Горные породы и минералы

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. дать представление о горных породах и минералах, их свойствах и использовании людьми;
  2. научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;
  3. развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
  4. развивать логическое мышление, внимание и речь учащихся;
  5. воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов;
  • коллекция “Гранит и его части”; мультимедийная аппаратура.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На экране монитора появляется слайд № 1 с изображением гор.

Учитель:

- Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

- Из чего она состоит? (Из камней и почвы.)

- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.)

III. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

- Перед вами на экране слова, называющие различные вещества и тела. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

На экран подается слайд № 2 со словами:

каменная соль

корунд

стекло

бетон

каменный уголь

пластмасса

алмаз

известняк

кирпич

песок

кварц

графит

гранит

Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация).

- Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое горные породы.) (Побуждение к формулированию проблемы.)

- Какой вопрос у вас возникает? (Что такое горные породы?) (Учебная проблема как тема урока.)

- А что мы можем узнать про горные породы? На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.)

Учитель фиксирует на доске тему урока и план работы над ней:

  1. Определение.
  2. Название горных пород.
  3. Место нахождения в природе.
  4. Свойства.
  5. Состав.
  6. Использование.

IV. Поиск, открытие нового знания.

  1. Работа над п. 1-3 плана.

- Итак, тема урока и план работы определены. Рассмотрим п. 1. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: “горные породы” и “не горные породы”. Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?

На экране появляется схема (слайд № 3):

В ходе обсуждения версий учитель продолжает подводящий диалог:

- Попросим компьютер убрать слова “не горные породы” и оставить только “горные породы”. Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее? (Одни твердые, другие рыхлые. И те, и другие залегают в земле.) (При этом учитель демонстрирует образцы пород наглядно.)

- Какой вы можете сделать вывод? Что такое горные породы? (Это рыхлые и твердые вещества или тела природы, из которых сложена литосфера.)

В ходе обсуждения на экране появляется схема классификации горных пород (слайд № 4):

- Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? (Геологи, геология.)

- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы).

    1. Работа в группах.

Каждой группе учащихся предлагается выделить (подчеркнуть в перечне) свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь, соль, песок, глина) пот плану, используя слова для справок и образцы этих пород.

На экране появляются слайды № 4-9 с изображением горных пород и предметов, изготовленных из них.

Чтобы усложнить задачу, в список включается “лишние” слова, которые для описания свойств этих горных пород не подходят.

План

  1. Твердый, рыхлый.
  2. Цвет.
  3. Блеск.
  4. Другие признаки.

Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.

Далее выслушиваются отчеты каждой партии (группы) о свойствах горных пород. Учитель ведет беседу по их применению с опорой на слайды № 4-9.

Затем, для продолжения диалога, учитель загадывает детям загадку:

Красивый, крепкий и могучий,
Твердый, прочный, не сыпучий.
Известен людям он давно.
Узнаем мы его легко.
(Гранит)

  1. Работа с коллекцией “Гранит и его части”.

- Слово гранит не русское, а итальянское и переводятся как “зернистый”. Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым? Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют.) Черные – это слюда, белые, блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат.

На экране появляются слайд № 10:

- Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.

Схема № 10 в слайде усложняется добавлением слова минералы.

- Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество. На экране в слайде № 10 появляются слова алмаз и самородное золото:

Далее проводится беседа о свойствах и применении данных минералов с демонстрацией изделий из них. Учащимся предлагается рассмотреть предметы и познакомиться с названиями минералов. Например: спички – сера, карандаш – графит, наждачная бумага - корунд, присыпка – тальк.

После этого учитель возвращается к формулировке темы, записанной на доске:

- Итак, какова тема урока? (Горные породы.)

- А с каким еще понятием мы познакомились? (Минералы.)

- Дополните тему урока. (Горные породы и минералы.)

  1. Обобщение материала.

Систематизировать представления о горных породах, минералах и их свойствах позволяет схема (слайд № 10):