Цели:
- Обучающие:
- повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
- овладение технологией работы в группах.
- Развивающие:
- развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
- развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
- Воспитательные:
- формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
- воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).
Применяемые технологии:
- коммуникативно-диалоговые технологии;
- технология деловой игры;
- технология творческого развития;
- технология развития критического мышления;
- технология развития рефлексивного мышления.
ХОД УРОКА
I. Вступление (Слайд 1)
Учитель: То, о чём мы сегодня будем
говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим
родителям, ко мне, к нашим гостям.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас
общего? (Ответы детей.)
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас
объединяет то, что каждый из нас может про себя
сказать «Я – гражданин России». Мне кажется,
уместно будет начать классный час с
прослушивания Гимна России, т.к. это главная
песня страны, её символ.
Звучит гимн России.
Учитель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники и проходить политические события. Может быть, вы слышали о том, какие важные мероприятия скоро будут проходить в нашей стране? (Ответы детей.)
Учитель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время. (Слайд 2)
Примечание: Строчки слайда появляются последовательно.
Календарь знаменательных дат:
- 20 ноября – Всемирный день ребёнка.
- 26 ноября – День матери России.
- 2 декабря – День выборов в Государственную Думу.
- 10 декабря – День защиты прав человека.
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
II. Основная часть
Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова (с. 143) понятие «гражданин» объясняется так: (Слайд 3)
Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
Гражданин:
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению
данного государства, пользующееся его защитой и
наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к
нему.
Пояснение понятия.
– Каким словом можно заметить слово «лицо»,
чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди,
которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание
«наделённое правами и обязанностями»? (Иметь
права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
Пояснение понятия.
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания. (Слайд 4)
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:
- «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.
- «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. (Слайд 5)
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит
быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы
есть у вас на столе. Вокруг центрального понятия
расположены начала фраз – толкований.
Прочитайте. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для
справок.
- знать (права)
- выполнять (обязанности)
- любить (свою Родину)
- охранять (территорию)
- беречь (природу)
- гордиться (культурой, языком)
- приумножать (богатства)
Дети работают самостоятельно. Если нужна помощь – «зажигается красный сигнал».
Проверка: (Слайд 6)
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы) (Слайд 7)
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец отчество Отечество Отчизна |
род родной родители родня Родина |
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению. (Музыкальная заставка: голоса птиц. Слайды 8, 9, 10)
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)
Самостоятельная работа: Возьмите листы, где есть заготовка – рисунок флага. Постарайтесь вспомнить и раскрасить цветные полосы флага РОССИИ, соблюдая последовательность.
Проверка: (Слайд 11)
Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. На занятиях кружка «Пластическое интонирование» вы учитесь слушать и понимать классическую музыку. Давайте послушаем 1-ю часть II «Богатырской» симфонии русского композитора Александра Порфирьевича Бородина и покажем, чему научились.
– Какие картины вы рисуете в своём воображении, слушая это произведение? (Высказывания детей.)
Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? (Слайд 12)
Учитель: Все законы в нашей стране
принимает Федеральное собрание. Оно состоит из
двух палат: Государственной думы и Совета
Федераций. Первоначально закон принимается
депутатами Государственной Думы, затем
рассматривается Советом Федераций. Потом закон
поступает на подпись к Президенту. (Слайд 13)
С момента подписания закон становится
обязательным для всех.
Вот почему так важно, чтобы все граждане страны
приняли участие в выборах в Государственную Думу
2 декабря этого года. От того, как пройдёт
голосование зависит то, по каким законам мы будем
жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не
принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас
полностью зависит от решения взрослых. Но прийти
на избирательный пункт вместе с родителями вы
можете. (Слайд 14)
– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями? (Через 10 лет, 2017 г.)
III. Заключение
Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы. Раздать флажки-сигналы, листы с вопросами.
Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Итог:
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая
разговор на тему «Я – гражданин России».
Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим наш классный час песней о любимом городе Самара. (Слайды 15 – 20).
Песня «Самара».