Цели:
- познакомить с некоторыми свойствами сторон и углов четырехугольников;
- развитие пространственных представлений, вычислительных навыков, умений наблюдать и сравнивать;
- воспитание доброжелательности и тактичности в общении
- формировать навыки работы в группах, коммуникативные навыки общения друг с другом.
Оборудование: карточки для устного счета, чертеж, геометрические фигуры, свойства фигур.
До начала урока дети разделены на группы, в каждой есть свой лидер – организатор.Деление можно провести, как по желанию детей, так и по способностям.
Ход урока1. Организационный момент.
Чтение девиза: “ Помогая другим, учимся сами! Давайте попробуем!”.
- Какие правила работы в группах вы должны помнить?
Дети называют:
- Работать активно;
- Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров;
- Вести диалог тихими голосами.
2. Устный счет.
-А сначала как и всегда - гимнастика для ума.
а) Определить значение суммы в одной половине фигуры( дети показывают ответ при помощи веера с цифрами). Назвать другие суммы, значение которых равно этому же числу.
б) На доске чертеж:
- Под какими углами пересекаются улицы Березовая и Липовая?(Тупой угол.)
- Липовая и Еловая?(Острый угол.)
- Садовая при пересечении с Березовой образует прямой угол. Какой угол будет между Березовой и продолжением Садовой?(Прямой угол.)
- Какие углы образует Садовая улица с Липовой?(Тупой и острый.)
Подводится итог устного счета.
3. Сообщение темы и цели.
-Сегодня мы продолжаем работу над геометрическими фигурами.(учитель вывешивает на доску фигуры прямоугольника, квадрата, ромба).
- Как называется каждая фигура?( дети называют каждую фигуру)
- Как назовем все фигуры одним словом?(четырехугольники.)
- Это тема нашего урока. Мы будем исследовать свойства данных четырехугольников. Полученную информацию выносить на доску. Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи.
4.Изучение новых знаний.
а) Работа над прямоугольником
Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 3см и 5см.
-Почему я назвала только размеры двух сторон?(У прямоугольника противоположные стороны равны.)
( на доску вывешивается первое свойство прямоугольника)
- Проведите диагонали в вашем прямоугольнике. Измерьте их, сделайте вывод.
- Возьмите треугольники и измерьте углы данного прямоугольника. Сделаем вывод.
На доске, после фигуры прямоугольника, появляется запись:
Противоположные стороны равны. |
Диагонали равны. |
Углы прямые. |
Найдем периметр прямоугольника:
5+ 3+ 5+3=16 см
б) Работа с квадратом.
У всех на столах лежат вырезанные из бумаги квадраты. Сейчас вы будете самостоятельно в группах исследовать свойства квадрата.
- Что вам нужно сделать?(Измерить стороны, углы и диагонали данной фигуры.)
-Каждый стол должен подготовить вывод о свойствах квадрата.
( Дети в своих группах исследуют фигуры)
Организаторы каждой группы делают отчеты.
Учитель вывешивает данные свойства под фигурой квадрата.
Все стороны равны. |
Диагонали равны. |
Углы прямые. |
(отмечается активность детей, наиболее полные ответы)
в) Работа над ромбом.
Работа с моделью из конструктора.
Решение проблемы: как из модели квадрата сделать ромб.
Работа с учебником. Страница 78 № 4 ( Математика . 2 класс, 1 часть “ Планета знаний” )
- Прочитайте задание. Выполните в тетрадях.
Поставьте точки, как показано в учебнике, соедините их.
-Какая фигура у вас получилась?(Ромб.)
Детям дается задание. Каждый стол получает индивидуальное задание:
1 стол - измерить стороны ромба и сделать
вывод;
2 стол - провести диагонали, измерить их,
сделать вывод;
3 стол - измерить углы и сделать вывод;
4 стол - найти сходство ромба и квадрата;
5 стол - найти отличия ромба и квадрата.
Каждая группа работает над своим заданием ( коллективное обсуждение). Через определенное время организаторы столов делают свои выводы.
На доске, под фигурой ромба, появляется запись:
Все стороны равны. |
Диагонали имеют разную длину. |
Два угла – острые, два – тупые. Противоположные углы ромба равны. |
У квадрата и ромба все стороны равны. |
У квадрата углы прямые, а у ромба нет. У квадрата диагонали равны, а у ромба имеют разную длину. |
- Мы закончили исследование данных четырехугольников. Я думаю, вы запомните свойства этих фигур, и будете использовать их в дальнейшем.
5.Контроль над усвоением знаний учащихся.
На доске числовой ряд:
7, 9, 16, 8, 5, 13
Каждый ребенок должен, используя данный числовой ряд, составить по 5 примеров на сложение и вычитание в пределах 20, с переходом через разряд. Примеры решать не нужно.
У детей карточки со словами:
Составил:
Решил:
После того, как дети составили примеры, организаторы столов собирают листочки и передают их следующему столу. Дети решают примеры, которые они получили с другого стола. Затем возвращают обратно. Примеры проверяются, теми детьми, кто их решал. Организаторы подводят итоги: сколько примеров решено правильно, количество допущенных ошибок.
Составил: Роман Решил: 7+9 = 13-5 = 8+5 = 16-9 = 13- 8= |
Составил: Роман Решил: Вадим 7+9=16 13-5= 8 8+5= 13 16-9=7 13-8= 5 |
6.Итог. Оценивание.
- Оцените работу своего стола.
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Каждая группа внесла свой вклад в нашу работу. Наиболее активными были… столы. Они получают оценки…