Цель урока: систематизирование и обобщение знаний учащихся по данной теме.
Задачи урока:
- учебно-познавательная: формирование умений применять теорему Виета и свойства корней и коэффициентов квадратного уравнения в стандартных и нестандартных ситуациях;
- развивающая: развитие умений самостоятельно работать, повышение интереса к предмету, развитие логического мышления;
- воспитательная: воспитание настойчивости и трудолюбия.
Средства обучения:
- портрет Франсуа Виета,
- карточки “Общий вид квадратных уравнений и формулы их корней”,
- набор карточек для устного решения квадратных уравнений,
- раздаточный материал для групповой и самостоятельной работы,
- блокноты с копировальной бумагой,
- картина Богданова-Бельского “Устный счет”,
- магнитофон,
- таблицы и раздаточный материал для проведения рефлексии.
Тип урока: обобщающий.
ЭПИГРАФ:
“Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни -
Поистине его познанья дивны”.
Госер
<Рисунок1>
Структура урока
І. Организационный этап.
Учитель сообщает тему урока и его цель.
Приводит схему построения урока:
- Историческая справка.
- Повторение материала.
- Тестовые вопросы.
- Групповая работа.
- Решение уравнений самостоятельно.
ІІ. Информационно-обобщающий этап.
1. Историческая справка.
Простые уравнения люди научились решать более трёх тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Одним из тех, кто внёс большой вклад в развитие математики, был французский математик, с именем которого мы познакомились на последних уроках.
Учитель задает вопросы:
Как имя этого математика?
Какую очень важную теорему он доказал?
Всегда ли можно применять теорему Виета?
Учащиеся принимают участие в беседе , отвечают на вопросы учителя.
Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.
2. Устная работа.
Для решения уравнений необходимо знать материал, изученный ранее. Работаем устно:
а) 32; (-10)2; (-7)2; (1\4)2;
б) –4x 2x5; -4x1x(-3); -4x3x(-2); -4x5x4;
в) 25; 0; 8100; 1/9;4/7; 4/25.
Сделать вывод: при умножении нечётного числа отрицательных множителей результат отрицательный , чётного числа отрицательных множителей – положительный результат.
3. Систематизация и обобщение.
Учитель задаёт вопросы:
1. Какие уравнения называются квадратными?
2. Какие из данных уравнений, записанных на доске, являются квадратными?
f) 48х2 – х3 + 9 = 0;
б) -2х2 + 3х + 6 = 0;
в) 25 – 26х + х2 = 0.
Укажите в квадратных уравнениях а, b, с.
Обратить внимание учащихся на то, что члены уравнения под в) расположены не так, как требует общий вид квадратного уравнения.
3 . А как называются квадратные уравнения, в которых коэффициент а = 1?
4. Приведите примеры приведённых квадратных уравнений.
5. Какие уравнения называют неполными квадратными?
(учащиеся записывают на доске общий вид неполных квадратных уравнений ах2 + bх = 0, ах2 + с = 0, ах2 = 0.)
6. Уравнения какого вида имеет всегда два решения? Одно решение?
Какое уравнение может не иметь решений?
7. Все ли уравнения, записанные на доске, имеют решение?
1).х2 = 25;
2).64х2 – 1 = 0;
3).х2 = - 4;
4).3х2 – 6 = 0;
5).2х2 + 3х = 0;
6).6х2 = 18х.
Назовите корни первого уравнения. Какие из этих уравнений решаются разложением на множители?
Решим остальные уравнения.
Три ученика решают у доски уравнения 2), 4), 5), уравнение 6) один ученик решает на переносной доске, а учащиеся работают в тетради самостоятельно.
8. Как узнать, не решая уравнение , имеет ли полное квадратное уравнение действительные корни?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Если а и с имеют противоположные знаки, то уравнение имеет действительные корни.
9. Как, не решая уравнение, определить знаки корней?
Если свободный член – положительное число, то корни имеют одинаковые знаки, если свободный член – отрицательное число, то корни имеют противоположные знаки.
10. Если корни имеют одинаковые знаки, как определить: положительны ли они или отрицательны?
Если второй коэффициент отрицательный, то корни положительны; если второй коэффициент положительный, то корни отрицательны.
Устно: Определите знаки корней:
а).2х2 + 3х – 5 = 0,
б).5х2 – 7х + 2 = 0.
9.А теперь вспомним, как решаются уравнения.
Прикрепите к каждому из уравнений карточку общего вида этого уравнения, формулу вычисления дискриминанта и формулу его корней:
а).3х2 – 2х – 5 = 0,
б).2х2 – 5х – 3 = 0,
в).х2 + 4х + 3 = 0.
