Внеклассная работа - дополнительная форма учебно-познавательной работы с детьми. Занятия, проводимые во внеурочное время, осуществляются под руководством учителя, расширяют и углубляют знания, это организация разумного досуга. Главное направление внеклассной работы – углубление и применение на практике знаний. Поэтому, я считаю, такую работу одним из важных моментов в краеведческом направлении.
При системности такой работы создаются условия формирования у детей правильного, материалистического миропонимания. Задача учителя состоит в том, чтобы заронить в душу ребёнка зерно любознательности, пытливости, формировать у детей устойчивый интерес к природе, стремление к различным исследованиям.
Всю работу условно можно разделить на три этапа.
1 этап. Край багула и берёз.
Введение элементов регионоведения на уроках литературного чтения и окружающего мира, изобразительного искусства. На этом этапе необходимо заинтересовать малышей, познакомив их с различными формами народной культуры: устной – малые жанры фольклора (обряды, праздники, сказки, песни русские и местных жителей Забайкалья), художественной – изделия народных промыслов, народные костюмы (цвет, орнаментика), народные игрушки. С раннего возраста следует вызвать эмоциональный отклик на песню, сказку, изделие народное, всё это развивает образное мышление детей. Важной составляющей на этом этапе должно стать постоянное наблюдение за природой в разное время года, выходы на природу, в парк, на пришкольный участок, сопровождаются небольшими природными десантами “Нас здесь не было”. Мы не только наблюдаем за природой, но и мастерим Красную книгу Забайкалья (рисовали там те растения и животных, которые нуждаются в защите), изготовляем кормушки для птиц. На уроках ИЗО выполняем условную модель женского народного костюма, выясняем символическое значение тканых и вышитых узоров, бисерных украшений, одеваем плоскую куклу, разрисовываем заготовки одежды.
2 этап. Моя малая Родина.
Этот этап начинается, когда дети перейдут во 2 класс.
Ребёнок должен понять, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где он живёт, где живут его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что всё взаимосвязано. Начать желательно изучение родного края по книге - Г.Р.Граубина “Наша малая Родина”. (Материал был настолько интересным и так захватил детей, что мы взяли книгу более серьезную - “Четырехэтажная тайга” Г.Р.Граубина.) Дети узнали о том, что раньше здесь был океан, затем действовали вулканы, шумел вековой лес. Остатки кратера вулкана дети увидят сами, когда совершают поездку на Кадалинские дворцы. Собирая обломки горных пород, дети пытаются строить догадки о том, сколько же лет этим “камушкам”.
Забравшись на вершину горы, дети увидят котловину, в которой расположен наш город. После этой поездки, дети становятся более активны: сами ищут интересный материал о Забайкалье. Разбираются в том, почему же у нас такие климатические условиями климат назван резко-континентальным.
Для второклассников и третьеклассников, мною был разработан цикл классных часов с мультимедийным сопровождением, посвящённых углубленному изучению климатических условий, животным и растениям Забайкалья, истории нашего края: обычаям, традициям, населению, развитию культуры под влиянием декабристов Забайкалья, “Гордимся ими” (о знаменитых людях нашего города).
Работа ведётся не только на уроках и классных часах. Знакомство с окружающей природой происходит в процессе экскурсий по родному городу, краю. Мы знакомимся с музеем Декабристов, домом – музеем Нарышкиной, посещаем краеведческий музей Забайкалья. (С детьми мы побывали на Кадалинских Дворцах, на Ивано – Арахлейских озёрах, источнике Молоковка, на Титовской сопке, ездили на скалы в район Заячьего Ключа, спускались в пещеры Хээтэя.)
Кроме природных наблюдений, изучения жизни животного и растительного мира, не менее важно было обратить внимание на историю нашего края: обычаи и традиции населения Забайкалья.
Для того, чтобы узнать как происходит становление Забайкалья в новых условиях, организовывались встречи с известными людьми нашего края. (Ребята встречались с писателями Н. Ярославцевым, В. Номоконовым, с профессором, председателем научного общества Ю. Т. Руденко.)
Итогом такой работы было участие ребят в школьной научно – практической конференции в марте 2006г. Дети представили исследовательские работы об истории родного города, удивительных местах в нём, об освоении Забайкалья.
3 этап. Необъятная Россия.
Этот этап я связываю с нашей огромной Родиной.
