Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее развитие личности ребенка, для того, чтобы он стал “субъектом” собственной жизни в мире.
Среди способов познания, необходимых дошкольникам можно назвать экспериментирование как непосредственное с предметами, так и с их образами, моделями.
Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей Начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.
В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.
Дошкольный возраст - это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.
Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивности усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками усвоенным опытом достижения результата. Методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности.
Поисково-практическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Работая по программе “Детство” особое место уделяется моделированию, опытам, экспериментированию.
Именно в этой деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно практических методов способов организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.
Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, практическую сферу личности.
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению существенных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ и использование наглядных моделей и пр).
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, воздухом, снегом, магнитом, увеличительными стёклами и пр.).
Авторы программы считают, что детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.
Итогом освоения работы становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Создание условий для организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Анализ программы “Детство”,знакомство с методической литературой и опытом работы дошкольных образовательных учреждений г. Новгорода, г. Тольятии, г. Москвы, позволили по-новому подойти к организации поисково-практической деятельности.
Первое, что необходимо сделать это сформировать примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.
Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и тлт.)
- Мерные ложки.
- Сита и воронки разного материала, объема.
- Резиновые груши разного объёма.
- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
- Резиновые или пластиковые перчатки.
- Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
- Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
- Гигиенически безопасные красящие (инвайт, добавки для крема), пенящиеся (детские шампуни, пинки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженого.
- Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
- Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
- Технические материалы (гайки, винты, болтики и т.п.) в контейнерах. 14.Пинцеты с закруглённым концом, разные прихватки (деревянная для кипячения белья, пластиковые для удерживания бутылочек) и т.п.
- Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- Контейнеры (тазы) с песком и водой).
- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- Часы механические, песочные.
- Свеча в подсвечнике.
- Разнообразные виды календарей (отрывные, перекидные плакатные)
- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
- Степлер, дырокол, ножницы.
- Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
- Тальк, детский крем.
Второй - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находится в доступном для детей месте.
Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.
Вся работа организована по 3 темам:
- Живая природа;
- Неживая природа;
- Рукотворный мир.
Работа по данным темам осуществляется на основе разработанного перспективного плана с усложнением целей, задач и способов преобразования.
Примерное перспективное планирование экспериментальной деятельности. Средний дошкольный возраст
Сентябрь “Необходимость влаги для роста растений”.
Цели:
- Необходимость влаги, света для роста растениям.
- Проращивание семян в двух блюдцах при наличии влаги и без неё.
- Посадка семян (сухих и проращенных).
Октябрь “Подкормка растений”
Цели:
- Подведение детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.
- Подкармливать одно из 2-ух растений
Ноябрь “Дышат ли рыбы”.
Цель: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Декабрь “Вершки-корешки”
Цели:
- Выявить, что корешки растений всасывает воду и стебелёк проводит её.
- Объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.
Январь “Где цветы”
Цель: Установить особенности опыления растений помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках
Февраль “Как сделать магнит?”
Цель: С помощью одного магнита можно сделать другой.
- Висящие магниты
- Постоянный магнит.
- Можно ли испортить магнит?
- Плавающие утки.
Март “Игрушки и игры”
Цель: Магнит можно использовать, чтобы самому сделать игрушки и игры
- Магнитные куклы
- Волшебный грецкий орех
Апрель “Электричество”.
Цель: Установить причину возникновения статического электричества.
- Волшебный шарик.
- Волшебники (фокус с авторучками).
Май “Чудо-прическа”
Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможность снятия его с предметов.
Примерное перспективное планирование экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст
Сентябрь “Воздух повсюду”
Цель: Дать знания о воздухе, что воздух не видно, но он везде.
- Почувствуй воздух.
- Бумажные гонки.
- Проверим, есть ли воздух?
Октябрь “Давление воздуха”
Цель: Воздух постоянно давит на предметы.
- Тяжёлая газета.
- Фокус с водой.
- Сплющенный пакет.
Ноябрь “Воздух меняет объём”.
Цель: При нагревании воздух расширяется, это значит, он занимает больше места.
- Подпрыгивающая монета.
- Воздух охлаждается.
Декабрь “Воздух поднимается”
Цель: При нагревании воздуха, он становится легче, поднимается вверх.
- Летающее перышко.
- Извивающаяся змейка.
Январь “Ветер”
Цель: Показать на примере ветер - это движущийся воздух.
- Сильные и лёгкие.
- Опасные ветры.
- Ветер меняет направление.
Февраль “Воздух работает”
Цель: Дать знания о том, что воздух может двигать предметами.
Март “Движение в воздухе”
Цель: Некоторые предметы движутся в воздухе лучше других.
- Кто быстрее?
- Пирамида из бумаги.
Апрель “Дышим воздухом”
Цель: Дать знание, что организму необходим воздух. Мы его получаем при дыхании.
- Считаем вдохи. Беседа о лёгких, о носе, который фильтрует воздух.
- Сколько воздуха ты можешь вдохнуть.
- Вода в воздухе.
Май “Воздух и звук”.
Цель: Образование звуков и как они передаются по воздуху.
- Звук при сотрясении.
- Музыкальные бутылки.
- Музыкальные трубочки.
Для выявления уровня овладения детьми экспериментальной деятельности были разработаны показатели и подобран диагностический материал.
Примерный диагностический материал
1. “Подарим малышам лодочку”
Цель: Выявить познавательную активность (назначение и свойство бумаги).
Детям предлагается бумага (туалетная, писчая, для рисования, черчения, цветная, салфеточная). Воспитатель предлагает сделать лодочки. Дети самостоятельно выбирают материал, способ изготовления.
2. “Поймай рыбку”
Цель: Выбор предмета для решения проблемы.
Детям дается таз с водой на дне которого плавают рыбки, 3 вида магнитов, нитки, веревка, ножницы, гвозди.
Задание: Достать рыбку, не намочив рук.
3. “Готовим куклу в отпуску”
Цель: Выявить познавательную активность (определить свойства и качества ткани).
Детям даются кусочки разной ткани в соответствии с назначением одежды и данного сезона.
Задание: Подобрать ткань в соответствии с назначением одежды и данного сезона.
4. “Расшифровывание знаков”
Цель: Слассифицировать инструменты по данному материалу.
Детям дается схема - модели.
Задание: Разделить данный материал на получаемые предметы, и назвать, какой материал зашифрован.
Целенаправленная работа позволила сформировать знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности. У дошкольников повысилась познавательная активность, самостоятельность, наблюдательность. Старшие дошкольники овладели способами практического взаимодействия с окружающей средой. По мере овладения действиями с предметами повысилась речевая активность детей: обогатился активный словарь, связанная речь.