Ученики по очереди прикрепляют карточки с соответствующими формулами на магнитной доске:
а). б). в).
Уравнения а), б) решают у доски 2 ученика; уравнения в) класс решает устно по теореме Виета: х1 = -1, х2 = -3.
Решите устно:
а) х2 + х – 12 = 0, (х1 = -4, х2 = 3)
б) х2 – 3х + 2 = 0, (х1 = 2, х2 = 1).
4. Новые способы отыскания корней
Учитель предлагает записать формулу квадратного уравнения:
ах2 + bх + с = 0, а 0.
1). Если а + b + с = 0, то х1 = 1, х2 = с/а
2).Если а – b + с = 0, то х1 = -1, х2 = -с/а.
Решим уравнения, записанные на доске, этим способом:
1) 2х2 + 3х – 5 = 0,
а = 2, b = 3, с = -5.
2) 2х2 + 3х + 1 = 0,
а = 2, b = 3, с = 1.
Учитель предлагает проверить полученные корни с помощью формул.
Учащиеся устно вычисляют корни уравнений новым способом:
а + b + с = 2 + 3 –5 = 0,
х1 = 1, х2 = -5/2 = -2,5.
а – b + с = 2 – 3 + 1 = 0,
х1 = -1, х2 = -1/2 = -0,5.
I вариант проверяет первое уравнение,
II вариант проверяет второе уравнение.
5. Устное решение уравнений.
1) х2 + 17х – 18 = 0, | а = 1, b = 17, с = -18, |
а + b + с = 1 + 7 – 18 = 0, | |
х1 = 1, х2 = -18; |
2) 7х2 + 2х – 5 = 0, | а = 7, b = 2, с = -5, |
а – b + с = 7 – 2 – 5 = 0, | |
х1 = -1, х2 = +5/7; |
3) х2 + 23х – 24 = 0, | а = 1, b = 23, с = -24, |
а + b + с = 1 + 23 – 24 = 0, | |
х1 = 1, х2 = -24; |
4) 5х2 – 4х – 9 = 0. | а = 5, b = -4, с = -9, |
а – b + с = 5 + 4 – 9 = 0, | |
х1 = -1, х2 = 9/5. |
III. Тестовые вопросы.
Работа выполняется в блокнотах через копирку.
Это задание на слух, повторяю только два раза. Залог успеха – огромное внимание.
Учитель открывает на доске восемь квадратных уравнений:
- 2х2 – 8х + 4 = 0,
- 3х2 + 4х – 1 = 0,
- 4х2 – 8 = 0,
- х2 – 10х + 100 = 0,
- 5х2 + 6х = 0,
- х2 – 8х + 12 = 0,
- 3х2 = 0,
- 14 – 2х2 + х = 0.
Вопросы:
- Выпишите номера полных квадратных уравнений.
- Выпишите коэффициенты а, b, с в уравнении 8).
- Выпишите номер неполного квадратного уравнения, имеющего один корень.
- Какое из неполных квадратных уравнений решается разложением на множители?
- Выпишите коэффициенты а, b, с в 5) уравнении.
- Найдите дискриминант в уравнении 6), сделайте вывод о .количестве корней.
- Найдите D1 в 4) уравнении, сделайте вывод о количестве корней.
- Найдите сумму произведение корней в 6) уравнении.
Учитель предлагает сдать листочки и проверить правильность выполнения заданий по образцу на переносной доске.
Критерии оценок:
8 заданий верно – “5”,
6 – 7 заданий – “4”,
4 – 5 заданий – “3”.
IV. Зрительная разминочная гимнастика. (релаксация)
V. Информационно-обобщающий этап.
Решение уравнений, приводимых к квадратным.
Вместе с учащимися повторить алгоритм решения уравнений, приводимых к квадратным. Учитель открывает обратную часть доски с алгоритмом решения.
Выполнить тождественные преобразования: перенесение выражения из правой части в левую, меняя знаки; деление обеих частей уравнения на одно и то же число, применение тождеств сокращённого умножения, приведение подобных членов, запись уравнения в стандартном виде.
Выделить в уравнении коэффициенты.
Вычислить дискриминант.
Вычислить корни уравнения по общей формуле.
