Цели:
- подведение итогов работы учащихся над курсовыми проектами; приобщение к основам русской народной культуры;
- развитие творческих способностей;
- эстетическое воспитание.
Оформление класса: Класс оформлен предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными учащимися и местными мастерицами. На учительском столе стоит Зелёный сундук, наполненный “сокровищами” – предметами декоративно-прикладного искусства. При открытии его будет звучать мелодия “Коробейники”.
Защита курсовых проектов проводится перед комиссией экспертов и всем классом. На урок должны быть подготовлены бланки протоколов для жюри и поощрительные призы:
1 место – “Рукодельница” – корона, прихватка “Сердце”.
2 место – “Искусница” – корона, прихватка “Сердце”.
3 место – “Умелица” – корона, прихватка “Сердце”.
“За сложность” – прихватка “Бабочка”
“За оригинальность” – прихватка “Цветок”
“За неповторимость” – прихватка “Облачко”
“За лучшую рекламу” – прихватка “Нарцисс”
Наглядные пособия:
Декоративные изделия, альбом “Национальный костюм народов СССР”, вата, сантиметровая лента, ткацкий станок, карточки со схемой вышивки в технике “изонить”.
Домашнее задание учащимся:
- Завершить выполнение курсового проекта – изделия, проверить качество, оформить, если это необходимо.
- Завершить выполнение пояснительной записки (на формате А4).
- Вспомнить наибольшее количество названий ремёсел.
- Подготовить речь защиты курсового проекта, в котором излагаются:
а) цели и задачи проекта (обоснование проекта – коротко!);
б) что нового, интересного придумано самой ученицей, а не взято из литературы или рекомендаций учителя;
в) вывод: плюсы и минусы курсового проекта;
г) реклама.
План урока:
- Вводная часть – 5 мин.
- Конкурс “Названия народных ремёсел” – 5 мин.
- Защита курсовых проектов – на каждую девочку 3-5 мин – 50 мин.
- Викторина – 5 мин.
- Конкурс “Пряха, ткаха, вышивальщица” – 10 мин.
- Подведение итогов, награждение – 5 мин.
Примечание: время, отведённое на пункт №3, будет зависеть от количества детей на уроке. Возможно, кто-то придёт не готов к уроку или будет отсутствовать. Если выступающих учениц будет меньше, чем запланировано, то я увеличу время на викторину и практическую работу.
Ход урока
1. Учитель: Здравствуйте дорогие девочки, уважаемые гости!
Мы долго трудились, пришло время показать результаты своего труда.
Сегодня мы назовём лучшие работы, отметим самые сложные, самые оригинальные и неповторимые изделия, проверим вашу коммерческую жилку.
Узнаем, знаете ли вы ремёсла, а также основы русской народной культуры.
В конце урока проведём небольшую практическую работу. Итак:
Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нём!
Мы сейчас её прочтём.
Учитель разворачивает, лежащую на сундуке “грамотку” и читает:
Здесь, дружок таится клад
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!
2. Учитель: Давайте, подумаем, что за сокровища в нём лежат? Сундук-то старинный… Может, мы в нём найдём старинные крестьянские вещи, кружева белоснежные или яркие домотканые половички? Дети пытаются отгадать, что в сундуке может находиться.
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Учитель достаёт изделие народных ремёсел: Ах, так что же это?!! Девочки, кто знает, к какому виду рукоделия относится это изделие?
Учителем достаются поочерёдно изделия декоративно-прикладного творчества. Дети называют вид рукоделия:
- Вышивка крестом,
- Вышивка гладью,
- Мережки,
- Гобелен,
- Аппликация на ткани,
- Лоскутная техника,
- Вязание крючком,
- Вязание на спицах,
- Макраме,
- Бисероплетение,
- Оригами,
- Флористика…
Учитель: Народные умельцы творят своими руками чудеса! Правда? Наверное, здесь ещё много лежит сокровищ народного творчества.
3. Учитель достаёт из сундука ещё одну грамоту, читает:
У ваших девочек руки не простые.
У ваших девочек руки золотые.
Пришли к вам со всяким рукоделием,
Удивить своим изделием.
И правда! Да наш-то сундук всё ещё полон сокровищ! Учитель достаёт из сундука первую творческую работу. Кто же выполнил такое чудо? К доске выходит первая ученица. Защита курсовых проектов происходит по тому порядку, как были сложены изделия в сундуке.
Уважаемое жюри просим быть судьями строгими, но справедливыми!
Результаты защиты курсовых проектов подсчитываются после того, как будут выслушаны все выступающие, сообщаются после обсуждения.
4. А пока жюри подводят итоги – ВИКТОРИНА:
- Всех на свете обшивает,
Что шьёт – не надевает (игла). - Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы). - Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).
- Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
- Конь стальной, хвост льняной (игла.)
- Мягок, бел, весь мир одел (лен).
- Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).
- Что должен был подарить жених невесте в день свадьбы? (прялку).
- Главный инструмент в ручном прядении (веретено).
- Наиболее распространённая на Руси ткань, которую иностранцы называли “русским шёлком” (лён).
*Расскажите, какую работу должна была проделать крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам льняные порты и рубахи (Вымочить, растрепать и расчесать лён, из кудели спрясть нить, выткать полотно, отбелить его, раскроить и сшить одежду).
- У кого и почему было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? (У ткачихи-пряхи).
- Как в старину русские люди оберегали своё жилище от “нечистой силы”?
- Расскажите, как в древности русский человек оберегал себя от “сглаза”.
Все, что мы называем теперь “украшениями”, в древности имело магический смысл, украшалось и надевалось только в качестве “оберега” – от слова “беречь”, оберегать”.
- У кого была нарядней праздничная одежда, у молодых девушек или замужних женщин? Почему? (у молодых девушек; привлечь внимание женихов; от сглаза)
- Что с собой забирала невеста, переезжая из родительского дома в дом жениха?
(Приданное).
Учитель демонстрирует альбом “Национальный костюм народов СССР”,в котором очень наглядно показаны старинная утварь, традиционные костюмы разных губерний России.
5. Учитель: Вы знаете, насколько было важно уметь молодой девушке прясть, ткать и вышивать, иначе замуж не взяли бы. Теперь мы узнаем, какие вы ПРЯХИ, ТКАХИ и ВЫШИВАЛЬЩИЦЫ!
Конкурс №1 “Прядение”: Кто спрядёт длиннее нитку из ваты.
Оборудование: вата, сантиметровая лента.
Конкурс №2 “Ткачество”: Кто соткёт красивее 4 ряда ткани.
Оборудование: ткацкий станок.
Конкурс №3 “Вышивка в технике “изонить”: Кто быстрее закончит мотив?
Оборудование: картон со схемой, нить “Ирис”, цыганская игла.
6. Подведение итогов, награждение.
Жюри озвучивают результаты. Награждение по всем номинациям. Ученицам, получившим 1, 2 и 3 места, вручаются приглашения на конкурс “Рукодельница” среди 5-8 классов, который состоится примерно через неделю в актовом зале школы.
Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок.
Вторая оценка – за участие в викторине и конкурсной программе.