Зрение – прекраснейший дар природы, помогающий познавать окружающий мир.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому, глаза ребёнка с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Вопрос охраны зрения детей справедливо признается проблемой первостепенного значения в офтальмологии. Наиболее распространенной патологией глаз является расстройство бинокулярного зрения – косоглазие и амблиопия.
Возникновение косоглазия приходится на самый ранний возраст до 3 лет – 70%, также в раннем возрасте легко развивается снижение зрения и амблиопия. Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов, изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций, ограничивается овладение социальным опытом. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процесса компенсации и базируется на формировании познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности ребёнка с нарушением зрения.
Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в наш век, ознаменованный колоссальным объемом информации, более 80% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться, вот важнейшая задача, которая решается в условиях нашего дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения. Базируясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученых по проблемам дефектологии и офтальмологии, я использовала (взяла за основу) монографию Л.И. Плаксиной «Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения». «Врачи-офтальмологи Л.А. Григорян и Л.И. Медведь разработали несколько методик, которые направлены не только на лечение детей, на развитие их зрительных возможностей, но и на снятие негативных переживаний обусловленных влиянием лечебного процесса. Они представили серию дидактических игр и упражнений для активизации зрительной афферентации и с игровым и занимательным эффектом. Общим в этих методиках, да и в других тоже, активная стимуляция органов зрения с раздражающим эффектом. В результате наблюдается целый комплекс негативных переживаний у детей младшего дошкольного возраста». С этим комплексом негативных переживаний у детей столкнулась и я в своей работе. Л.И. Плаксина в работе «Теоретические основы коррекционной работы в детских сада для детей с нарушением зрения» пишет о том, что одним из основных методов восстановления остроты зрения косящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучший видящий глаз, а ребёнок вынужден использовать для ориентировки больной и плохо-видящий. Лечение начинается сразу же после выявления глазной патологии в 2–4 года, когда дети ещё не способны осознать свой дефект и необходимость лечения. Что бы понять состояние психики ребёнка в этот период нужно понять что такое «социальная депривация». Социальная депривация в исследованиях Ф.В. Василюк (1984 г.), Е.М. Иосебадзе (1989 г.), Л. Пожар (1996 г) характеризуется лишением и ограничением условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром. Искусственно создаваемая в связи с лечением социальная депривация приводить к срыву различных видов детской деятельности и вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, самоизоляции». Для того, чтобы находится в равных условиях с ребёнком, создать дружелюбную атмосферу, расположить его к контакту, вовлечь в игровой процесс, использую такой прием работы «очки с окклюзией» для тифлопедагога. Наблюдаю за поведением ребёнка, движением его глаз, затем, как он выделяет неподвижные объекты в пространстве или следит за движением предметов. В окклюзионный период зрительное восприятие у ребёнка затруднено, поэтому, показ движений – действий осуществляется на близком расстоянии. Используя прием «очки с окклюзией» у тифлопедагога появляется возможность оценить психологические особенности малыша на собственном примере.
Становится понятным, почему многие дети уединяются, отказываются играть, плачут, не дают одеть окклюдер, срывают наклейку. Для более успешной адаптации к окклюдеру использую игровые приемы, которые помогают отвлечь ребёнка от неприятных ощущений и затруднений в зрительном восприятии.
Взяв за основу методику Тюбекеной З.Н. (2000 г.) «Если ребёнок любит играть с машинками и самолетиками, следует подобрать для него игру или придумать её с использованием соответствующих атрибутов». Например: Вова и Тимур любят играть машинками и самолетиками, поэтому я использую игры «Шоссе», «Аэродром» в зависимости от используемых игрушек. Задача которую ставлю в предлагаемой игре: усвоить понятия «направления движения»; «Поворот»; «Разворот»; «Следить взглядом за предметом»; «Передвигать предмет в направлении стрелок»; «Возвращение в исходное положение».
Пособие для игры:
1. Лист картона (размер 45x15) с изображением шоссе
или взлетной полосы.
2. Машинка или самолет.
В процессе игры тренируются прослеживающие
способности, фиксация взора и сведение, и
разведение зрительных осей глаз. Идет
постепенное обучение (управлять) своим взглядом
за движением объектов, усваиваются
пространственные понятия «перед собой», «влево»,
«от себя», «вправо», «слева на право», «назад», «к
себе».
Моя задача создать такую форму своих занятий,
чтобы было не только интересно, но и
присутствовали различные двигательные действия
ребёнка. Это актуально по нескольким причинам.
Во-первых, необходимо ликвидировать отклонения в
физическом развитии детей с косоглазием и
амблиопией. Во вторых, необходимо формировать
зрительно-двигательные взаимосвязи. В третьих,
повышение двигательной активности за счет
увеличения разнообразия движений, является
пропедевтикой различных двигательных актов и
физкультурных упражнений.
Чтобы лучше понять способы проведения моих
занятий в сочетании с двигательной активностью
детей, опишу несколько игр и упражнений под
названием: «Упражнение с шестом», «Повороты».
Основная цель – развитие мелкой моторики,
зрительной памяти. Участвуют один или двое детей
(наличие одного или двух шестов).