Решим уравнения у доски:
4х2 – 10 = 4х – 2х2; 2) (3х – 1)(х + 3) = х (1 + 6х) 4х2 + 2х2 – 4х – 10 = 0, (3х –1)( х + 3) = х (1 +6х), 3х2 – 2х – 5 = 0, 3х2 + 9х – х – 3 = х + 6х2, а = 3, b = -2, с = -5, 3х2 + 9х – х – 3 – х – 6х2 = 0, D = 1 + 15 = 16, -3х2 + 7х – 3 = 0, D = 16 = 4, 3х2 –7х + 3 = 0, х1 = ( 1+ 4 )/3 = 5/3, D = 49 – 36 = 13, х2 = (1 – 4)/3 = -1. D = 13, х1 = (7 + 13)/6, Ответ: -1; 5/3. х1 = (7 + 13)/6, х2 = (7 - 13)/6, . Ответ: (7 + 13)/6; (7 - 13)/6
VI. Задание на дом.
Сегодня домашнее задание будет дано в необычной форме: в виде игры.
Прежде, чем доверить серьёзное дело, необходимо пройти проверку: сможете ли вы отыскать ошибку в решении предложенного уравнения?
-х2 + 6х +16 = 0,
х2 – 6х – 16 = 0,
а = 1, b = -6, с –16,
D = (-6)2 +4 * 16 = 36 + 64 = 100,
х1 = (6 + 10)/2 = 16/2 = 8,
х2 = (6 – 10)/2 = 4/2 = 2 .
Очень серьёзным и важным делом для каждого ученика является выполнение домашнего задания. Оно спрятано в кабинете, его нужно найти. Будем действовать как настоящие знатоки: чётко и слаженно. У нас две бригады следователей. Прошу занять свои места. Если верно решите уравнение, то получите номер ряда и стола, где находится домашнее задание.
Учащиеся садятся по группам, решают уравнение, записанное на карточке:
х2 – 7х + 10 = 0.
Корнями уравнения являются числа 2 и 5 .
После выполнения работы учитель предлагает назвать полученные корни.
Это 2 ряд, 5 стол.
Представитель из каждой группы ищет конверт с домашним заданием.
Итак, запишите домашнее задание: № 641.
Критерии оценивания домашней работы:
8 уравнений – “5”,
4 уравнения – “3”.
VII. Самостоятельная работа
Выполнить самостоятельную работу по карточкам:
х2 – 9 = 0,
х2 + 6х = 0,
5х2 – 8х + 3 = 0,
х2 + 7х – 8 = 0,
5х + 2 = 2 – 2х2,
(10х – 4)(3х + 4) = 0.
VIII. Итог урока.
Оценивание и комментирование оценок учащихся.
Объявляются и комментируются оценки за урок. Подводится итог урока.
Учащимся предлагаются вопросы:
1) Что нам необходимо знать для решения квадратных уравнений?
2) Сформулируйте теорему Виета.
3) О чём надо помнить, применяя теорему Виета.
IX. Дополнительное задание. “Устный счёт”
Предлагает посмотреть картину Богданова – Бельского “Устный счёт”. (Рисунок1)
Устно найти значение выражения:
.
Есть очень хороший способ решения этого примера. Профессор Рачинский, работая учителем сельской школы, использовал интересную особенность чисел 10, 11, 12, 13, 14, а именно:
102 + 112 + 122 = 132 + 142.
Тогда достаточно найти значение выражения или справа, или слева. Каков ответ в этой задаче?
Алгебра спрашивает: единственный ли это ряд из пяти последовательных чисел, у которых сумма квадратов первых трёх равна сумме квадратов двух последних?
Попробуем ответить на этот вопрос. Обозначим пять последовательных чисел так:
х – 1, х, х + 1, х + 2, х + 3.
Тогда имеем:
(х–1)2+х2+(х+1)2=(x+2)2+(x+3)2.
После преобразования получаем уравнение: x2 - 10x – 11 = 0.
Решите уравнение по теореме Виета.
Следовательно, существуют два ряда чисел:
ряд Рачинского: 10, 11, 12, 13, 14;
ряд: -2, -1, 0, 1, 2.
X. Рефлексивная минутка.
Предлагает учащимся дополнить рисунок элементом в зависимости от комфортности и заинтересованности ученика на уроке:
|
Список литературы.
1. Еженедельная учебно-методическая газета “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”
1.1. Е. Ившина. Решение квадратных уравнений. № 30, 2004 г, с. 15;
1.2. Н. Ложкина. Теорема Виета. № 11, 2004 г, с. 17;
1.3.Л. Муштакова. Устные упражнения. № 8, 2002 г, с. 17
1.4. Н. Рябченко. Неполные квадратные уравнения. № 37, 2004 г, с. 13.
1.5. Т. Ульянова. Решение квадратных уравнений. № 35, 2004 г, с. 10.
2. Журнал “Математика в школе”, № 6 1981 г, с. 19, В. Г. Филатов. Из опыта применения теоремы Виета при решении квадратных уравнений.