ЦЕЛИ:
1). Образовательные:
а) ознакомить с понятием “этимология”, научить детей писать словарные слова (название птиц);
б) научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации;
в) уточнить представление учащихся о слоге как о части слова, о гласных и согласных звуках, развивать умение делить слово на слоги и правильно записывать слова, воспринятые на слух;
2). Развивающие:
а) обогащать словарный запас учащихся новыми словами;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный интерес;
3). Воспитательные:
а) воспитывать чувство красоты, гармонии к родному языку;
б) осуществлять связь с жизненным опытом детей с их возрастными особенностями
ОБОРУДОВАНИЕ:
- презентация Power Point;
- проектор с экраном и со звуковыми колонками;
- индивидуальные листы для оценивания работы;
- строки стихотворения.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
К нам на урок пришли мальчики. (Учитель вывешивает на доску рисунки мальчиков Ромы и Семы.) СЛАЙД 1
Учитель: Прочитайте, как их зовут. Какие одинаковые звуки в этих словах? (Дети называют. Учитель выписывает на доску [о], [а], [м].)
– Какой звук лишний? Почему? (Учитель стирает [м].)
– Что скажете о звуках [о], [а]?
– Какими буквами записываются?
– Сегодня будем прописывать буквы о и а.
– Сравните, что общего? Чем различаются?
– Прежде чем писать, вспомним о посадке, разомнем пальчики.
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем,
Снова в кулачок сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
– Возьмите ручки и пропишите показы.
– Подчеркните 2 буквы, которые получились самыми красивыми. Так красиво постарайтесь писать весь урок.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова … СЛАЙД 2
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
1. Работа по теме урока
а) - Вспомните, ребята, что такое слог? (Слог – это один или несколько звуков, произнесённым одним выдыхательным толчком.)
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Отгадайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это … птица.
- Знаете ли вы, какие птицы покидают наши края с приходом осени?
б) (Запишем несколько слов- названия перелётных птиц и поделим эти слова на слоги)
Лас-точ-ки, жу-рав-ли, ле-бе-ди, гу-си, жа-во-рон-ки, со-ло-вьи.
- А сколько слогов в слове “дрозд”?
в) Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его умеем ли беречь? По настоящему ли нас увлекает изучение русского языка. Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь.
Слово обладает способностью обогащать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.
И сегодня поговорим об исконно русских звукоподражательных словах.
1. Чтение текста учителем
В зимний морозный день я иду по тропинке. Вдруг откуда-то издалека доносится тихий свистящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?
Я осматриваюсь. Тропинка. Кусты. Впереди-огромный тополь. На его ветках сидят птицы. Каждая чуть больше воробья, оперенье розовое,а на голове – хохолок. Так вот кто издаёт сказочные звуки: “Свири-свири-свири!” Кажется, что поёт само дерево.
- Догадались, что это за птица?
Это свиристели, которые прилетают к нам только на зиму. СЛАЙД 3
2. Словарная работа
Свиристель (свири-свири-свири)
- В этом слове исторический корень свири - (мы его выделим пунктирной дорожкой). Современный корень свирист – (выделяем сплошной дорожкой). Родственное слово свиристеть. (запись в тетрадях)
3. Зрительный диктант.
(вставить пропущенную букву)
Св.ристели прилетели,
Принесли с собой метели.
(З. Александрова)
4. Птицы сами себя называют.
- Разные птицы подают голос по-разному. От звуков, которые онииздают. Было образовано немало слов- названий птиц.
- Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?
(синица,щегол, перепёлка, скворец, тетерев) СЛАЙДЫ 5,6,7,8,9.
- Синь-синь-синь! - распевает в погожий день синичка.
- Щег-щег-щег! - щёлкает щегол.
- Пел-пел-пел! – поёт перепёлка.
- Сквор-сквор-сквор! - кричит скворец
- Тер-тер! – говорит тетерев.
а) записать слова;
б) разделить на слоги;
в) поставить ударение;
г) определить количество гласных и согласных звуков
ФИЗМИНУТКА. Игра “Птицы” (Если что-то другое, дети топают ногами)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы,чижи.
Аисты,кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Ледеди и утки
И спасибо шутке!
5. Устная иллюстрация. Ролевое чтение детьми стихотворения В.Ерхова “Чьи вы?”
Звуки, которые издают птицы, человек соотносит со словами своего языка. Например, пение чибиса напоминает настойчивый вопрос Чьи вы?
1 ученик:
Шли мы лугом…
Из под ивы
Кто-то нас окликнул:
3 ученик:
Чьи вы?
1 ученик:
Дружно мы отозвались:
Сам сначала покажись!(Хором)
2 ученик:
Он из гнёздышка и вылез.
Чибис! (Хором) СЛАЙД 10
6. Этимология. Этимологический словарь.
Мы узнали, как возникли названия некоторых птиц. Наука, которая изучает происхождение, историю слов, называется Этимологией. СЛАЙД 11
То, что учёные узнали о происхождении слов, записано в словаре, который так и называется “Этимологический словарь”
IV. Закрепление изученного.
1. Люди подражают звукам, издаваемым этими птицами
Задание : попробуйте определить, как люди подражают звукам издаваемым птицами.
- Какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик- чирикают) СЛАЙД 12
- Какие звуки издают сороки? (стрек-стрек- стрекочут)
- Какие звуки издают орлы? (клеек-клек- клекочут)
2. Выборочное списывание
Задание: выписать только те слова, которые образовались от звукоподражаний.
Шелестеть, ходить, цокать, расти, смотреть, жужжать. СЛАЙД 13
3. Творческое списывание
Задание: верните голоса птицам СЛАЙД 14,15
сороки чирикают свиристели клекочут воробьи стрекочут орлы свиристят
V. ИТОГ УРОКА. СЛАЙД 16
Поторили всё, что знаем о……….. (слоге, слове.)
Познакомились …… (С этимологией, с этимологическим словарём, с русскими звукоподражательными словами)
Учились…. (делить слово на слоги, ставить в словах ударение, различать гласные и согласные звуки, записывали с комментированием, выполняли творческие задания)
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока. СЛАЙД17
Понял, могу помочь другим.
Понял.
Понял, но нужна помощь.
Ничего не понял.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (по выбору) СЛАЙД18
- Написать мини-сочинение “Почему так называют?”
- Подобрать пословицы, поговорки, стихи.
- Нарисовать птицу.
VIII. РЕЧЁВКА
Спасибо за старание
Ведь главное желание
А навык и умение
С годами к вам придут