Классный час "Я – гражданин России"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающие:
    • повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
    • овладение технологией работы в группах.
  • Развивающие:
    • развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
    • развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
  • Воспитательные:
    • формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
    • воспитание и развитие личностных компетенций.

Методы: беседа, обсуждение, словесное рисование, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Применяемые технологии:

  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технология деловой игры;
  • технология творческого развития;
  • технология развития критического мышления;
  • технология развития рефлексивного мышления.

ХОД УРОКА

I. Вступление (Слайд 1)

Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего? (Ответы детей.)
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ.

Звучит гимн России.

Учитель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники и проходить политические события. Может быть, вы слышали о том, какие важные мероприятия скоро будут проходить в нашей стране? (Ответы детей.)

Учитель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время. (Слайд 2)

Примечание: Строчки слайда появляются последовательно.

Календарь знаменательных дат:

  • 20 ноября – Всемирный день ребёнка.
  • 26 ноября – День матери России.
  • 2 декабря – День выборов в Государственную Думу.
  • 10 декабря – День защиты прав человека.
  • 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

II. Основная часть

Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова (с. 143) понятие «гражданин» объясняется так: (Слайд 3)

Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия.

– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.

Пояснение понятия.

Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания. (Слайд 4)

Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:

  • «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.
  • «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. (Слайд 5)

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы есть у вас на столе. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.

  • знать (права)
  • выполнять (обязанности)
  • любить (свою Родину)
  • охранять (территорию)
  • беречь (природу)
  • гордиться (культурой, языком)
  • приумножать (богатства)

Дети работают самостоятельно. Если нужна помощь – «зажигается красный сигнал».

Проверка: (Слайд 6)

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы) (Слайд 7)

– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?

отец
отчество
Отечество
Отчизна
род
родной
родители
родня
Родина

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению. (Музыкальная заставка: голоса птиц. Слайды 8, 9, 10)

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!

Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)

Самостоятельная работа: Возьмите листы, где есть заготовка – рисунок флага. Постарайтесь вспомнить и раскрасить цветные полосы флага РОССИИ, соблюдая последовательность.

Проверка: (Слайд 11)

Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)

Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.

– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. На занятиях кружка «Пластическое интонирование» вы учитесь слушать и понимать классическую музыку. Давайте послушаем 1-ю часть II «Богатырской» симфонии русского композитора Александра Порфирьевича Бородина и покажем, чему научились.

– Какие картины вы рисуете в своём воображении, слушая это произведение? (Высказывания детей.)

Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? (Слайд 12)

Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту. (Слайд 13)
С момента подписания закон становится обязательным для всех.
Вот почему так важно, чтобы все граждане страны приняли участие в выборах в Государственную Думу 2 декабря этого года. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете. (Слайд 14)

– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями? (Через 10 лет, 2017 г.)

III. Заключение

Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы. Раздать флажки-сигналы, листы с вопросами.

Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)

– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)

Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

Итог:

– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».

Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим наш классный час песней о любимом городе Самара. (Слайды 15 – 20).

Песня «Самара».

Приложение

Презентация