Занятость детей и подростков в период летних каникул

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Социальная педагогика


Свободное время в представлении детей – едва ли не единственное пространство, где существует особый мир, где правят фантазии и игра, где действуют иные, чем в мире взрослых, правила поведения. Здесь ценится то, что с трудом укладывается в сознании родителей, здесь можно самому решить, на что потратить силы и время.

Складывающаяся в стране ситуация порождает массовость антиобщественных моделей поведения детей вплоть до саморазрушающих (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм), что делает именно эти модели привлекательными для все более широкого круга детей. Асоциальное поведение проявляется, преимущественно, за стенами школы, в свободное время.

Асоциальным детским объединениям могут противостоять объединения различной спортивной, туристской, военной направленности, которые связаны с реальной возможностью испытать трудности, с возможностью жить, есть, спать, работать, отдыхать в других, нежели в семье и школе, условиях, самоутвердиться, наравне с взрослыми участвовать в каком-то деле.

Дополнительное образование относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Прекрасные возможности для этого предоставляют летние каникулы. Основное внимание в системе организации летнего отдыха сосредоточено на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, и личностно-деятельностном характере образовательного процесса, способствующего мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению детей и их самореализации.

Говоря о системе летнего отдыха, мы в первую очередь имеем ввиду:

  • Ребенка, обладающего неотъемлемым правом на то, чтобы полноценно прожить период летних каникул,
  • Семью - субъекта оздоровительно-образовательных услуг,
  • Образовательные учреждения, организующие разнообразные формы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей,
  • Общественные организации и объединения, занимающиеся организацией летнего отдыха и оздоровления.

Эксперты ООН указывают, что среди всех восточноевропейских стран переход к рынку наиболее отрицательно сказался на уровне жизни населения России и, прежде всего детей.

Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье, прежде всего в силу низкокалорийного питания и недоедания. Результаты социологического опроса показывают, что в настоящее время на питание расходуется свыше 80% средств семейного бюджета, а питание во многих семьях остается неудовлетворительным.

Систематическое недоедание, ухудшение рациона питания отражается на психическом и интеллектуальном развитии детей. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети из состоятельных семей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Становятся платными, а потому недоступными для многих школьников клубы, секции, которые пользуются большим спросом у подростков.

Следует учесть и то, что из-за напряженности в экономической сфере семья меньше уделяет внимания детям. Снижается роль родителей в воспитании детей. Есть основания говорить об особом кризисе семейных отношений. Доминирующей заботой многих родителей становится добывание средств к существованию.

По данным наркологической службы города за последние годы наметился рост больных наркоманией и токсикоманией. Количество наркоманов увеличивается в геометрической прогрессии, а возраст наркоманов все более приближается к подростковому. В последнее время увеличилось количество подростков принимающих алкоголь.

Приобщение к наркотикам происходит в досуговой группе сверстников. Оно обусловлено общим стремлением познать “все” из взрослой жизни, поступать так “от скуки” или “как все” приятели, иногда доказать кому-то на спор собственную смелость, сделать “назло” родителям или учителям, утешиться в трудный момент. Причинами этого являются, во-первых, недостаточная информированность подростков о последствиях наркомании, во-вторых, недостаточная работа по организации свободного времени у подростков.

Признание обществом этого факта обуславливает необходимость изменения отношения к свободному времени подростков и создания цивилизованной системы его организации.

В 1997 году в нашей школе была создана программа профилактических мероприятий по проблеме наркомании. Одним из достоинств программы является комплексность. Она объединяет семь направлений работы:

  1. Медико-санитарное просвещение и информирование детей и родителей об опасности наркомании.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Выбор альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения.
  4. Проведение массовых оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий.
  5. Формирование навыков саморегуляции, психогигиены, “иммунитета” на неблагоприятные воздействия природной и социальной среды.
  6. Объединение усилий по спасению детей и подростков от хим. зависимости, активизация деятельности взрослых из различных социальных слоев.
  7. Устранение факторов благоприятствующих развитию наркомании.

Это было отмечено министерством Образования области на конкурсе профилактических программ по наркомании в 1998 году. Мы продолжили работу по профилактике наркомании, сохранив принципы работы и учитывая новые условия обучения и воспитания.

Недоработкой предыдущей программы была недостаточная организация работы в летний период, 2 месяца практически выпадали из поля зрения педагогов, в связи с недостатком финансирования и отпусками работников школы. Мы учли эти недостатки и разработали программу летней занятости детей и подростков.

