Цели:
- познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;
- показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека;
- воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность.
Оборудование:
- выставка книг, проектор, компьютер, огнетушитель;
- для конкурсов: мешочек с мелкими различными предметами, платок (завязать глаза), телефон;
- для сценки: утюг, зеркальце, вещи.
Выставка книг:
- С. Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”;
- Л. Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”;
- Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”;
- Е. Пермяк “Как огонь воду замуж взял”.
Ход урока
1. Органицационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опыта учащихся.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика) В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
3. Формулирование темы и целей занятия путем создания проблемной ситуации.
Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? А догадаться вам поможет ребус. Разгадайте его. (слайд 2)
Если быть точнее, то сегодня урок посвящается пожарной безопасности. (слайд 1)
4. Изучение нового материала.
Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
Чем может быть опасен пожар?
Отчего может возникнуть пожар?
(слайд 3)
Главные виновники пожара – люди.
(слайд 4)
Очень часто возникает по вине детей, от детской шалости. Особенно много бывает пожаров в летние каникулы. Только в августе 2007года произошло 5 пожаров, виновниками которых стали дети, из-за их игры со спичками. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!
- Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы). Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух. Пожар возникает и из-за нарушений пожарной безопасности. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. А каким должен быть пожарник. Конкурс “В дыму”. На пожаре ничего не видно, поэтому пожарный должен уметь ориентироваться на ощупь. Участвуют 2 человека. Глаза участников завязаны платочком. Ребята по очереди из мешочка достают предметы и называют их. Кто больше правильно отгадает, тот и победит. Каждый из нас , заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом пожарной охране. Назовите номер телефона пожарной части.
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.
Игра “Вызов по телефону пожарной команды ”Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре. Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
- называет адрес, где горит;
- свой номер телефона;
- свою фамилию;
- на каком этаже горит;
- как лучше подъехать к дому;
- сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок. Запомните правило одно:
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01
Сразу всё уладится.
Скажите, почему профессия пожарных героическая? А какие награды получают пожарные при тушении пожара? Героев награждают медалями за “Отвагу”, “За спасение погибших”, орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством” (слайд4)
Пожарное дело - для крепких парней,
Пожарное дело - спасение людей,
Пожарное дело-отвага и честь,
Пожарное дело - так было и есть
Ребята, вы очень хорошо усвоили все правила пожарной безопасности, молодцы! А еще мы с вами читали книги о пожарах и пожарных, вот сейчас давайте вспомним как называются эти произведения. (ответы ребят)
Что советуют пожарные каждому из вас:
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что, ты должен предпринять? –
Сразу спички те отнять!Раскалился, если вдруг,
Электрический утюг,
Что должны вы сделать, детки?
Вынуть вилку из розетки.
Ты звонить обязан вмиг,
Знает каждый гражданин
Ты звонить обязан вмиг,
5. Релаксация.
Скажите “да” или “нет”
Я знаю, как пользоваться телефоном.
Я знаю, как позвонить в пожарную часть.
Я знаю. что сказать.
Я знаю свой адрес и телефон.
Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.
Если у вас получилось 5 “да”, то я за вас спокойна. Вы знаете, как поступить. На этом наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество! Презентация к уроку. Раздаточный материал для ребят- приложение 2
КВН
юных пожарных в 4 “б” классе
Цели:
- закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии “пожарный”;
- воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
- прививать навыки осторожного обращения с огнем, воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.
Оборудование:
- выставка книг по пожарной безопасности;
- эмблема у каждой команды;
- плакаты по правилам пожарной безопасности;
- знаки пожарной безопасности.
Проведение КВН
Друзья! Сегодня нашу сцену
Мы предоставим Ка Вэ Эну
Дорог у КВНов много…
У нашего одна дорога.У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный.
У нас сегодня КВН пожарно-развлекательный.Клуб веселых, Клуб задорных,
Клуб находчивых ребят.
Две команды наших сборных
Начинают свой парад.
На сцену выходят команды ДЛП (Дружба любит побеждать) в составе 7 человек и КИП (Команда искателей победы) с тем же количество участников. Капитаны представляют команды с расшифровкой названия.
В судействе нет у нас изъяна
Арбитры все на высоте.
Жюри очки считают рьяно…
А мы представим капитанов.Команде КИП – привет!
