Урок чтения. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям "В чем красота русской зимы?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Формировать умение строить речь в определенной последовательной форме.
  • Систематизировать собранный к высказыванию материал.
  • Продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания.
  • Воспитывать самостоятельность, активность, терпение, любовь к природе.

Оборудование.

  1. Картина Пластова А. А.“Первый снег”.
  2. Кодоскоп.
  3. Учебные таблицы, схемы, рисунки.
  4. Магнитофон.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- А, ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Долгожданный дан звонок –|
Начинается урок!

II. Сообщение темы и девиза урока.

- Урок чтения. Тема урока: “ Подготовка к сочинению – описанию по личным наблюдениям: “В чем красота русской зимы?”

- Девиз урока: “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий”.

III. Вступительное слово учителя.

(Картинки зимних пейзажев).

… Зима. Снег белым, пушистым ковром закутывает озябшую землю. Красив русский лес! Деревья оделись в белые сверкающие одежды. Снежинки, как маленькие алмазики, сверкают и брызжут в глаза колючие разноцветные искры. Природа как бы затихает в сказочном сне.

Зимой деревья белые стоят и не качаются,

Зимой деревья в иней пушистый одеваются.

Зимой белым – бело вокруг, полянки замело.

Зимой под беленьким снежком лесам родным тепло.

IV. Работа по картине Пластова А.А. “Первый снег”.

- Вспомните, как начиналась зима. Посмотрите на картину.

- Кто изображен на картине? Почему девочка и мальчик выбежали на улицу?

- Только ли дети рады снегу? Кого мы еще видим на картине?

- Первый снег… Падает первый снег… Двое деревенских ребят – девчушка в розовом платье, в наспех накинутом на голову теплом платке, и ее младший братишка выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться приходу зимы. Все кругом принимает новый вид: земля, избы, деревья, постепенно укрываются белым пушистым ковром. Снег чистый, нетронутый.

Сколько бы ни прожил человек на свете, его всегда приводят в волнение первые цветы, первые ягоды, первый гром и первый снег. И для маленького, и для взрослого это всегда становится красивым поэтическим событием.

V. Чтение учителем наизусть стихотворения Пушкина А.С. “Зимнее утро” под музыку Чайковского П. И. “Времена года”.

- Мы с вами учили очень много стихотворений о зиме. Послушайте одно из них. (Читает учитель).

- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. Перед нами стоит задача: описать красоту русской зимы.

VI. Подготовка к предстоящему сочинению.

1. Ответы на вопросы.

- Как вы определяете, что наступает зима? Назовите признаки наступления зимы.

- По календарю зима начинается 1 декабря, а в природе – с выпадением снега.

2. Хоровое чтение стихотворения, с движениями.

- Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

3. Работа с опорными словами.

(Опорные слова записаны на кодоскопе).

- Чем красива зима?

- С чем сравнивается снег по цвету? По тому, как он укрывает землю?

- Что такое снег?

- А сейчас подумайте и скажите. Я загадала “снежное” слово, которое состоит из трех слогов. Что это? (Снежинки).

- Какими прилагательными можно описать снежинки?

- На что они похожи?

- Найдите слова, которые помогают описать движение снежинок.

- Давайте составим словосочетания со словом воздух.

- С чем можно сравнить чистый, морозный воздух?

- Чем удивляет нас зима в ясную, морозную погоду? (Узорами).

- Какие они? Кто их сделал? Как?

- А Дима знает хорошее стихотворение о морозе. Сейчас он нам его прочитает.

- Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана
Стоит кудрявая береза.

С. Дрожжин

- А какой парче и о каком жемчуге говорит автор в своем стихотворении? (Об инее).

- На что же похож иней?

4. Упражнения в распространении предложений. (Текст записан на кодоскопе).

- Прочитайте текст. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Мороз рисует узоры.)

- Интересен ли текст? Полностью ли раскрывает он красоту русской зимы?