История России богата знаменательными событиями. На её земле немало памятников культуры и мемориальных мест, одинаково важных для всех народов. Но есть и то, что особенно важно для жителей того или иного региона. Историческое прошлое оказало влияние на современный этнический состав населения регионов. Их своеобразие должно быть отражено в содержании предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла.
Из опыта работы.
Во время осенних каникул (2005г.) группа детей нашего класса совершили путешествие в город Иркутск. Ребята узнали историю города, увидели многие исторические места. Стало понятно, почему наш край так назван — Забайкалье. Дети отметили чистоту города и тоже решили быть патриотами своего города, следя за чистотой и порядком (начиная с района родной школы). Группа посетила ледокол “Ангара”, узнала его историю, по карте проследили путь, который совершал этот ледокол, связывая два отрезка первой железной дороги.
Большое впечатление произвел на детей и сам седой Байкал и его различные обитатели, особенно нерпы. Интересно было пройти и по улицам деревни - малодворки в музее деревянного зодчества “Тальцы”. Заглядывая в дома, дети видели быт крестьян, домашнюю утварь, одежду и еще много интересных вещей.
В 2006 – 2007 учебном году эта работа продолжилась. Дети побывали в селе Агинское, познакомились с бытом коренного населения, увидели сталактиты и сталагмиты в пещерах Хээтэя. Съездили в город Красноярск. Посетили музей – усадьбу Сурикова В.И., музей – усадьбу Астафьева В.П. Дети увидели и Енисей, и творение природы “Красноярские Столбы”. Огромное впечатление произвело посещение зоопарка “Роев ручей”
Побывали мы и во Владивостоке. Дети узнали, что город Владивосток тянется вдоль побережья и с высоты очень похож на полумесяц. Это центр Приморского края, расположен на сопках южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Аэропорт международного значения. Основан в 1860.
Нам удалось увидеть очень многое! Мы побывали и на батарее Безымянная. Это одно из старейших укреплений Владивостокской крепости, посмотрели коллекцию артиллерийского оружия и боевой техники. Присутствовали при полуденном выстреле. Такая традиция (полуденного выстрела) существует только в трёх городах – морских крепостях России: Санкт –Петербурге, Калининграде и Владивостоке. Побывали мы и на подводной лодке, и на морском вокзале, и на набережной. Побывали и в музее Арсеньева. Увидели флору, фауну приморского края. Частично познакомились с историей города, края.
Большое впечатление произвело посещение Океанариума. В нём размещена Зоологическая коллекция, состоящая из музейных экспонатов животного и растительного мира Тихого Океана и живых представителей морских и пресноводных водоёмов мира. Живая часть коллекции включает более 250 видов гидробионтов. Но самым незабываемым зрелищем стало посещение дельфинария. Надолго останутся в памяти детей белухи – полярные дельфины, их трюки, крики. Самые смелые заслужили поцелуй на память!
Благодаря проведенным мероприятиям, у детей постоянно растет интерес к познанию как в области знаний на уроках к истории родного края, так и к истории нашей Родины. Появляется желание не только быть участниками, но и проявлять свою инициативу в поисках интересных книг и фактов.
Считаю необходимым продолжить такую работу и в дальнейшем, отрабатывая уже приобретённые знания, умения и навыки краеведческой работы.
Итогом такой работы – должно быть желание делиться приобретёнными знаниями.
Лучше всего, когда дети выходят на конференцию (см. таблицу), приходят к младшим ребятам, рассказывая об истории города, истории улиц и т.д.
Хорошо проходят КТД, к которым дети готовятся заранее, выполняя определённые поручения в группах.
Напоследок, хочется сказать:
- Хотя наше Забайкалье – край, далёкий и малоизведанный, мы всё же любим его, бережём и охраняем!
Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
Дата | Факультатив | Цель | Реализация | Результат |
2005- 06 г.(3й класс) | “Люблю мой край родной” | Разработана программа с целью изучения освоения Забайкалья, климата, природы, быта населяющих народов нашей малой Родины. | Выступления учащихся на школьной научно-практическойконференции. | Победители среди 3х классов |
2006-07 г.(4й класс) | Народоведение с использованием регионального компонента | Расширение кругозора учащихся: пополнение знаний, полученных ранее о большой и малой Родине,воспитание гражданских и патриотических чувств. | Выступления учащихся на школьной научно -практической конференции | Победители среди 4-5х классов |