Тип урока: усвоение нового материала.
Цели:
1. Обучающие:
- повторить экосистему луга;
- научить различать экосистемы;
- познакомить с разнообразием экосистем;
- учить составлять устное описание экосистем;
- учиться характеризовать экосистемы;
- познакомить с флорой и фауной экосистем;
- раскрыть значение экосистемы в природе и жизни человека;
- показать необходимость и способы охраны;
- учиться умению планировать поиск решения проблемы;
2. развивающие:
- развивать умения определять географическое положение объекта на карте;
- развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой;
- развивать познавательную активность;
3. воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;
- воспитывать чувство ответственности за коллектив и умение работать в нём.
Оборудование:
- компьютер и диск с презентацией (Приложение)
- текст-помощник;
- альбомы по окружающему миру;
- “Умнички”- накопительные фишки для оценки ответов ,
- проверка знаний (тест)
Место проведения: мультимедийный класс.
№ слайда | Ход урока | Приложение
Содержание слайда. |
||||||||
№1. | 1. Орг. момент.
- Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? |
Тема “Экосистема леса” Цели: 1.Познакомиться с экосистемой леса 2.Уметь составлять цепи питания 3.Учиться охранять и любить природу Картинка с изображением леса. |
||||||||
№2. | - Какие цели мы поставим на урок?
(Дети дают предполагаемые варианты, затем на
доске появляется вариант целей учителя. Идёт
сравнение и уточнение) На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать в альбомах . 2. План урока. 1) Для достижения поставленных целей я предлагаю вам вот такой план урока. Слайд “План урока” 3. Актуализация опорных знаний.(Устный опрос. За правильные ответы дети получают фишку “Умничка!” На прошлом уроке мы с вами изучали экосистему луга. Назовите составные части экосистемы луга. - Производители? -Потребители? -Разрушители? - Каковы особенности экосистемы луга? Является ли данная экосистема совершенной? |
План урока.
|
||||||||
4. ФИЗМИНУТКА.
Открытие новых знаний. У доски выступают уч-ся с докладами , после доклада задают 2-3 вопроса классу, остальные ученики ведут свои записи в альбоме по ходу урока. -Ребята, продолжаем работу в альбоме по составлению таблицы “Экосистема леса.” Ребята будут рассказывать новый материал, ваша задача слушать внимательно, заполнять таблицу и зарабатывать “Умнички” после каждого выступления. Таблица.
|
Магнитофон. Звучит запись “Голоса леса.” |
|||||||||
№3. | Производители леса. Ученик 1. В кроне дерева кипит работа. Ветви подставляют листья солнцу, пытаясь уловить каждый луч. Листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева. Ствол дерева состоит из прочной древесины и позволяет удерживать на себе ветки и листья. Древесина пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх. Кора дерева не только защищает ствол. Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. Поранив кору легко нарушить движение соков. Мощные корни не дают дереву упасть даже при мощном ветре. Они глубоко проникают в землю и добывают воду и минеральные вещества. |
Производители леса. Изображение дерева. Движение стрелок . |
||||||||
№4. | Вопросы классу: - Как дерево удерживает свои ветви и листья? - Закончи высказывания об “этажах леса”. (За правильный ответ даётся 1 “Умничка!”) Учитель вписывает слова на доске специальным фломастером. Потребители леса. - Ребята, перечислите животных леса. - Составьте в альбоме возможные цепи питания, пользуясь картинкой следующего слайда. Ученик2. Животних-потребителей в зкосистеме леса намного меньше, чем растений-производителей. Но роль их очень велика. Ведь без животных не сможет нормально идти круговорот веществ. |
Слайд “Этажи леса”
|
||||||||
№5. | Рассмотрим, например,
взаимоотношения де-ревьев и жуков-короедов.
Здоровому растению насекомые не страшны. Любые
повреждения коры тут же заливаются смолой, и
насеко-мые не могут проникнуть в тело
растения.Иное дело, когда дерево стареет.
Множество корое-дов нападает на старое растение.
Разрушая су-хостой, мешающий расти молодым
деревьям, жуки помогают разрушителям
перерабативать древесину. Маленькие потребители
- короеды ускоряют круговорот веществ в
зкосистеме. Вопросы классу: - Чего в экосистеме леса больше, производителей или потребителей? - Почему насекомые не могут проникнуть в тело растения? -Кому помогают жуки? Устная проверка составленных цепей питания в альбоме. (За правильный ответ даётся 1 “Умничка!”) |
|||||||||
№6. | Разрушители леса. По этому вопросу учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом учебника. - Прочитайте статью учебника на с.51 и заполните 3 столбец таблицы. |
|||||||||
№7. | “Умничка”-
дополнительный материал подготовленный
учащимися к уроку. - Земляника….. - Гусиный лук….. - Берёза….. - Венерин башмачок…… После каждого выступления классу задаются вопросы . (За правильный ответ даётся 1 “Умничка!”) |
Самостоятельная работа с
текстом учебника. Проверка по слайду “Разрушители леса.” Слайд “Умничка”
|
||||||||
№8. | Обобщение нового материала. - Что вы записали в таблицу “Экосистема леса.” (Устное прослушивание и обсуждение.) |
Слайд “Я и лес” | ||||||||
№9. | Зарядка для глаз. 6.Экологическая проблема. - Ребята, послушайте стихотворение про лес. - Как вы понимаете слова “мы с лесом свои”? - Что даёт лес? –Чем он является для всех? (Сначала идут устные ответы детей, затем на доске появляется слайд “Лес”) |
Лес
|
||||||||
№10. | - Как мы можем беречь лес? (Сначала идут устные ответы детей, затем на доске появляется слайд “Как я берегу лес” | |||||||||
№11. | 7. Проверка знаний. Работа в парах за компьютерами. Ответить на вопросы теста. Предварительно напомнить детям правила работы в парах. На столах уч-ся лежат листочки с табличками:
КАК РАБОТАТЬ В ПАРАХ. 1. Работать надо дружно. 2. Спокойно высказывать своё мнение. 3. Терпеливо выслушивать мысли товарища. 4. Вместе находить правильное решение. Слайд “Проверка знаний. |
Как я берегу лес
|
||||||||
№12. | 8. Итог урока. После работы с тестом дети приносят учителю таблички с количеством допущенных ошибок. Учитель ведёт подсчёт, и класс делает вывод по изученному материалу. Подсчитывается кол-во “Умничек”- выставляются оценки всем докладчикам и активным участникам урока. Проверка таблиц в альбомах и цепей питания по усмотрению учителя. 9. Домашнее задание. По усмотрению учителя. |
Слайд “Проверка знаний” Слайд “Спасибо за урок!” |