- Нарисована картина, но как будто простым карандашом. Не видно цвета, красок, не хватает слов, которые помогают увидеть это.

Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему и сказуемому. При выполнении этого задания нам помогут схемы предложений. (Вывешивается плакат со схемами предложений.)

- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, и не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.

VII. Физкультминутка.

- Представьте себе, что мы с вами идем в зимний лес.

(Встали. Шагом марш! 1-2, 1-2!)

- Посмотрите направо! Посмотрите налево!

Оглянитесь вокруг! Как хорош лес!

Посмотрите вверх на одно дерево, на другое.

Какая красота!

Присядьте, загляните под куст.

Что там такое? Много – много снежинок.

Возьмите в руки немного снега.

(Встали. Раскрыли ладошки.)

- Что произошло?

Снег под действием тепла растаял и превратился в воду.

Стряхните капельки воды. Нам пора домой.

(Шагом марш! 1-2, 1-2!)

- Последний раз оглянитесь вокруг.

(Повороты кругом.)

- Мы прощаемся с лесом.

5. Составление плана предстоящего сочинения.

- Из каких частей должно состоять сочинение?

- Во вступлении мы должны выразить общее впечатление – приход зимы. Как коротко напишем в плане об этом? (Наступила зима.)

- В основной части мы должны представить зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем, описать зимнее чудо, которое наблюдали в природе. Давайте основную часть озаглавим “Зимняя фантазия.”

- О чем будем писать в основной части? Давайте коротко запишем в план

  • о снеге (Ковер зимы.)
  • о деревьях (Деревья зимой.)
  • об узорах (Узоры на стеклах.)
  • о снежинках (Сияние снежинок в ясную морозную погоду.)

- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

В заключении нужно показать, как зима влияет на ваше настроение, замечаете ли вы красоту зимой.

(Чтение плана записанного на доске.)

1. Наступила зима.

2. Зимняя фантазия.

- Ковер зимы.

- Сияние снежинок в ясную погоду.

- Деревья зимой.

- Узоры на стеклах.

3. Настроение, вызванное красотой зимы.

(За что я люблю зиму?)

6. Выбор эпиграфа.

- При написании любого сочинения используется эпиграф.

Эпиграф – точная, краткая выдержка из какого – нибудь текста, которая характеризует основную мысль произведения.

Обычно эпиграф берется в стихах. Давайте вспомним, какие отрывки из изученных стихов больше подойдут к нашему сочинению.

7. Работа с пословицами.

- При написании сочинений можно использовать пословицы.

Пословица – кратко изложенная народная мысль с поучительным смыслом; они приучают нас к краткости и простоте речи.

Назовите пословицы. Знаете ли вы пословицы, в которых говорится о зимних месяцах? Какие?

VIII. Итог урока.

Учитель.

- Сегодня мы читали стихи, слушали музыку, говорили о картинах, авторы которых жили в разное время, но всех их объединяла любовь к Родине, к родной природе, к языку.

Стихи, музыка, живописные полотна открывают нам красоту родного

края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы, язык музыки, поэзии, живописи.

Это великое чудо. Но открывается оно не сразу и далеко не всякому человеку, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Я хочу сказать спасибо за то, что вы меня радовали своими знаниями. Спасибо за выразительное чтение стихов, пословиц; за правильное построение предложений.

Девиз нашего урока: “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий.” К. Паустовский

Как прекрасен волшебный мир природы! И каждое время года красиво по- своему. Благодаря богатству слов, словосочетаний, точным сравнениям, эпитетам, пословицам, мы попытались по – своему узнать, понять и показать все прелести русской зимы. Мы любим это время года за пушистый снег, за трескучий мороз, за удивительные узоры на окнах и за чудесные, неповторимые три зимние месяцы.

- Итак, каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах. План вам поможет излагать текст последовательно. Но не спешите. Каждый пункт плана отразите в своих сочинениях.

IX. Домашнее задание.

- Написать сочинение.

Прослушивание песни “Три белых коня”.