Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Оборудование: тренажёр для гимнастики глаз, указка, аудиозапись голосов птиц, плакаты и таблицы, предметы.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
(У.) - Мы закончили изучение темы “Органы чувств”. Давайте вспомним, с чем мы познакомились при изучении этой темы? Что вы узнали нового, интересного?
/Ответы детей на поставленные вопросы/.
(У.) - Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, с чего мы начнём наш разговор.
Маленький, кругленький,
А до неба докинешь. (Глаз)
(У.) - Глаза – это удивительный орган . . . (зрения). Его считают главным. Расскажите об этом органе.
ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА |
/вывешивается табличка/
/Примерные ответы детей/.
(Д.) - Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
- Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
- Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Человек видит его цвет, размер.
- Человеческий глаз устроен так, что может видеть и в темноте, и при ярком свете.
(У.) Ваше мнение!!!
- Как вы думаете, надо ли нам следить за своим зрением? Может быть глаза сами о себе могут позаботиться?
(Д.) - Самое главное – это надо беречь своё зрение, свои глаза. Необходимо соблюдать ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ПО УХОД ЗА ЗРЕНИЕМ.
/Ученики зачитывают эти правила – Приложение № 1/
(У.) - Спасибо! Как вы думаете, почему глаза считают главным органом чувств?
(Д.) - Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
Физминутка для глаз с использованием тренажёра и лазерной указки. /Приложение № 2/
На тренажёре с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.
(У.) - А теперь давайте вспомним, что мы знаем про орган слуха.
ОРГАН СЛУХА - УШИ |
/вывешивается табличка/
(Д.) - С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, шум.
- Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Эти волны поступают в определённый участок мозга, перерабатываются там таким образом, что мы слышим и понимаем слова.
- Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
(У.) - Спасибо за хорошие ответы! Ребята, а вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке мимики и жестов.
- Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
(Д.) - Содержать уши в чистоте.
- Нужно соблюдать правила ухода за ушами. /Приложение № 3 – ГИГИЕНА УХА/
(У.) - Держи себя за ухо. Массаж спины, как известно, один из лучших способов расслабиться перед сном. Но что же делать утром, когда будильник уже осип от усердия, а сил приоткрыть глаза нет? Потереби ухо – советуют австралийские учёные. Дело в том, что именно на ушной раковине находятся точки, отвечающие за энергетику всего организма, и, массируя их, ты окончательно проснёшься.
Физминутка.
(У.) - А что опаснее всего для уха?
(Д.) - Шум. Так как шум портит слух и плохо влияет на весь организм.
(У.) - Хочу познакомить вас с некоторыми нормами шума и с исследованиями, проведёнными учениками одной из московских школ. (журнал “Экологическое образование” № 1 – 2000 г., с. 30-33). /Приложение № 5/
Нормирование звука.
1. Интенсивность звука (шума) измеряется в децибелах (дб).
Шелест листвы оценивается в 10-40 дб;
шёпот – 30 дб;
обычный разговор – 50-60 дб;
громкий разговор – 75 дб;
шум машины – 80-90 дб.
2. Допустимый уровень звука на территории школы в классных помещениях - 40 дб.
3. Зимний лес в безветренную погоду - 0-5 дб; шум листвы, прибоя - 20 дб.- успокаивающее воздействие
Шум в квартире, человеческая речь - 40 дб.- гигиеническая норма.
Уровень шума до 80 дб считается допустимым.
Физминутка. Представим, что мы в лесу. Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте голоса птиц (20-30 дб).
(У.) - Прекрасно! А сейчас следующая загадка.
Между двух светил
В середине я один. (Нос)
ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС |
/вывешивается табличка/
(У.) - Что вы можете сказать об этом органе?
(Д.) - Обоняние – это способ человека воспринимать запахи.
- С запахом человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.
(У.) - Спасибо за информацию. Вы прекрасно работаете!Ребята. Скажите, а как же нам сохранить обоняние?
(Д.) - Надо закаляться.
- Вредно курить и принимать наркотики. /Приложение № 4 – ГИГИЕНА НОСА/
(У.) - Молодцы! Отгадайте:
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
- Что можно определить с помощью этого органа?
ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК |
/вывешивается табличка/
(Д.) - Мы можем определить сладкое, горькое, кислое, солёное.
- Вкус – ощущение, которое возникает при воздействии в слюне существ на вкусовые сосочки. Кончик языка более чувствителен к сладкому, корень языка – к горькому, а края языка - к кислому.
- От вкусовых ощущений зависит аппетит.
Ребята читают ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ХОРОШЕГО ПИТАНИЯ. /Приложение № 6/.
(У.) - Ребята, о каком органе мы ещё с вами не говорили?
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА |
/вывешивается табличка/
(Д.) - Человек может чувствовать тепло, холод, прикосновение, боль. Нужно быть осторожным, не допускать ожогов, обморожения.
- Кожа человека упругая, прочная, бледно-розового цвета. Она выделяет жир и пот.Кожа состоит из трёх слоёв: первый слой – сверху наружная оболочка, через неё кожа дышит; второй слой – сама кожа, в ней находятся сальные желёзы; третий слой – это подкожный жир. Главный способ ухода за кожей – мытьё.
(У.) - А вы знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они был чистыми? (Не менее трёх раз). /Приложение № 7 – ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОЖЕЙ/.
Подведение итогов закрепления.
(У.) - Замечательно! Теперь вы стали “специалистами” по этой теме. Давайте ещё раз проверим наши знания, разгадавкроссворд.
Его тема: “Какие органы чувств защищают наш организм”. /Приложение № 8/.
(У.) - Молодцы! Мы вместе с вами узнали столько интересного и полезного. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. В 1-м классе вы научились писать буквы и сейчас знаете, как они пишутся. Каждый из вас ел яблоко и никто его вкус не перепутает со вкусом огурца. А те предметы, которые вы НЕ знали, вам будет трудно определить. Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить, так ли это.
/Трём-четырём ученикам завязать глаза. Первому дать ручку, второму – яблоко, третьему – булочку, четвёртому – лекарство в бутылочке. Дети должны назвать предметы./
(У.) - Теперь мы с вами убедились, что органы чувств имеют память. Как же все органы чувств связаны с головным мозгом?
(Д.) - Всеми органами чувств руководит головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на выполнение. /Приложение № 9/.
(У.) - Хорошо! А как же окружающая природа действует на органы чувств? Давайте рассмотрим картинку и составим правильную. /Приложение № 10 (1, 2)/. А теперь давайте обсудим две экологические ситуации:
- Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
- Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на человеке, на его органах чувств? /Рассуждения ребят/.
Подведение итога урока.
(У.) - Чтобы органы чувств были в порядке, необходимо…
(Д.)
- Заниматься своим здоровьем!
- Следить за собой и беречь органы чувств!
- Соблюдать правила гигиены!
- Закаливаться, делать зарядку по утрам!
- Правильно питаться! Беречь природу!
(У.) - М О Л О Д Ц Ы ! Спасибо за отличную работу на уроке!
/Выставление оценок /
Домашнее задание: Обсудите с друзьями и родными следующую экологическую ситуацию: Однажды в одном из замков Англии было обнаружено множество мышей и никак их не удавалось вывести. Тогда провели фестиваль рок-музыки и увидели, что мыши исчезли. Объясните, почему такое произошло?