Панно делится на две половины: перед ребенком
своя вертикальная половина. Карточки на панно
размещаются на одинаковом расстоянии друг от
друга (количество не менее 6-ти). Ребенок
располагается с шестом напротив средней части
своей половины: для ориентировки на полу лежит
белый квадрат, на который ребенок опускает шест
после каждого поднятия. Расстояние
ограничивается длиной шеста. Показываю карточку
с определенного расстояния, прошу запомнить и
показать на панно такую же. Ребенок ищет эту
карточку на своей половине вертикальной
плоскости, а затем указывает на найденную
карточку свободным концом шеста. По результатам
заданий можно судить о зрительных возможностях
ребенка. Кто быстрее справляется с заданием, у
того при одинаковом диагнозе лучше развивается
зрительная память, прослеживающие функции
зрения, фиксация взора. После освоения детьми
основного правила игры, тифлопедагог может
вносить в нее некоторое разнообразие, за счет
изменения места и времени показа карточки, на
словесную команду типа: «найди треугольник»,
«самолет», «пчелку», «цветок» и. т. д.; а также за
счет дополнительного указания исходного
положения детей (сидя, стоя, лицом или спиной к
карточке).
Пальминг-ладонь
Применяется, чтобы снять усталость, напряжение глаз, дать отдых мозгу. О.Хаксли, (1993г.) пишет о том: «Пальминг в детском возрасте должен стать чем-то в роде мытья рук, его не бывает много». Смысл пальминга состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту. Только полностью расслабленные глаза, если их закрыть и прикрыть чашеобразными ладонями, увидят полную темноту. Это упражнение провожу 1–2 минуты, индивидуально или два-три ребёнка. Дети очень любят это упражнение под звучание тихой, спокойной музыки. Этот метод очень привлекает своей простатой, не требует никаких затрат, технических средств, и применим в любой момент на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, в различные режимные моменты, стоя, сидя, лежа. Начинаем пальминг, снимаем очки, бережно кладем их на стол. Готовим ладони к упражнению, потирая, их друг о друга, чтобы они были теплыми, мягкими, нежными, ласковыми. Отсутствие света во время пальминга, покой и тепло рук успокаивает. В результате усталость быстро проходит, а зрение улучшается. Благодаря методике, разработанной У.Г. Бейтсом, М.Д. Корбет и их многочисленными последователями, тысячи взрослых людей и детей смогли улучшить и нормализовать свое зрение. Поэтому, взяв за основу именно методику Бейтса, я использую на своих занятиях «Пальминг» и «Повороты».
Повороты
Первый закон зрения – это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Один из нетрадиционных приемов на развитие зрения, а не физическое упражнение «Повороты». Его целью является расслабление глаз, приведение их и мыслей в движение. Кроме того, оно призвано ликвидировать привычку пристально рассматривать объекты. Нужно встать лицом к окну комнаты, расставить ступни ног на 30 см. перенести вес тела на левую ногу и повернуть голову и плечи к правой стене. Выполнять эти движения следует ритмично, во время поворотов отрывать пятку от пола. Обращаю внимание, когда ребёнок поворачивается к правой стене, окно проходит мимо влево, а когда поворачивается к левой стене, окно уходит вправо. Можно заметить, что окно «проскакивает» мимо лишь тогда, когда во время поворота как бы «забираем глаза с собой». Нужно следить, что бы у ребёнка не закрывались глаза в момент прохождения мимо окна. Чтобы добиться необходимого расслабления, надо сделать до 20-ти поворотов. Выполнение этого упражнения занимает 2–3 мин. повороты развивают гибкость позвоночника, нормализуют функции всего организма. Однако, первую очередь это упражнение способствует возбуждению своеобразной вибрации глаз с частотой около 50-ти раз в секунду. Почувствовать эти перемещения ребёнок не может. Предлагаю усложнить повороты и на стены помещаю серию картинок. Для того, чтобы рассмотреть картинку хорошо, на неё при повороте нужно бросить быстрый взгляд. После этого возвращаемся в исходное положение и начинаем спрашивать, что виделось во время этих взглядов. Бросаем на предмет или картинку быстрый взгляд, затем поворот, и вспоминаем то, что мы видели. Отрабатывать повороты можно дома и на улице. При близорукости нужно выполнять это упражнение с того расстояния, с которого ребёнок видит без труда, а затем следует немного отодвинуться и повторить упражнение. Диапазон зрения постепенно будет расширяться. При дальнозоркости необходимо выполнять это упражнение в обратном порядке. Начиная с расстояния, с которого ребёнок хорошо видит, затем передвигаемся поближе и вновь проделываем эти упражнения.
На моих занятиях дети с амблиопией (Настя, Олег, Вова) выполняют все задания при заклеенном глазе (лучше), то есть, в условиях, когда вся нагрузка падает на плохо-видящий глаз. При этом я использую учебно-наглядные пособия и игрушки, которые способствуют развитию зрения: разноцветные кубики с картинками, мозаика разной окраски, разрезные картинки, картинки цвета и тени, шнуровка, бельбоки, логические кубики, кольцебросы и т.д. Чем ниже острота зрения, тем больше по размеру предлагаю игрушки и предметы. С первыми признаками улучшения остроты зрения задание усложняю: от ребёнка теперь требуется точность, – провести машинку или самолет точно по планшету, не выходя за пределы линии. Для детей, дефект зрения которых выражается в расходящемся (Лера) и сходящемся (Максим, Олег, Отабек, Аня, Тимур) косоглазии содержание занятий строго дифференцируется. Так, для Леры провожу игры-упражнения, которые требуют направления взора вниз и вблизи, а для Максима, Тимура упражнения (например, упражнение с шестом) требующие направить взор вверх и вдаль. В период лечения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предмета и их изображений. Зная особенности патологии органа зрения, зрительных возможностей детей, систематически консультируясь с врачом офтальмологом, можно целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы, становиться участником возвращения детям возможности полноты зрительных функций. Результаты изменения остроты зрения у детей младшего дошкольного возраста отражены в графиках индивидуально на каждого ребёнка в течение года.