Доклад "На чем строится самоуправление" по теме "Классное руководство и внеклассная работа"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


image1.gif (37573 bytes)

image2.gif (33879 bytes)

На трех взаимосвязанных между собой понятиях- “ деятельности”, “самодеятельности” и “самоорганизации”.

Спросим себя: “ Почему так слабо проявляется самоуправление в школе и детской организации?”.

Ответ напрашивается хоть и суровый, но верный: потому, что ему, к сожалению, не в чем проявляться. Если нет в жизни ребят их суверенной деятельности, о каком самоуправлении можно вести речь? Управлять собой можно лишь в деятельности, собственной, близкой и понятной, принятой душой и сердцем.

А чем заняты наши ученики? Конечно, прежде всего, и больше всего – учебой. Но, вот беда, для большинства из них учение – принудительная деятельность, опирающаяся лишь порой на отрицательные эмоции. В ней отсутствуют познавательный элемент, связь с жизнью и трудом.

Немного хочется остановиться, и поговорить о нашей школьной детской организации “ Союз Наследников Татарстана”

Младшие звено у нас с 1 по 4 классы и на первом этапе классный руководитель должен формировать умения и навыки школьника, навыки поведения в коллективе. Кл. рук детей готовит стать следопытами, получать первые навыки коллективно деятельности в составе звена и группы, выполнять первые общественные поручения.

Воспитание следопытов младшего звена на этом этапе – это по существу обучение их: показ образцов поведения в школе, на уроках и на перемене. На втором этапе активно развивать опыт следопытов самоуправления при существенной помощи и поддержки наследников, возрастает сложность и объём выполняемых следопытами поручений. Непосредственное руководство учителя переходит всё чаще под руководство вожатых. Организаторами всей работы становятся вожатые.

На третьем этапе у следопытов значительно возрастает опыт общественного поведения в жизненных различных ситуациях, формируются навыки коллективного мышления и решения, самостоятельного управления своей жизнью и делами при относительно небольшой помощи наследников: дети готовятся к вступлению в организацию наследников.

Среднее звено с5по 7 класс перед классным руководителем возникает много сложных вопросов и в частности: как добиться организационного оформления, а затем и становления коллектива наследников. “Что такое наследники?. Это зародыш будущего. Мы хотим, чтобы в этих организациях воспитывались люди будущего, сильные выдержанные, внутренне дисциплинированные, и воспитать эту внутреннюю дисциплину – одна из самых важных задач”. Для того чтобы этого достичь, классный руководитель и вожатый должны добиваться, чтобы их звено стало центром коллективной жизни, чтобы все наследники научились жить и работать в звене. Задачей классного руководителя является формирование у наследников сознательного отношения к учению, стремления к знаниям, к постоянному расширению кругозора, помощи товарищам в учёбе.

Старший школьный возраст – это возраст осознания учащимися себя как личности. Наблюдая себя как бы со стороны, анализирую свои мысли, поступки, переживания, сопоставляя свои выводы с оценками окружающих, молодой человек пытается найти ответ на чрезвычайно важный для него вопрос: “Какой Я?”. При этом он сопоставляет себя с тем нравственным образцом, идеалом, который активно формируется в его сознании. Эта напряжённая внутренняя работа молодого человека над собой вызвана потребностью в самоуважении. А самоуважение в решающей степени определяется отношением окружающих. Именно у старшеклассников открываются огромные возможности приобщения к труду и воспитания в труде , и это основа самоопределения. Помощь в самоопределении, разумеется, выходит за рамки лишь одной профориентации и остро ставит перед каждым педагогом проблему формирования активной жизненной позиции старшего школьника.

Приложение.