Программное содержание:
- Учить детей проводить звуковой анализ слова “Дом”.
- Закреплять умение называть слова с заданным звуком “Д” и “Дь”.
- Познакомить детей с интонационным выделением звука в слове.
- Упражнять в умении делить слова на слоги.
- Формировать зрительно- моторную координацию, знакомить с вертикальными и горизонтальными линиями, развивая графические навыки.
- Создавать эмоциональную привлекательность, интерес и мотивационную направленность, речевое общение детей.
1. Предварительная работа с детьми:
1) Игры на выделение звуков в словах:
а) “ Начни говорить слово, а я закончу”.
б) “Звуковые домики”:
– “Позови звуки домой” – по очереди;
– “Звук потерялся” – первый, второй, третий.
– “Учим говорить Незнайку” – он пропускает звуки в словах.
2) Деление слов на слоги:
а) “Прошагай слово” – пропрыгать, прохлопать и т. п.
б) Настольная игра “Деление слов на слоги”.
в) “Кто в каком домике живёт?” Игрушки с одно-, двух-, трёхсложными названиями.
3) Звуковой анализ простых слов из трёх звуков:
а) “Пропоём в слове каждый звук” (мммаааккк)
б) “Позови домой звук” – третий, первый, второй в разной последовательности.
2. Настольные игры:
1) “Славянская семья: родство и занятие”.
2) “Прогулка по городу”.
3) “Расскажи про свой город, дом”.
3. Беседа на тему: “От хижины и шалаша до современных домов”.
4. Разучивание пословиц о доме.
5. Рассматривание иллюстраций к книге, “Какие бывают дома”.
6. Разъяснение понятий: фундамент, сруб, потолок, фронтон, обереги.
7. Упражнение по развитию графических навыков и мелкой моторики:
1) Проведение прямых, волнистых линий с опорой на рисунок.
2) Проведение зигзагообразных линий: “Помоги собачке добраться до дома”.
3) “Праздничный салют” – проведение наклонных линий.
“Дождик” – провести прямые и наклонные линии.
4) “Дождик” – провести прямые линии так, чтобы каждая капелька упала на землю.
5) “Найди на рисунке предметы, похожие на прямые и кривые линии”.
Материал к занятию:
Демонстрационный: картина – схемы “Дом”, доска, указка, мяч, фишки серого цвета, фишки – игрушки, рисунок педагога на доске.
Раздаточный: картинки – схемы “Дом”, указки, фишки серого цвета, простые карандаши, листы белой бумаги.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Здороваются. Давайте познакомимся:
1. Меня зовут Людмила Николаевна. Моё имя начинается со звука “Ль” – звук мягкий.
Дети представляют свои имена и называют первый звук в своём имени. Сколько девочек и мальчиков в нашей группе и все они дружат между собой.
2. Пальчиковая игра “Дружба”.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики– пальцы обеих рук соединяются в замок Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики– ритмичное касание пальцев обеих рук Раз, два, три, четыре, пять – поочерёдное загибание пальцев на правой руке Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пятьМы закончили считать
Вот какие мы дружные.– поочерёдное загибание пальцев на левой руке
3. Ребята, а в слове “Дружба” какой вы слышите звук в начале слова? (“Д”).
Давайте придумаем слова со звуками “Д” и “Дь” (Дети называют слова) – дверь, радио, дрова, диван, холодильник, душ, дом. Обратить внимание звук “Д” – старший братец, а звук “Дь” – младший.
4. Стихотворение “Наш дом”:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
5. Давайте разберём слово “Дом” по звукам. Не забывайте, в каждом домике (клеточке) живёт свой звук.
Какой 1 звук? “Д”.
Какой 2 звук? “О”.
Какой 3 звук? “М”.
И каждый раз фиксируем их на картинках-схемах фишками серого цвета.
6. Поиграем в игру “Живые звуки”. Дети по желанию выбирают звуки “Д”, “О”, “М”, воспитатель раздаёт серые фишки, играют три человека. Под музыку дети выполняют движения, по окончании музыки должны встать в определённом порядке слева направо, чтобы можно было прочитать слово “Дом”, а остальные проверяют всё ли в игре правильно.
Задания детям:
Звук “О” – назови себя громко.
