Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цели:
- Закрепить навык правильного написания безударных окончаний глаголов.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, речь учащихся.
- Воспитывать интерес к родному языку средствами устного народного творчества, интерес к знаниям, умение работать в коллективе.
Оборудование: Карточки со словарными словами, карточки для индивидуальной работы, памятки.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Всё ль у нас в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
2. Чистописание
Доска: ешь ет ем
– Продолжите ряд. (ете ут ют)
– На что указывают эти окончания? (На глаголы 1
спряжения.)
– А какие окончания будут у глаголов 2 спряжения? (ишь
ит им ите ат ят)
– Запишите в тетради. Как называются эти
окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
– Когда в написании окончаний глаголов можно
ошибиться? (Когда они безударные.)
– Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем
уроке? (О правописании безударных личных
окончаниях глаголов.)
– Какое интересное слово лицо. А у кого и у чего
может быть лицо?
- Лицо – часть головы.
- Лицо – персона (человек).
- Лицо ткани.
- Лицо здания – фасад здания.
Доска: Не ударить в грязь лицом.
– Как понимаете значение фразеологизма? (Сделать
всё наилучшим образом.)
– Применим это выражение к сегодняшнему уроку.
– Обозначьте орфограммы. (1 ученик у доски)
3. Словарно-орфографическая работа
– Отгадайте.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.(Мороз.)
– Мороз часто является героем наших русских сказок. Вспомним и мы сегодня одну из них – «Морозко». Уронила Рукодельница ведро в колодец. Надо достать ей ведерко. Много испытаний надо ей выдержать. Поможем ей ребята? (Из колодца достаются словарные слова с пропущенными буквами.)
Доска: .бед, ч.рный, б.седа, св. бода, п.беда.
– Какую букву вставим? (Слова
переворачиваются, с обратной стороны слово
написано полностью.)
– Образуйте от данных слов однокоренные глаголы
в неопределенной форме.
(Выставляются карточки.)
Доска: обедать, чернеть, беседовать, освободить, победить.
– Как неопределенная форма поможет нам
написать безударные личные окончания глаголов? (Правило.)
– Запишите глаголы в два столбика по
спряжениям. (Проверка проводится по карточкам
обратной связи.)
– Это задание мы выполнили хорошо.
4. Повторение написания личных окончаний глаголов
– Спустилась Машенька в колодец. А внутри чудо
чудное. Мир как на верху.
– О каком представлении наших предков говорит
этот фрагмент? (Верили в два мира.)
– А перед ней:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь.)
– К какой части речи относится это слово?
– Печка приготовила следующее испытание.
Фронтальная работа.
– Прочитайте пословицы. Закончите их добавляя антонимы. Объясните правописание окончаний. Обозначьте спряжение, выделите окончание.
Карточки:
Ласточка день начина.т, а соловей …………………….
Смелый наступа.т, а трус ……………………
Мир стро.т , а война ………………….
Дождик вымоч.т, а солнце ………………
– Какие глаголы из пословиц подходят к данным схемам?
(На карточках вывешиваются схемы слов.)
Индивидуальная работа. (1 ученик у доски)
Карточки: Выпишите глаголы в тетрадь в столбики по спряжениям. Выделите окончания.
Кто поздно се.т, тот редко ве.т. Глухому песен не пой – не услыш.т. Скромность украша.т человека. Правда и реку останов.т. Дальше носа не вид.т.
– Какие глаголы исключения встретились?
– Какие глаголы исключения знаем? (Рифмовка.)
5. Физминутка
– А сейчас наберёмся новых сил.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
6. Самостоятельная работа
– Справились вы с этим заданием. А теперь новое испытание приготовила яблоня.
Самостоятельная работа по учебнику с. 103 упр.161.
Вариант 1: 1–5 предложение;
Вариант 2: 6–10 предложение.
– Выпишите глаголы в которых пропущены буквы по спряжениям. Выделите окончания.
Фронтальная проверка.
Вариант 1 шныряет |
Вариант 2 обшивает |
– В каком лице стояли глаголы? Какие окончания выделили?
Для детей, выполнивших задание раньше других, – карточки.
Определи спряжение, время, число, лицо (род) глаголов.
пляш.т ( )
дарила ( )
уход.шь ( )
увид.м ( )
7. Работа над развитием речи
– Дошла Рукодельница до снежных владений Морозко. Поразила ее суровая красота зимы
Просмотр видеофрагмента.
– Встретил Рукодельницу Морозко и дал ей следующее задание. Необходимо составить предложения из рассыпанных слов.
Творческая работа.
– Восстановите текст.
- красиво, зимой, как, лесу, в
- зима, деревья, белые, наряжает, в, шубы, и , шали, кружевные
- наряды, праздничные, светом, пронизаны
- ярко, солнце, сверкает, пелене, на, разноцветной, снега
– Устно восстанавливаем предложения. Один ученик выразительно читает получившийся текст.
Разбор предложения.
Ярко сверкает солнце на разноцветной пелене снега.
8. Итог урока
Тест.
1. Что называется спряжением?
а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.
2. Сколько спряжений у глагола?
а) одно
б) два
в) три
3. Зачем надо знать спряжение глагола?
Чтобы __________________________________
– Справились вы со всеми заданиями. Вернул Морозко ведро, да наполнил его в награду монетами. (Отмечаем лучших детей.)
9. Домашнее задание.
Упр. 165 стр. 105;
– Проспрягайте глаголы в настоящем времени.
Список литературы:
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – С-Пб, «СМИО Пресс», 1998.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1998.
- Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Глагол. – М.: «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2001.