Методическая разработка урока русского языка по программе "Школа России" в 4-м классе по теме "Определение типа склонений имен существительных в начальной форме"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Чистописание.

а) Дн Дм дл дв

- Какие соединения будем писать?

- Прочитайте.

- Назовите соединения.

При написании обращайте внимание на верхние и нижние соединения.

б) Прочитайте слова

дерево декабрьский дорога дочка

- Назовите соединения с буквой д.

-Назовите орфограммы в словах.

Продолжаем мин. чистописания: запишите слова, соблюдая расстояние между словами.

- По какому признаку подобраны слова?

- Продолжите ряд слов по этому признаку.

в) Деформированное предложение.

- Составь предложение.

- Записываем предложение и выполняем разбор.

Дети давали ёжику молоко и хлеб.4
_____ ______
______
- - - - - - - - - - - - - - -

(ученик у доски выполняет разбор предложения, остальные ученики в тетрадях)

- Дать характеристику предложения (с места: повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными дополнениями).

- Найдите в предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите.

- Одновременно к доске идёт 1 ученик. Индивидуальная работа на магнитной доске.

Соедини стрелками:

II Словарная работа (по уровням).

I уровень

Списать слова. Подчеркнуть орфограммы.

II уровень.

Выписать слова с безударной гласной е.

 

Проверка: I ур. – перевернуть слова, с обратной стороны орфограммы выделены.

II ур. – зачитать слова, которые выписали, назвать орфограмму.

Проверка индивидуальной работы на магнитной доске.

Ученик рассказывает правило по схеме.

- Устная работа со словарными словами по карточкам

- Определить склонение.

Физкультминутка.

III. Самостоятельная работа.

I уровень - учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык 4 класс” с.90 упр.171

II уровень – запиши к каждому слову синонимы – имена существительные другого склонения.

Атака (1) – сражение (2)

Мелодия (1) – мотив (2)

Буран (2) – пурга (1)

Свидание (2) – встреча (1)

Занятие (2) – работа (1)

III уровень – подбери к данным именам прилагательным однокоренные имена существительные разных склонений.

Памятный - …, …, память (3), памятник (2)

Молодой - …, …, молодёжь (3), молодость (3)

Добрый - …, …, добро (2), доброта (1)

Проверка: 1 уровень. Ученик выполнял упр. 171 на ватмане фломастером, вывешивает на доске.

2 уровень. Открыть запись учителя.

3 уровень. Дети зачитывают существительные.

Вывод: как определяется тип склонения существительных в именительном падеже? (по роду и окончанию).

IV. Творческая работа.

1 уровень. Даю готовый текст на карточках. Дети отрабатывают безошибочное списывание, указывают склонение имён существительных в Именительном падеже.

2 уровень. Редактирование текста:

1) озаглавить;

2) заменить повторяющиеся слова синонимами;

3) записать текст;

4) указать склонение имён существительных в именительном падеже.

Ёжик очень осторожный. При встрече с хищником ёжика не всегда спасают … колючки. Ёжик боится воды. … лиса может закатить ёжика в речку. В воде ёжик развёртывается. Тут лиса может схватить ёжика … зубами и задушить.

Проверка:

1) прочитать текст с заголовком и вставленными прилагательными;

2) указывают склонения существительных.

V. Итог.

- Как определяется тип склонения существительных в именительном падеже?

- Какие окончания относятся к 1 скл., ко 2 скл. и 3 скл.?

- Приведите примеры.

VI. Домашнее задание (по выбору):

а) с. 90 № 170

б) придумать и записать в 3 столбика существительные на тему “Поздняя осень”.