При разработке программы учтены основные особенности подросткового возраста: стремление к самостоятельности, романтизм, прямолинейность, гиперактивность, связанная с половым созреванием, стремление к самопознанию, самоутверждению и признанию в группе сверстников, и попытались разнообразить виды организованного досуга, привлекая к сотрудничеству и другие учреждения нашего города.

Цели и задачи программы.

Организация теоретической и практической деятельности, обеспечивающей формирование у детей и подростков стереотипов здорового образа жизни и их развитие осуществляется посредством реализации следующих задач:

  • Формирование профессиональной ориентации подростков, овладение трудовыми навыками.
  • Приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим, духовным ценностям.
  • Совместное активное познание окружающего мира.
  • Создание условий для нравственного воспитания подрастающего поколения.
  • Удовлетворение творческих, умственных, физических потребностей детей и подростков.
  • Формирование культуры поведения в общественных местах.
  • Устранение факторов, благоприятствующих развитию наркомании.
  • Создание условий для выбора альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения.

Работа в оздоровительном лагере с дневным пребыванием решает следующие задачи:

  • Укрепление здоровья, привитие интереса к различным видам спорта.
  • Содействие правильному развитию у детей жизненно необходимых двигательных навыков.
  • Воспитание физических, волевых и моральных качеств.
  • Воспитание патриотического отношения к своей родине.
  • Воспитание бережного отношения к окружающему миру, привитие любви к природе.
  • Привитие любви к устному народному творчеству, знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.
  • Воспитание любви к ближним через сказки народов мира.

Решение поставленных задач позволяет реализовать главную цель данной программы - организация условий летней занятости и отдыха детей и подростков, обучающихся в средней школе № 10 в период летних каникул.

Содержание программы.

Учитывая условия финансирования, материального обеспечения и возможностей школы мы используем следующие формы работы:

  • летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием,
  • летние трудовые объединения подростков,
  • летние палаточные туристические лагеря.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием является традиционной формой работы в нашей школе. Возраст детей обычно составляет от 7 до 11 лет. В работе лагеря принимают участие в качестве воспитателей педагоги школы и в качестве вожатых – старшеклассники, обучающиеся на профиле “Основы педагогических знаний”.

План работы в лагере составляется в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: ДДТ, ЦДО “Гея”, КЖД им.Шиханова. В итоге дети охвачены разнообразной деятельностью и двухразовым питанием.

Финансирование осуществляется за счет средств Фонда Социального страхования, областного и местного бюджетов.

Летние трудовые объединения подростков.

Летние трудовые объединения подростков тоже относятся к традиционным. На базе школы сформированы бригады учащихся в возрасте 14-16 лет, возглавляемые учителями школы. Фронт работ обеспечивается по договоренности с молодежной биржей труда в микрорайоне школы. Дети заняты на уборке кабинетов, благоустройстве территории вокруг школы, территории лесхоза, железнодорожной больницы. Финансирование осуществляется из местного и областного бюджетов, заработная плата подростков обеспечивается Молодежной биржей труда.

Летние туристические лагеря.

Проблема социальной незащищенности молодежи - результат противоречия между реалиями общественной жизни современной России и возможностями социальных институтов государства. Сейчас необходимы программы прямого действия, написанные для детей и о детях, направленные на организацию конкретных мер, выводящих молодежь из-под уголовного влияния, снижающих ее агрессивность и неуправляемость.

В средней школе №10 в сотрудничестве с ГСК “Эликсир” работает туристский клуб “Эдельвейс”, который уже в течение 10 лет реализует одно из направлений “Программы летней занятости детей и подростков в ОУ №10”, организуя оздоровительные туристические лагеря и многодневные походы.(приложение1)

Кроме того, успешно осуществляется экологический подход к содержанию школьной географии. В путешествиях мы прослеживаем как человек осваивает природное окружение не разрушая его, сравниваем природные комплексы разных регионов страны, степень их освоенности и экологические проблемы данных регионов. Для ребят побывавших в нескольких путешествиях это огромное поле для размышлений и осмысления человеческого бытия.

Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий проводимых в лагере и в походе научат школьников основам пешего туризма, включающим в себя умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многому другому.

Обучение учащихся должно базироваться на принципах сознательности и активности обучаемых, доступности, наглядности и последовательности изложения учебного материала, а также индивидуального подхода в обучении.

Успешное проведение похода- экспедиции во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов для его проведения.

Руководство подготовкой и проведением туристского похода осуществляется туристическим клубом “Эдельвейс”.

Лучшим временем проведения похода являются дни летних каникул. Продолжительность похода 10 дней. (приложение 2).