Цели урока.
- Формировать умение строить речь в определенной последовательной форме.
- Систематизировать собранный к высказыванию материал.
- Продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания.
- Воспитывать самостоятельность, активность, терпение, любовь к природе.
Оборудование.
- Картина Пластова А. А.“Первый снег”.
- Кодоскоп.
- Учебные таблицы, схемы, рисунки.
- Магнитофон.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- А, ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Долгожданный дан звонок –|
Начинается урок!
II. Сообщение темы и девиза урока.
- Урок чтения. Тема урока: “ Подготовка к сочинению – описанию по личным наблюдениям: “В чем красота русской зимы?”
- Девиз урока: “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий”.
III. Вступительное слово учителя.
(Картинки зимних пейзажев).
… Зима. Снег белым, пушистым ковром закутывает озябшую землю. Красив русский лес! Деревья оделись в белые сверкающие одежды. Снежинки, как маленькие алмазики, сверкают и брызжут в глаза колючие разноцветные искры. Природа как бы затихает в сказочном сне.
Зимой деревья белые стоят и не качаются,
Зимой деревья в иней пушистый одеваются.
Зимой белым – бело вокруг, полянки замело.
Зимой под беленьким снежком лесам родным тепло.
IV. Работа по картине Пластова А.А. “Первый снег”.
- Вспомните, как начиналась зима. Посмотрите на картину.
- Кто изображен на картине? Почему девочка и мальчик выбежали на улицу?
- Только ли дети рады снегу? Кого мы еще видим на картине?
- Первый снег… Падает первый снег… Двое деревенских ребят – девчушка в розовом платье, в наспех накинутом на голову теплом платке, и ее младший братишка выбежали на крыльцо, чтобы порадоваться приходу зимы. Все кругом принимает новый вид: земля, избы, деревья, постепенно укрываются белым пушистым ковром. Снег чистый, нетронутый.
Сколько бы ни прожил человек на свете, его всегда приводят в волнение первые цветы, первые ягоды, первый гром и первый снег. И для маленького, и для взрослого это всегда становится красивым поэтическим событием.
V. Чтение учителем наизусть стихотворения Пушкина А.С. “Зимнее утро” под музыку Чайковского П. И. “Времена года”.
- Мы с вами учили очень много стихотворений о зиме. Послушайте одно из них. (Читает учитель).
- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. Перед нами стоит задача: описать красоту русской зимы.
VI. Подготовка к предстоящему сочинению.
1. Ответы на вопросы.
- Как вы определяете, что наступает зима? Назовите признаки наступления зимы.
- По календарю зима начинается 1 декабря, а в природе – с выпадением снега.
2. Хоровое чтение стихотворения, с движениями.
- Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
3. Работа с опорными словами.
(Опорные слова записаны на кодоскопе).
- Чем красива зима?
- С чем сравнивается снег по цвету? По тому, как он укрывает землю?
- Что такое снег?
- А сейчас подумайте и скажите. Я загадала “снежное” слово, которое состоит из трех слогов. Что это? (Снежинки).
- Какими прилагательными можно описать снежинки?
- На что они похожи?
- Найдите слова, которые помогают описать движение снежинок.
- Давайте составим словосочетания со словом воздух.
- С чем можно сравнить чистый, морозный воздух?
- Чем удивляет нас зима в ясную, морозную погоду? (Узорами).
- Какие они? Кто их сделал? Как?
- А Дима знает хорошее стихотворение о морозе. Сейчас он нам его прочитает.
- Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана
Стоит кудрявая береза.
С. Дрожжин
- А какой парче и о каком жемчуге говорит автор в своем стихотворении? (Об инее).
- На что же похож иней?
4. Упражнения в распространении предложений. (Текст записан на кодоскопе).
- Прочитайте текст. (Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Мороз рисует узоры.)
- Интересен ли текст? Полностью ли раскрывает он красоту русской зимы?
- Нарисована картина, но как будто простым карандашом. Не видно цвета, красок, не хватает слов, которые помогают увидеть это.
Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему и сказуемому. При выполнении этого задания нам помогут схемы предложений. (Вывешивается плакат со схемами предложений.)
- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, и не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания.
VII. Физкультминутка.
- Представьте себе, что мы с вами идем в зимний лес.
(Встали. Шагом марш! 1-2, 1-2!)
- Посмотрите направо! Посмотрите налево!
Оглянитесь вокруг! Как хорош лес!
Посмотрите вверх на одно дерево, на другое.
Какая красота!
Присядьте, загляните под куст.
Что там такое? Много – много снежинок.
Возьмите в руки немного снега.
(Встали. Раскрыли ладошки.)
- Что произошло?
Снег под действием тепла растаял и превратился в воду.
Стряхните капельки воды. Нам пора домой.
(Шагом марш! 1-2, 1-2!)
- Последний раз оглянитесь вокруг.
(Повороты кругом.)
- Мы прощаемся с лесом.
5. Составление плана предстоящего сочинения.
- Из каких частей должно состоять сочинение?
- Во вступлении мы должны выразить общее впечатление – приход зимы. Как коротко напишем в плане об этом? (Наступила зима.)
- В основной части мы должны представить зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем, описать зимнее чудо, которое наблюдали в природе. Давайте основную часть озаглавим “Зимняя фантазия.”
- О чем будем писать в основной части? Давайте коротко запишем в план
- о снеге (Ковер зимы.)
- о деревьях (Деревья зимой.)
- об узорах (Узоры на стеклах.)
- о снежинках (Сияние снежинок в ясную морозную погоду.)
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
В заключении нужно показать, как зима влияет на ваше настроение, замечаете ли вы красоту зимой.
(Чтение плана записанного на доске.)
1. Наступила зима.
2. Зимняя фантазия.
- Ковер зимы.
- Сияние снежинок в ясную погоду.
- Деревья зимой.
- Узоры на стеклах.
3. Настроение, вызванное красотой зимы.
(За что я люблю зиму?)
6. Выбор эпиграфа.
- При написании любого сочинения используется эпиграф.
Эпиграф – точная, краткая выдержка из какого – нибудь текста, которая характеризует основную мысль произведения.
Обычно эпиграф берется в стихах. Давайте вспомним, какие отрывки из изученных стихов больше подойдут к нашему сочинению.
7. Работа с пословицами.
- При написании сочинений можно использовать пословицы.
Пословица – кратко изложенная народная мысль с поучительным смыслом; они приучают нас к краткости и простоте речи.
Назовите пословицы. Знаете ли вы пословицы, в которых говорится о зимних месяцах? Какие?
VIII. Итог урока.
Учитель.
- Сегодня мы читали стихи, слушали музыку, говорили о картинах, авторы которых жили в разное время, но всех их объединяла любовь к Родине, к родной природе, к языку.
Стихи, музыка, живописные полотна открывают нам красоту родного
края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы, язык музыки, поэзии, живописи.
Это великое чудо. Но открывается оно не сразу и далеко не всякому человеку, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Я хочу сказать спасибо за то, что вы меня радовали своими знаниями. Спасибо за выразительное чтение стихов, пословиц; за правильное построение предложений.
Девиз нашего урока: “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий.” К. Паустовский
Как прекрасен волшебный мир природы! И каждое время года красиво по- своему. Благодаря богатству слов, словосочетаний, точным сравнениям, эпитетам, пословицам, мы попытались по – своему узнать, понять и показать все прелести русской зимы. Мы любим это время года за пушистый снег, за трескучий мороз, за удивительные узоры на окнах и за чудесные, неповторимые три зимние месяцы.
- Итак, каждый по-своему видит зиму. Поэтому ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах. План вам поможет излагать текст последовательно. Но не спешите. Каждый пункт плана отразите в своих сочинениях.
IX. Домашнее задание.
- Написать сочинение.
Прослушивание песни “Три белых коня”.