Звук “Д” – назови своего младшего братца.
Звук “М” – назови слово со своим звуком.
8. У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Вы знаете, он питается звуками. Вот и у нас Звукоедик у слова “Дом”:
Съел первый звук. Какой? Что осталось?
Съел последний звук. Какой? Что осталось?
9. Дети встают в круг. Ребята, а вы в каких домах живёте? Ответы детей (многоэтажные с балконами и лоджиями, деревянные). В таких домах живут многие из вас. Здесь вы отдыхаете, принимаете гостей. Но вот что интересно: свои дома имеют и животные.
Послушайте стихотворение “Кто где живёт”.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит,
Лиска рыжая в норе,
Жучка в тёплой конуре
В логове лечит волчиха
Под кустом дрожит зайчиха
Белка спряталась в дупле
Ёжик спит в сухой траве.
10. Предлагаю детям поиграть в игру “Чей дом” с мячом. Дети встают по кругу, либо в ряд. Воспитатель кидает мяч всем детям по очереди и задаёт вопросы.
- У медведя, чей дом? (Медвежий).
- У зайца, чей дом? (Заячий).
- У волка, чей дом? (Волчий).
- У белки, чей дом? (Беличий).
- У барсука, чей дом? (Барсучий).
- У черепахи, чей дом? (Черепаший).
- У лягушки, чей дом? (Лягушачий).
11. Ребята, давайте вспомним пословицы о доме:
- Дома как хочу, а в людях как велят.
- Дома ешь что хочешь, а в гостях что дадут.
- Дома стены помогают.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
12. Игра “Кто в домике живёт?”
На каком этаже живёт кот? (на первом этаже – 1 слог).
На каком этаже живёт лиса? ( на втором этаже – 2 слога).
На каком этаже живёт собака? (на третьем этаже – 3 слога).
На каком этаже живёт черепаха? (на четвёртом этаже – 4 слога).
На каком этаже живёт лягушка? (на третьем этаже – 3 слога).
13. Пальчиковая игра “Строим дом”:
Целый день тук да тук
Раздаётся звонкий стук
Молоточки стучат
Строим дом для ребят
Вот какой хороший дом
Как мы славно заживёмРуки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.
Движение сверху большим пальцем.
Постучать кулаком о кулак.
Правым кулаком постучать сверху по левому.
Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их.
Вращение кистями обеих рук.
14. Гуляя по улице наверное не раз обращали внимание на то, какими разными бывают дома по форме, по цвету, украшениям. В одних домах люди живут, отдыхают, в других работают, учатся. Строят дома люди разных профессий – инженеры и монтажники, каменщики, плотники, маляры. Это строители. Но главный строитель архитектор. Это он придумывает здания и заботится о том, чтобы оно было прочным, удобным и красивым, мы сегодня станем архитекторами и нарисуем дом.
15. Игра “Доскажи словечко”:
В нашем городе большом
Снова строят новый … (дом).
16. Хотите нарисовать дом? А кого бы вы поселили в нём? Избу украшаем орнаментом из округлых и зигзагообразных линий (резьбой). Самостоятельно нарисовать около дома забор, домашних животных. Над домом облака, солнце, птиц. Из работ дети собирают композицию. Это улица. Воспитатель предлагает дать ей название. Дети придумывают.
Воспитатель: Дети, а вы согласны назвать её улицей “Дружбы”?!
17. Анализ занятия. Ведь действительно все сегодня дружно занимались, отвечали на вопросы. Отмечаю успехи детей.
18. В конце занятия делаем “круг дружбы”. Дети берутся за руки и улыбаются, играет музыка.
Литература:
- Программа “Развитие”, научный руководитель Л.А. Венгер, под редакцией О.М. Дьяченко. Москва. Издательство “Гном и Д” 2002 г.
- Е.А. Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов”. Москва. Владос. 2002 г.
- В. Цвынтарный “Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем”.
- Н.В. Квач “Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет” (здоровье сберегающая педагогика). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос. 2001 г.
- А.Л. Сиротюк “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. Москва. Творческий центр. 2003 г.
- Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская “Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму”. Москва. Издательство “Гном и Д”. 2004 г.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина “Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”. Ярославль. Академия Холдинг. 2002 г.