задание.

Упр. 244, стр. 154.

<Приложение 1>

Урок математики во 2 классе.

Шахматы как древняя интеллектуальная игра.

Цели:

  1. Связать действия умножения и деления с графической моделью прямоугольником.
  2. Выявить взаимосвязь между множителями и произведением и соответственно между сторонами и площадью прямоугольника.
  3. Закрепить таблицу умножения и деления двух, случаи умножения и деления с 0 и 1.
  4. Тренировать способность к анализу и решению текстовых задач.
  5. Развивать познавательную активность, математические способности через знакомство с шахматами как с древней интеллектуальной игрой.
  6. Воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Оборудование.

  • ПК,
  • карточки для самостоятельных работ,
  • учебник Л. Г. Петерсон “Математика 2 класс. Часть 2”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и …

II. Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

- Представьте королевство в один шаг,

Поля сражения в квадратах черных, белых,

За шахматной доской партнеры – игроки

Бескровный бой ведут, вперед пуская смелых.

- О каком королевстве идет речь?

- Что такое шахматы?

- Поднимите руку, кто из вас играл в шахматы?

- Значит в классе есть помощники, а другие познакомятся с этой игрой.

– Ведь сегодня мы продолжим работу над действиями умножение и деление, а поможет нам в этом шахматная доска.

- Шахматы – это игра на клетчатой доске.

- Здесь 32 белых поля – светлые клетки.

32 черных поля – темные клетки.

- Сколько всего полей на шахматной доске?

- Как это записать действием умножения?

32 · 2 (только на компьютере)

- Что значит 32 · 2?

32 · 2 = 64(только на компьютере)

- Как называются числа при умножении?

- Прочти запись по-разному.

- На шахматной доске играют шахматными фигурами.

- 8 белых фигур на первой горизонтали.

8 белых пешек на второй горизонтали.

- Сколько всего белых фигур в начальной позиции?

- Как это записать умножением?

8 · 2 = 16 (на компьютере)

- Рассмотрим вертикали.

- Сколько вертикалей?

- По сколько фигур на каждой?

- Как это записать умножением?

2 · 8 = 16 (на компьютере)

- То же самое можно сказать и о черных фигурах. Их тоже 16.

- Итак, шахматы – игра по особым правилам на доске в 64 клетки. В игре участвуют 16 белых и 16 черных фигур.

III. Тема урока.

- Рассмотрите Карточку с шахматной доской.

- Возьмите карандаш, и белые фигуры разделите на две равные части.

- Сколько фигур в каждой части?

- Как это записать?

16 : 2 = 8

- Черные фигуры разделите на 8 равных частей.

- Сколько в каждой части?

- Как это записать?

16 : 8 = 2

- У нас получилось 4 равенства.

- Что означают первые два?

- Как с ними связаны третье и четвертое?

- Сделайте вывод.

Как связаны действия умножения и деления.

- Это и будет темой урока.

“Взаимосвязь между умножением и делением”

- Сверим свой вывод с выводом в учебнике.

С. 100

(Прочти про себя, прочти вслух, кто попробует рассказать)

IV. Гимнастика для глаз.

V. Первичное закрепление.

- Как же связаны действия умножение и деление?

- Сейчас мы выполним задание №3 на с 100, чтобы лучше запомнить правило.

- … прочти задание

(запись с комментированием в тетради и на компьютере)

VI. Продолжение темы.

- Вспомните, с какими действиями (знаками)

Мы составляли похожие равенства?

- Рассмотрите карточку и скажите, как связаны эти равенства?

- Первое и второе …

- Третье и четвертое …

- Какую фигуру использовали для модели?

- а, в – это …

- с – это …

- Как найти часть, целое?

- А теперь запишем равенства с действиями умножение и деление.

(Запись равенств с комментированием в тетради)

- Какую фигуру выберем для модели? Почему?

(если длину умножим на ширину, получим произведение или площадь)

-Какие условные обозначения выберем? Почему?

– Как записать формулу прямоугольника?

S = a · в

- Какие еще равенства можно записать? Почему?

S = в · а

S : а = в

S : в = а

- У нас получились 4 равенства.

- Как связаны первые два?

- Как с ними связаны третье и четвертое?

- Сверим свой вывод с выводом в учебнике.

С. 101

(… прочти вслух)

- Эти равенства будем использовать при решении задач.

VII. Закрепление.

- Приготовьте набор карточек.

- По чертежу составь задачу.

- Найдите площадь (неизвестную сторону)?

- Покажите нужную карточку.

- Как найти площадь (неизвестную сторону)?

VIII. Физкультминутка.

- Непосредственно перед шахматным матчем и после него полезно провести физические упражнения, потому что игра может длиться очень долго.

- Сделайтесь такими же маленькими, как пешки.

А теперь выросли, плечи развернули. Сделались важной фигурой. Ведь пешка, пройдя все поле может стать любой фигурой, кроме Короля.

- Как Слон наклонитесь, приветствуя друг друга.

- Попрыгайте, как Конь.

- Ферзь – сильная фигура. Покажите силу. (Руки вверх. в сторону)

IX. Закрепление.

1)- Задача №6 с 101.

2) – Шахматы – это тоже задача. Только у этой задачи много решений, поэтому шахматы живут очень долго.

- О шахматах известно 16 веков

- 1 век – 100 лет

- Как узнать, сколько лет живут шахматы?

- 100 · 16

- 1600 лет

X. Самостоятельная работа.

- Шахматы очень древняя игра.

Сначала в нее играли только цари, короли, шейхи.

Сегодня шахматы очень популярны.

- Выполнив самостоятельную работу, вы узнаете много интересного о шахматах.

Итог.

- О чем сегодня говорили?

- Как найти площадь, сторону прямоугольника?

- Что нового узнали о шахматах?

- Пешка, пройдя все поле, может стать любой фигурой, кроме Короля. И мы прошли весь урок, узнали много нового, и, как пешки подросли.

- Оценки за работу на уроке, жетоны.

<Приложение 2>

Рисунки к статье