Желаем вам успехов, братцы.
Команде ДЛП – привет!
И отличнейших побед.
Конкурс № 1 “Отгадай задачку”
Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется (дым)Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает (свеча)Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего
И все любят меня и все губят меня (огонь)В бумажном домике проживают гномики
Уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички)Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой)Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…. (отнять)
Конкурс № 2 “Вызов пожарных”
Знать обязан каждый гражданин –
Телефон пожарных – 01.
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно 01 звоните,Точно адрес назовите,
Что горит? Давно ли? Где?
Несколько минут промчится –
К вам пожарная примчится.
И поможет вам в беде.
Дети становятся в колонну. По одному подбегают к телефону, поднимают трубку, вызывают 01, бегут обратно.
Конкурс № 3 “Вопрос-ответ”
- Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?
- Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?
- Может ли загореться искусственная елка?
- Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?
Пока жюри подводит итоги 3-х конкурсов, мы проведем конкурс болельщиков. По очереди болельщики каждой команды будут называть пословицы и поговорки на противопожарную тему:
- От искры пожар рождается.
- В огне и железо плавко.
- Огонь не вода, схватит – всплывешь.
- С огнем не шути – сгореть можно.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
Слово жюри.
Пожар во все века был и остается одной из самых больших бед на Руси. Недаром в народе говорят: “Вор хоть стены оставит, а пожар – ничего” И следующий наш конкурс называется “Осторожно, огонь!
Конкурс № 4 “Осторожно, огонь!”
Горит дом. Нужно его потушить. Ребенок бежит с ведром “воды”, перепрыгивает через “препятствие”. Пролезает в “окно” (обруч), тушит огонь. Возвращается, передает ведро следующему.
Молодцы!
Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело.
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
А сейчас разминка-шутка. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: “Это я, это я, это все мои друзья”. Но будьте внимательны.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, завидев дым, говорит: “Пожар! Горим!”
- Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
- Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
- А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
Конкурс № 5
Из каких произведений взяты следующие строки:
(Произведения К. Чуковского “Путаница”, С. Маршака “Кошкин дом”, С. Михалкова“Дядя Степа”)
Какие произведения о пожаре вы знаете еще?
Слово жюри.
Конкурс капитанов.
Сейчас мы проверим вашу подготовку. Знаете ли вы, что может гореть, а что нет.
Капитаны в течение минуты внимательно заполняют карточку. В этой карточке представлены названия предметов. Необходимо правильно определить ответы к ним.
Предметы | Ответы | Предлагаемые ответы |
1. Бензин | 1 | 1. Воспламеняется |
2. Дерево | 2 | 2. Хорошо горит |
3. Тряпки | 3 | 3. На огне тлеют |
4. Порох | 5 | 4. Нельзя поджечь |
5. Песок | 4 | 5. Моментально сгорает |
6. Кислород | 8 | 6. Гасит огонь |
7. Снег | 6 | 7. Друг пожарных |
8. Углекислота | 7 | 8. Друг пожара |
Пока капитаны отвечают на вопросы, команды составляют всевозможные слова из букв слова “огнетушитель” (уши, туши, гони, гон, нить и т. д.). За каждое слово команда получает очко, если слово не повторяется – 2 очка.
Какими, на ваш взгляд, должны быть пожарные?
(Смелыми, храбрыми, отважными, сильными, находчивыми, умными, сообразительными).
Каких людей не возьмут в пожарные?
(Ленивых, трусливых, слабых).
И следующий наш конкурс.
Конкурс № 6 “01 спешит на помощь”
Дети бегут змейкой между килями к обручу с фигурками животных. Берут одну, возвращаются. Побеждает та команда, где дети быстрее перенесут “животных”.
Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят вблизи строений. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
Какими? (Бензин, ацетон, лак).
Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах. И здесь надо помнить о пожарной безопасности.
Конкурс № 7 “Правила пожарные без запинки знайте”
Команды по очереди рассказывают правила пожарной безопасности.
1. С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.2. Чтоб он не стал твоим врагом
Будь осторожен с утюгом.3. Не суши белье над газом
Все горит единым разом!4. Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.6. Всем, друзья, вы расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днем и ночью тоже
Ваши жизни берегут.5. Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Слово жюри.
Награждение команд.
Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем! Ваши жизни берегут.