Обобщающий урок литературного чтения в 3-м классе по разделу "Наполним музыкой сердца…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через элементы литературоведческого анализа текстов.
  • Развитие интереса к искусству, устной и письменной речи, развитие творческих способностей.
  • Воспитание личности со свободным и независимым мышлением

Оборудование:

  • фонограммы Ю.В. Визбора, Эдварда Грига, Вольфганга Амадея Моцарта, романсы;
  • иллюстрации: гусли, рояль, девочка;
  • портреты: О. Мандельштам, К.Г. Паустовский, Эдвард Григ, Геннадий Цыферов, Вольфганг Амадей Моцарт, И. Тургенев, В. Драгунский;
  • выставка книг;
  • музыкальные сборники;
  • картины;
  • метроном.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Послушайте следующие строчки и определите увлечения этого человека.

Звучит фонограмма Ю.И. Визбора.

Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден!
Своих мучителей забудем.
Вот сквер – пройдёмся до конца.
Найдем любимейшую дверь,
За ней ряд кресел золочёных,
Куда с восторгом увлеченных
Внесём мы тихий груз
Своих потерь.
Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.

– Автор этих строчек Юрий Иосифович Визбор. По профессии журналист, киносценарист. Написал очень много песен на свои стихи, исполнял их сам. Послушайте. (Звучит песня Визбора.)

Ваши сердца наполнила музыка. Какой раздел завершаем?

“Наполним музыкой сердца...”.

II. Обобщение по разделу.

– Что чтобы родилась музыка, что нужно?

– Музыкальные инструменты.

Речевая разминка

Иллюстрация.

Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.

Прочитайте присказку. Какой инструмент, что сказочно?

Первая страница

О.Мандельштам, о каком инструменте загадка?

– О рояле.

– С чем сравнивается рояль?

– С городком.

Вывод: “Городок внутри рояля”

– Музыкальные инструменты передают при помощи звуков настроение. Писатели очень талантливо смогли передать словами чувства, рождённые музыкой.

Давайте вспомним, кто из писателей помог читателям познакомиться с творчеством композитора? На доске страницы раздела (К.Г. Паустовский – Эдвард Григ, Геннадий Цыферов – Вольфганг Амадей Моцарт).

– Прочитайте картины, которые рождает музыка в воображении слушателей.

1. На фоне музыкального отрывка Э. Григ “Утро” выборочное цитирование.

Вторая страница

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками” со слов “Дагни впервые слушала симфоническую музыку”...

Вывод: “Музыка – это зеркало гения”.

2. Звучит В.-А. Моцарт.

Третья страница

Г. Цыферов “Тайна запечного сверчка” (Небольшое вступление).

– Кратко расскажите, какое чудо произошло с маленьким Моцартом.

Вывод: “Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!”

– Сила музыки она необыкновенна: она может сделать человека добрее или вызвать в нём ненависть агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств.

Звучит романс.

Певцы при исполнении песни важно передают чувства слушателям.

– Почему Ивану Тургеневу удалось так живо, образно, убедительно донести до читателей сцену соревнования певцов?

Физкультминутка

Четвертая страница

И. Тургенев “Певцы”.

– Тургенев понимал и ценил русскую песню. Он был талантливым писателем.

Вывод: “Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала вас за сердце, хватала прямо за русские его струны”.

– Писатели – интересные и необычайные люди. Ведь именно они нам смогли показать красоту и силу музыки и песни.

– Кто из авторов этого раздела рассказал нам о том, что писатели – великолепные обаятельные люди?

Пятая страница

В. Драгунский “Независимый Горбушка”.

– Кто герой произведений В. Драгунского?

– Дениска Кораблей.

– Какое событие произошло в школьной жизни Дениски?

– Встреча со знаменитым писателем.

– С кем из писателей?

Ведь с талантливым человеком всегда интересно пообщаться.

И это мог быть любой писатель.

Вывод: “Писатели – интересные и необычайные люди”

– Ребята, представьте себе, что вы можете пригласить в класс одного из писателей – авторов этого раздела. И поделиться своими переживаниями, когда вы слушаете музыку. Чем наполняется ваше сердечко. Можно начать с таких слов “Слушая менуэт, я вспоминаю...”, “Каждый раз, когда я слышу серьёзную музыку...”, “Погружаясь, в музыку я мечтаю...”

Звучит отрывок Вольфганга Амадея Моцарта.

III. Творческая работа.

Слушая произведение, передайте при помощи кисти и пера своё впечатление на “сердечках”, которые лежат перед вами.

По желанию, дети открывают свои “сердечки”, зачитывают, какими чувствами наполнились их “сердечки”, слушая серьёзную музыку, затем прикрепляют “сердечки” на доску.

IV. Итог урока.

Не случайно, например, то, что людям нравится разная музыка: каждый человек находит то, что ему ближе, понятнее, что созвучно его душе. Искусство не даёт жизни сделаться серой и скучной.

(Проводится выставка книг, музыкальные сборники, картины.)

Талантливые люди ощущают это и делятся с другими людьми. Стараются передать красоту мира словами, звуками или красками. “Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден...” Звук метронома. Пусть ваша жизнь будет чёткой, и в ваших сердцах всегда звучит музыка.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к проверочной работе по разделу № 10.