Каждый год в рамках Недели физики в школе мы организуем для учащихся младших классов (2–6-й классы) экскурсию в кабинет физики. Проводим ее в форме устного журнала. Целью подобного мероприятия является первое знакомство младших школьников с наукой физикой.
(Звучит тихая музыка. На ее фоне – рассказ учителя или ученика-ведущего)
Физика. Что это за наука? Что она изучает? Физика изучает различные явления природы. Зная физику, можно ответить на многие вопросы, например: “Почему идет дождь или снег? Как устроен утюг? Почему небо голубого цвета? Для чего нужны предохранители? Что такое радуга? Почему гусь выходит из воды сухим? Что такое лазер, генератор, синхрофазотрон, фотон? На многие вопросы может дать ответ физика. Сегодня мы чуть-чуть приоткроем завесу таинственности этого очень интересного предмета.
(Звучит камертон)
1 страница. Эта загадочная электризацияЛегенда об открытии электризации
Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск “электрон” – что значит “солнечный камень”. Способность янтаря электризоваться была известно давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вот как об этом рассказывает легенда.
Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного платья и заметила, что к веретену пристало насколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к своему отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.
Опыт 1. Проведем опыт, подобный опыту дочери Фалеса. Для этого возьмем эбонитовую палочку (вместо янтарной). Натрем ее шерстяной тканью или мехом. Поднесем натертую палочку к небольшим листочкам бумаги или к пенопластовым маленьким шарикам. Мы увидим, что к палочке они притянулись. Это значит, что палочка, потертая о шерсть, наэлектризовалась. Проверим, наэлектризуется ли стеклянная палочка, потертая о шелковую ткань или о бумагу. (Предложить это сделать кому-то из гостей)
Значит, и стеклянная, и эбонитовая, и янтарная палочки, потертые о ткань, наэлектризовываются.
Опыт 2. Зарядить электростатические султанчики с помощью заряженной палочки или электрофорной машины. Листочки приборов расходятся, так как каждый из них зарядился одинаковым зарядом.
Опыт 3. С помощью электрофорной машины продемонстрировать электрический разряд.
Какое природное явление напоминает вам этот опыт? (Молния)
(Звучит камертон)
2 страница. Что такое оптика?Эта страница нашего устного научного журнала посвящена оптике, разделу физики, в котором изучаются световые явления.
Опыт 4. Раздать ученикам плоскопараллельные стеклянные пластинки из оргстекла. Предложить им посмотреть на свет через скошенный край пластинки. Что вы наблюдаете? Какое природное явление это напоминает? (Радуга)
Опыт 5. Демонстрация дисперсии света с помощью трехгранной призмы.
Свет проходит через стекло, меняет свое направление, причем, свет разного цвета “выбирает” свое направление. На экране мы видим цветную полоску – спектр. А как можно объяснить образование радуги? (После дождя в воздухе содержится много мельчайших капелек воды, которые, как маленькие призмочки, разделяют солнечные лучи на цветные полоски, которые можно наблюдать на небе в стороне, противоположной солнцу)
Опыт 6. Демонстрация плоского зеркала. Демонстрация отражения лучей от зеркальной поверхности. Демонстрация модели перископа. Как называется данный прибор? Где его используют? (Перископ. Используют на подводных лодках, чтобы видеть, поверхность моря, находясь внутри лодки).
Опыт 7. Демонстрация собирающей и рассеивающей линз. Что это за приборы? (Линзы)
Назовите приборы, где используют линзы.(Очки. Бинокль. Микроскоп. Телескоп)
Опыт 8. Демонстрация модели глаза. Это модель глаза. Здесь есть хрусталик, выполняющий роль собирающей линзы. С помощью его мы четко видим предметы.
Опыт 9. Демонстрация телескопа. А это что за прибор? Для чего его используют? (Телескоп. Используют для наблюдения небесных объектов).
(Звучит камертон)
3 страница. Физика в игрушкахЛюбая игрушка так или иначе связана с физикой. Попробуем это доказать.
Опыт 10. Калейдоскоп. Как называется эта игрушка? С помощью какого раздела физики можно объяснить ее действие? (Калейдоскоп. Действие его можно объяснить с помощью законов оптики).
Опыт 11. Неваляшка. Действие этой игрушки можно объяснить с помощью законов механики.
Опыт 12. Акробат. Демонстрация его движения. Как устроена эта игрушка? (Внутри картонного цилиндра находится металлический шарик, который может свободно там перемещаться. При наклоне плоскости шарик внутри катится, увлекая за собой сам цилиндр).
Опыт 13. Елочка. Внизу ее располагаются небольшие свечки, наверху – вертушка. За счет теплого воздуха, поднимающегося вверх, вертушка приходит в движение.
Опыт 14. Утята. За счет груза, прикрепленного к игрушке с помощью нити, утята движутся, забавно шевеля ножками.
4 страница. Физические фокусыОпыт 15. На стакан с водой положить лист бумаги. Придерживая его рукой, стакан осторожно перевернуть. Лист “прилипает” к стакану. (Снаружи на лист бумаги действует давление со стороны воздуха, оно больше давления воды в стакане).
Опыт 16. На стакан положить открытку. На нее – монету (она должна быть достаточно тяжелой). Ударить щелчком по открытке. Монета должна упасть в стакан. Объяснить это можно явлением инерции.
Опыт 17. Смешная рожица. На плоское зеркало поместить лист бумаги, предварительно на нем вырезав отверстия для глаз, носа, рта. Одного из участников попросить помочь. За головой ученика (лучше ученицы с бантиками) расположить источник света, а за ним – зеркало с наложенной рожицей. На экране получается смешное изображение: На тени головы видны смешные глаза, рот, нос.
5 страница. Проверь себя!Проверим, что вы знаете в области физики?
Викторина.
- Назовите известных вам ученых-физиков.
- Приведите примеры физических явлений.
- Как можно провести опыт дочери Фалеса по электризации у себя дома? (Можно использовать пластмассовую ручку, линейку, расческу. Натереть их бумагой, шерстяной или шелковой тканью. Поднести наэлектризованные тела к мелким кускам бумаги или даже к волосам. Они притянутся к палочке, к расческе)
- Где еще можно встретиться с явлением электризации?
- Что такое “солнечный зайчик”? (Это отраженные от зеркала лучи)
Закрыта последняя страница нашего импровизированного журнала. Впереди у вас изучение нового предмета – физики. Надеемся, что сегодняшняя встреча вам понравилась.
Успехов вам в изучении физики!
Примечание. Это только один из вариантов мероприятия для младших школьников. Можно подобрать массу других интересных и простых опытов, понятных младшим школьникам. Главное, не забывать о них при проведении Недели или Декады физики в школе.
Литература
- Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! М., 1993 г.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., 1985г.
- Книга для чтения по физике. Сост. Кириллова И. Г. М., 1986 г.
- Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. М., 1993 г.
- Перельман И. Я. Чебоксары, 1994 г.