Ход урока
I. Чистописание.
а) Дн Дм дл дв
- Какие соединения будем писать?
- Прочитайте.
- Назовите соединения.
При написании обращайте внимание на верхние и нижние соединения.
б) Прочитайте слова
дерево декабрьский дорога дочка
- Назовите соединения с буквой д.
-Назовите орфограммы в словах.
Продолжаем мин. чистописания: запишите слова, соблюдая расстояние между словами.
- По какому признаку подобраны слова?
- Продолжите ряд слов по этому признаку.
в) Деформированное предложение.
- Составь предложение.
- Записываем предложение и выполняем разбор.
Дети | давали | ёжику | молоко и | хлеб.4 |
_____ | ______ ______ |
- - - - - | - - - - - | - - - - - |
(ученик у доски выполняет разбор предложения, остальные ученики в тетрадях)
- Дать характеристику предложения (с места: повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными дополнениями).
- Найдите в предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите.
- Одновременно к доске идёт 1 ученик. Индивидуальная работа на магнитной доске.
Соедини стрелками:
II Словарная работа (по уровням).
I уровень
Списать слова. Подчеркнуть орфограммы.
II уровень.
Выписать слова с безударной гласной е.
Проверка: I ур. – перевернуть слова, с обратной стороны орфограммы выделены.
II ур. – зачитать слова, которые выписали, назвать орфограмму.
Проверка индивидуальной работы на магнитной доске.
Ученик рассказывает правило по схеме.
- Устная работа со словарными словами по карточкам
- Определить склонение.
Физкультминутка.
III. Самостоятельная работа.
I уровень - учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык 4 класс” с.90 упр.171
II уровень – запиши к каждому слову синонимы – имена существительные другого склонения.
Атака (1) – сражение (2)
Мелодия (1) – мотив (2)
Буран (2) – пурга (1)
Свидание (2) – встреча (1)
Занятие (2) – работа (1)
III уровень – подбери к данным именам прилагательным однокоренные имена существительные разных склонений.
Памятный - …, …, память (3), памятник (2)
Молодой - …, …, молодёжь (3), молодость (3)
Добрый - …, …, добро (2), доброта (1)
Проверка: 1 уровень. Ученик выполнял упр. 171 на ватмане фломастером, вывешивает на доске.
2 уровень. Открыть запись учителя.
3 уровень. Дети зачитывают существительные.
Вывод: как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? (по роду и окончанию).
IV. Творческая работа.
1 уровень. Даю готовый текст на карточках. Дети отрабатывают безошибочное списывание, указывают склонение имён существительных в Именительном падеже.
2 уровень. Редактирование текста:
1) озаглавить;
2) заменить повторяющиеся слова синонимами;
3) записать текст;
4) указать склонение имён существительных в именительном падеже.
Ёжик очень осторожный. При встрече с хищником ёжика не всегда спасают … колючки. Ёжик боится воды. … лиса может закатить ёжика в речку. В воде ёжик развёртывается. Тут лиса может схватить ёжика … зубами и задушить.
Проверка:
1) прочитать текст с заголовком и вставленными прилагательными;
2) указывают склонения существительных.
V. Итог.
- Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже?
- Какие окончания относятся к 1 скл., ко 2 скл. и 3 скл.?
- Приведите примеры.
VI. Домашнее задание (по выбору):
а) с. 90 № 170
б) придумать и записать в 3 столбика существительные на тему “Поздняя осень”.