Задачи:
Образовательные: закрепить на практике знание признаков химических реакций; продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип.
Развивающие: продолжать формировать умения - наблюдать, описывать химические реакции, делать выводы, обращаться с лабораторным оборудованием.
Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в парах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках-практикумах.
Здоровьесберегающие: мотивировать учащихся на ЗОЖ, соблюдая правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Ход урока
- Оргмомент.Приветствие. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку: наличие учебников, ручек, карандашей, линеек.
- Основная часть.
- ознакомиться с лабораторным способом получения водорода.
- совершенствоваться в умении собирать простейшие приборы и работать с ними.
- научиться соблюдать правила техники безопасности при работе с легким горючим газом.
- научиться собирать газ с относительной плотностью меньше плотности воздуха и проводить опыты с этим газом.
- убедиться опытным путем, что водород является восстановителем.
- составить отчет о проделанной практической работе.
- Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
- При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий, когда закрепляете посуду в штативе, когда вставляете пробку в пробирку или колбу; держите их у ранта (у горлышка).
- При работе с растворами кислот проявите осторожность. Если кислота попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
- При работе с открытым огнем не передавайте зажженную спичку, спиртовку или горелку на другую парту. Гасите горелку только колпачком.
- После окончания работы, вымойте за собой посуду, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.
- Заключительная часть.
2.1. Учитель объявляет тему урока и ставит задачи.
Ребята, вы научились получать и собирать газ тяжелее воздуха – кислород. На этом занятии вам предстоит работать с газом который легче воздуха. Приборы для его получения имеют свои особенности, обусловленные свойствами этого газа. Поэтому задачи у нас с вами следующие:
2.2 Учитель предлагает обучающимся открыть тетради для практических работ, записать дату, название практической работы и кратко сформулировать цель работы. После обсуждения обучающиеся записывают в тетрадях цель работы и необходимые для практической работы реактивы и оборудование.
Практическая работа №4.
“Получение водорода и опыты с ним”
Цель работы: научиться получать водород в лаборатории и изучить его свойства.
Реактивы и оборудование: соляная кислота, цинк, вода, оксид меди, пробирки, прибор для получения газов, спички, горелка.
Ход работы:
Название опыта |
Наблюдения |
Вывод. Уравнения реакций |
1. Получение водорода. | ||
2. Сбор водорода. | ||
3. Проверка водорода на чистоту. | ||
4. Изучение физических свойств. | ||
5. Изучение химических свойств. |
2.3 Учитель объявляет дежурного инспектора по технике безопасности для ознакомления с правилами техники безопасности на практическом занятии. После проведения инструктажа, обучающиеся расписываются в тетради по ТБ.
Инструкция по технике безопасности
при проведении практической работы
“Получение водорода и опыты с ним”
2.4 Дежурные разносят лотки с реактивами и оборудованием по столам, обучающиеся готовятся к выполнению работы. Учитель проверяет готовность детей к работе. Карты - инструкции находятся на рабочих местах обучающихся. Дети прочитали описание1-го опыта, учитель показал, дети повторили действия самостоятельно. После описания 5 А опыта, учитель демонстрационно показывает 5 Б.
Ребята, следующий опыт сложен в исполнении, поэтому я его проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте, отмечайте все признаки химической реакции, чтобы его описать и составить уравнение реакции.
2.6 Обучающиеся заканчивают записи в тетрадях, относят лотки и тетради на демонстрационный стол учителя, прибирают рабочее место,
2.7 Если позволяет время, то учитель предлагает детям посмотреть видеофрагмент, характеризующий свойства водорода.
2.8 После просмотра школьники в дневниках записывают домашнее задание.
Учитель подводит итоги урока, благодарит за работу, прощается.
Карта – инструкция
Практическая работа №4
“Получение водорода и его свойства”
1. Получение водорода реакцией замещения между цинком и соляной кислотой.
- В прибор для получения газов опустите 2-3 гранулы цинка.
- Налейте соляной кислоты (столько, чтобы кислота лишь покрывала цинк).
- Пронаблюдайте за происходящим в пробирке.
- Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции получения водорода, определите его тип.
2. Сбор водорода.
- Соберите водород, способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в пробирку, расположенную дном вверх.
- Запишите название опыта, ваши наблюдения, если вы их наблюдаете и сделайте соответствующий вывод.
3. Проверка водорода на чистоту.
Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п - пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
4. Изучение физических свойств водорода.
- Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
- Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
5. Изучение химических свойств водорода.
А) Горение чистого водорода.
- Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.
- Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.
Б) Восстановление водородом оксида меди.
- В сухую пробирку поместите 0.5см3 оксида меди (II).
- Зажмите ее в пробиркодержатель или в лапку штатива.
- Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с оксидом меди(II) так, чтобы он был над веществом.
- Нагревайте пробирку с оксидом меди, в том месте, где находится вещество. Что вы наблюдаете на стенках пробирки и на поверхности кристаллов оксида меди?
- После появления на поверхности кристаллов оксида меди красного налета нагревание прекратите. Дайте пробирке остыть.
- Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции и укажите ее тип.
Обучающиеся закрывают таблицу и делают общий вывод, используя клише.
Вывод: ……… в лаборатории получают реакцией …………. между………. и………. Его собирают способом……...… …….., в пробирку дном ……., так как он …………. воздуха. Проверяют …….. на чистоту по звуку сгорания. Водород….., ….., …., …, …. . Водород………. на воздухе, образуя ……. . Водород обладает ……. свойствами, так как ……... медь из оксида меди.
Список использованной литературы
- Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2004. – 224 с. : ил.
- Зуева, М. В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. – М. : Дрофа, 1999. – 128 с. : ил.
- Маршанова, Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций / Г. Л. Маршанова. – М. :АРКТИ, 2003. – 80 с.
- Назарова, Т. С. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8-11 классы / Т. С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 95 с. : ил.