Обучение в сотрудничестве. Урок математики во 2-м классе по теме "Четырехугольники"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с некоторыми свойствами сторон и углов четырехугольников;
  • развитие пространственных представлений, вычислительных навыков, умений наблюдать и сравнивать;
  • воспитание доброжелательности и тактичности в общении
  • формировать навыки работы в группах, коммуникативные навыки общения друг с другом.

Оборудование: карточки для устного счета, чертеж, геометрические фигуры, свойства фигур.

До начала урока дети разделены на группы, в каждой есть свой лидер – организатор.Деление можно провести, как по желанию детей, так и по способностям.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтение девиза: “ Помогая другим, учимся сами! Давайте попробуем!”.

- Какие правила работы в группах вы должны помнить?

Дети называют:

  • Работать активно;
  • Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • Радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих партнеров;
  • Вести диалог тихими голосами.

2. Устный счет.

-А сначала как и всегда - гимнастика для ума.

а) Определить значение суммы в одной половине фигуры( дети показывают ответ при помощи веера с цифрами). Назвать другие суммы, значение которых равно этому же числу.

 б) На доске чертеж:

  • Под какими углами пересекаются улицы Березовая и Липовая?(Тупой угол.)
  • Липовая и Еловая?(Острый угол.)
  • Садовая при пересечении с Березовой образует прямой угол. Какой угол будет между Березовой и продолжением Садовой?(Прямой угол.)
  • Какие углы образует Садовая улица с Липовой?(Тупой и острый.)

Подводится итог устного счета.

3. Сообщение темы и цели.

-Сегодня мы продолжаем работу над геометрическими фигурами.(учитель вывешивает на доску фигуры прямоугольника, квадрата, ромба).

- Как называется каждая фигура?( дети называют каждую фигуру)

- Как назовем все фигуры одним словом?(четырехугольники.)

- Это тема нашего урока. Мы будем исследовать свойства данных четырехугольников. Полученную информацию выносить на доску. Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи.

4.Изучение новых знаний.

а) Работа над прямоугольником

Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 3см и 5см.

-Почему я назвала только размеры двух сторон?(У прямоугольника противоположные стороны равны.)

( на доску вывешивается первое свойство прямоугольника)

- Проведите диагонали в вашем прямоугольнике. Измерьте их, сделайте вывод.

- Возьмите треугольники и измерьте углы данного прямоугольника. Сделаем вывод.

На доске, после фигуры прямоугольника, появляется запись:

Противоположные стороны равны.
Диагонали равны.
Углы прямые.

Найдем периметр прямоугольника:

5+ 3+ 5+3=16 см

б) Работа с квадратом.

У всех на столах лежат вырезанные из бумаги квадраты. Сейчас вы будете самостоятельно в группах исследовать свойства квадрата.

- Что вам нужно сделать?(Измерить стороны, углы и диагонали данной фигуры.)

-Каждый стол должен подготовить вывод о свойствах квадрата.

( Дети в своих группах исследуют фигуры)

Организаторы каждой группы делают отчеты.

Учитель вывешивает данные свойства под фигурой квадрата.

Все стороны равны.
Диагонали равны.
Углы прямые.

(отмечается активность детей, наиболее полные ответы)

в) Работа над ромбом.

Работа с моделью из конструктора.

Решение проблемы: как из модели квадрата сделать ромб.

Работа с учебником. Страница 78 № 4 ( Математика . 2 класс, 1 часть “ Планета знаний” )

- Прочитайте задание. Выполните в тетрадях.

Поставьте точки, как показано в учебнике, соедините их.

-Какая фигура у вас получилась?(Ромб.)

Детям дается задание. Каждый стол получает индивидуальное задание:

1 стол - измерить стороны ромба и сделать вывод;
2 стол - провести диагонали, измерить их, сделать вывод;
3 стол - измерить углы и сделать вывод;
4 стол - найти сходство ромба и квадрата;
5 стол - найти отличия ромба и квадрата.

Каждая группа работает над своим заданием ( коллективное обсуждение). Через определенное время организаторы столов делают свои выводы.

На доске, под фигурой ромба, появляется запись:

Все стороны равны.
Диагонали имеют разную длину.
Два угла – острые, два – тупые. Противоположные углы ромба равны.
У квадрата и ромба все стороны равны.
У квадрата углы прямые, а у ромба нет.
У квадрата диагонали равны, а у ромба имеют разную длину.

- Мы закончили исследование данных четырехугольников. Я думаю, вы запомните свойства этих фигур, и будете использовать их в дальнейшем.

5.Контроль над усвоением знаний учащихся.

На доске числовой ряд:

7, 9, 16, 8, 5, 13

Каждый ребенок должен, используя данный числовой ряд, составить по 5 примеров на сложение и вычитание в пределах 20, с переходом через разряд. Примеры решать не нужно.

У детей карточки со словами:

Составил:
Решил:

После того, как дети составили примеры, организаторы столов собирают листочки и передают их следующему столу. Дети решают примеры, которые они получили с другого стола. Затем возвращают обратно. Примеры проверяются, теми детьми, кто их решал. Организаторы подводят итоги: сколько примеров решено правильно, количество допущенных ошибок.

Составил: Роман

Решил:

7+9 =

13-5 =

8+5 =

16-9 =

13- 8=

Составил: Роман

Решил: Вадим

7+9=16

13-5= 8

8+5= 13

16-9=7

13-8= 5

6.Итог. Оценивание.

  • Оцените работу своего стола.
  • Какую работу вам понравилось выполнять?
  • Каждая группа внесла свой вклад в нашу работу. Наиболее активными были… столы. Они получают оценки…