Цели урока:
- формирование вычислительных навыков и умений;
- отработка умений анализировать, обобщать, использовать умения в нестандартной обстановке;
- воспитание у учащихся стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- самооценка своих знаний.
Учитель. Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Урок математики посвящается.
Учитель. Ребята, наш урок необычный. Его тема “Новогодний серпантин”. Что такое серпантин?
Серпантин – это извилистая дорога в горах. (по определению в Толковом словаре).
Почему серпантин? Его можно сравнить с учебой в школе: чем выше, тем извилистей и труднее путь в приобретении знаний.
Почему новогодний? Потому, что скоро Новый Год.
На уроке можно:
- ошибаться;
- сомневаться;
- консультироваться;
- быть первым, кто увидит ход решения.
Условия успешной работы на уроке:
- быть внимательным, самостоятельным, сообразительным;
- не оставлять вопрос без ответа;
- на выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия;
- не подглядывать, не подслушивать, не “проникать” в мысли соседа.
Учитель.
- Что такое Новый год?
- Без чего не может быть Нового года?
Так как наш урок необычный, то я приглашаю вас совершить прогулку в Сказочный зимний лес и прямо в лесу украсить елку.
По пути мы будем запасаться игрушками.
Выполнил задание – получи игрушку.
Не решил, допустил ошибку – остался без игрушки.
Давайте проверим, готовы ли мы к испытаниям.
Устная работа.
- Что такое дробь?
- Какого вида бывают дроби?
- Может ли правильная дробь быть больше, чем 1?
- Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1?
- Что называют сокращением дроби?
- Сколько минут в трети часа? в четверти часа?
- Сколько секунд в двадцатой доле минуты?
- Сколько минут в пятой доле четверти часа?
- Какое сегодня число?
- Сколько дней осталось до конца года? Какая часть месяца осталась до конца 2007 года?
- Какая часть года уже осталась в истории?
- Представьте число 19 в виде дроби со знаменателем 3.
- Назовите число, обратное
Учитель. Я уверенно могу сказать, что вы готовы к длинному пути. Никто не отстанет. Отправляемся в путь.
Снежинки спускаются с неба
Все ниже, все тише…
Сугробы пушистого снега
Все выше и выше…
Работа с учебником.
Выполняем упражнение № 695 а,г. Выбираем рациональный способ.
Учитель. Молодцы. Идем дальше. А здесь берлога медведя. Надо пройти тихо, тихо, чтобы его не потревожить.
Задание. Выполнить действия:
а);
б)
Разбор различных способов решения, свойств сложения и вычитания.
Учитель. Мы добрались до елки! Какая красавица! Срубать мы ее не будем, украсим прямо здесь.
А какая же ёлка без Деда Мороза?
Поможем ему решить задачу.
Дед Мороз распланировал свое время на сутки.
- читать письма и телеграммы;
- собирать подарки для детей;
- обход лесных владений;
- прием пищи;
8 часов – сон. Найдется ли у Деда Мороза время придти к нам на елку?
Рассматриваем разные способы решения задачи
Учитель. Все в порядке. Елка нарядная. Дед Мороз спешит на наш праздник. Мы можем быть спокойны.
Музыка. Звучит песня “Что такое Новый год?”
Дети украшают елку
Учитель. В память о нашем удивительном путешествии елочки-задания. На них две задачи: одна – занимательная, другая – старинная.
Подведение итогов.
Поздравления гостей и детей.
Текст домашних задач:
- Сначала отпили чашки черного кофе и долили её молоком. Потом выпили чашки и снова долили ее молоком. Потом выпили ещё полчашки и опять долили ее молоком. Наконец выпили полную чашку. Чего выпили больше: кофе или молока?
- Задача Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739 гг) – автора знаменитого учебника “Арифметика” (1703 год).
Спросил некто учителя: “Сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать тебе в ученики своего сына?”
Учитель ответил: “Если придет ещё учеников столько же, сколько имею, и полстолька, и четвертая часть, и твой сын, то тогда будет у меня 100 учеников”.
Сколько учеников было у учителя?