Урок — практическая работа "Получение водорода и его свойства"

Разделы: Химия


Задачи:

Образовательные: закрепить на практике знание признаков химических реакций; продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип.

Развивающие: продолжать формировать умения - наблюдать, описывать химические реакции, делать выводы, обращаться с лабораторным оборудованием.

Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в парах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках-практикумах.

Здоровьесберегающие: мотивировать учащихся на ЗОЖ, соблюдая правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Ход урока

  1. Оргмомент.Приветствие. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку: наличие учебников, ручек, карандашей, линеек.
  2. Основная часть.
  3. 2.1. Учитель объявляет тему урока и ставит задачи.

    Ребята, вы научились получать и собирать газ тяжелее воздуха – кислород. На этом занятии вам предстоит работать с газом который легче воздуха. Приборы для его получения имеют свои особенности, обусловленные свойствами этого газа. Поэтому задачи у нас с вами следующие:

    • ознакомиться с лабораторным способом получения водорода.
    • совершенствоваться в умении собирать простейшие приборы и работать с ними.
    • научиться соблюдать правила техники безопасности при работе с легким горючим газом.
    • научиться собирать газ с относительной плотностью меньше плотности воздуха и проводить опыты с этим газом.
    • убедиться опытным путем, что водород является восстановителем.
    • составить отчет о проделанной практической работе.

    2.2 Учитель предлагает обучающимся открыть тетради для практических работ, записать дату, название практической работы и кратко сформулировать цель работы. После обсуждения обучающиеся записывают в тетрадях цель работы и необходимые для практической работы реактивы и оборудование.

    Практическая работа №4.

    “Получение водорода и опыты с ним”

    Цель работы: научиться получать водород в лаборатории и изучить его свойства.

    Реактивы и оборудование: соляная кислота, цинк, вода, оксид меди, пробирки, прибор для получения газов, спички, горелка.

    Ход работы:

    Название опыта

    Наблюдения

    Вывод. Уравнения реакций

    1. Получение водорода.    
    2. Сбор водорода.    
    3. Проверка водорода на чистоту.    
    4. Изучение физических свойств.    
    5. Изучение химических свойств.    

    2.3 Учитель объявляет дежурного инспектора по технике безопасности для ознакомления с правилами техники безопасности на практическом занятии. После проведения инструктажа, обучающиеся расписываются в тетради по ТБ.

    Инструкция по технике безопасности

    при проведении практической работы

    “Получение водорода и опыты с ним”

    • Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
    • При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий, когда закрепляете посуду в штативе, когда вставляете пробку в пробирку или колбу; держите их у ранта (у горлышка).
    • При работе с растворами кислот проявите осторожность. Если кислота попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
    • При работе с открытым огнем не передавайте зажженную спичку, спиртовку или горелку на другую парту. Гасите горелку только колпачком.
    • После окончания работы, вымойте за собой посуду, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.

    2.4 Дежурные разносят лотки с реактивами и оборудованием по столам, обучающиеся готовятся к выполнению работы. Учитель проверяет готовность детей к работе. Карты - инструкции находятся на рабочих местах обучающихся. Дети прочитали описание1-го опыта, учитель показал, дети повторили действия самостоятельно. После описания 5 А опыта, учитель демонстрационно показывает 5 Б.

    Ребята, следующий опыт сложен в исполнении, поэтому я его проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте, отмечайте все признаки химической реакции, чтобы его описать и составить уравнение реакции.

    2.6 Обучающиеся заканчивают записи в тетрадях, относят лотки и тетради на демонстрационный стол учителя, прибирают рабочее место,

    2.7 Если позволяет время, то учитель предлагает детям посмотреть видеофрагмент, характеризующий свойства водорода.

    2.8 После просмотра школьники в дневниках записывают домашнее задание.

  4. Заключительная часть.

Учитель подводит итоги урока, благодарит за работу, прощается.

Карта – инструкция

Практическая работа №4

“Получение водорода и его свойства”

1. Получение водорода реакцией замещения между цинком и соляной кислотой.

  • В прибор для получения газов опустите 2-3 гранулы цинка.
  • Налейте соляной кислоты (столько, чтобы кислота лишь покрывала цинк).
  • Пронаблюдайте за происходящим в пробирке.
  • Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции получения водорода, определите его тип.

2. Сбор водорода.

  • Соберите водород, способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в пробирку, расположенную дном вверх.
  • Запишите название опыта, ваши наблюдения, если вы их наблюдаете и сделайте соответствующий вывод.

3. Проверка водорода на чистоту.

Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если при этом раздается резкий “лающий” звук, с газом (водородом) работать нельзя, так как он содержит примесь воздуха. Необходимо некоторое время подождать, пока из пробирки будет вытеснен весь воздух. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п - пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.

4. Изучение физических свойств водорода.

  • Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
  • Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.

5. Изучение химических свойств водорода.

А) Горение чистого водорода.

  • Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.
  • Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.

Б) Восстановление водородом оксида меди.

  • В сухую пробирку поместите 0.5см3 оксида меди (II).
  • Зажмите ее в пробиркодержатель или в лапку штатива.
  • Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с оксидом меди(II) так, чтобы он был над веществом.
  • Нагревайте пробирку с оксидом меди, в том месте, где находится вещество. Что вы наблюдаете на стенках пробирки и на поверхности кристаллов оксида меди?
  • После появления на поверхности кристаллов оксида меди красного налета нагревание прекратите. Дайте пробирке остыть.
  • Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции и укажите ее тип.
  •  

    Обучающиеся закрывают таблицу и делают общий вывод, используя клише.

Вывод: ……… в лаборатории получают реакцией …………. между………. и………. Его собирают способом……...… …….., в пробирку дном ……., так как он …………. воздуха. Проверяют …….. на чистоту по звуку сгорания. Водород….., ….., …., …, …. . Водород………. на воздухе, образуя ……. . Водород обладает ……. свойствами, так как ……... медь из оксида меди.

Список использованной литературы

  1. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – М. : Дрофа, 2004. – 224 с. : ил.
  2. Зуева, М. В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. – М. : Дрофа, 1999. – 128 с. : ил.
  3. Маршанова, Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций / Г. Л. Маршанова. – М. :АРКТИ, 2003. – 80 с.
  4. Назарова, Т. С. Карты-инструкции для практических занятий по химии. 8-11 классы / Т. С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 95 с. : ил.