Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь,
Помни: все в твоих руках.
( Юстас Палецкис)
Первый ведущий. Итак, настал торжественный момент.Мы начинаем наш праздник, который назвали:“ Час занимательной математики”.Сейчас вы получите несколько поэтических наставлений.“Зачем?” - подумают одни.“Ну вот ещё, неинтересно”, - подумают другие.Нет, вы не правы. Это очень интересно и полезно.
Второй ведущий. Ведь не секрет для вас, что некоторые, столкнувшись с трудной задачей, начинают злиться, топать ногами, махать руками, рассержено и возмущенно ворчать: “Не получается, дурацкая задача, не буду её делать !” - и не делают. И невдомёк им, что поступают они неправильно, как трусливые, безвольные люди. Чтобы вы знали, как вести себя в трудные минуты, мы подготовили для вас несколько полезных советов.
Совет №1.
Научись встречать беду не плача:
Горький миг - не зрелище для всех.
Знай: душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре.
Предначертан путь нелегкий твой
Синусойдой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.
(отрывок из стихотворения Евгения Долматовского).
Совет №2.
Умный трудится не уставая,
Ничего не делает глупец.
Что сказать о сущности лентяя?
Я скажу: лентяй – живой мертвец.
(К. Мечиев – основоположник балкарской поэзии).
Совет №3.
Юнец ты или аксакал,
Одно я знаю: ты пропал,
Коль суетность и торопливость
Себе в товарищи избрал.
(балкарский поэт С. Макитов)
Совет №4. “Задача” (Дмитрий Кедрин)
Мальчик жаловался, горько плача:
В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить её не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
Не печалься! - мама отвечала –
Отдохни и все начни сначала! -
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольётся, -
Всё равно решать её придётся.
Если скажет он, что силы нету, -
Но ведь жизнь потребует ответа!
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.
Первый ведущий.
Вот видите, какие хорошие, интересные, полезные советы мы с вами получили. Спасибо всем, кто их подготовил.Ну а сейчас переходим к самому интересному, к соревнованию между командами:мы назвали его “Турнир смекалистых”. (Все участники разбиты на несколько команд).
I этап. Разминка (очень простые вопросы и
задачи, почти шутки)
Вот забавная таблица,
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись, довольно просто
До конца распутать нить,
И лицо - где знак вопроса, -
Поразмыслив, начертить!
( Пока идёт работа – в зале звучит лёгкая музыка )
( По окончании времени листочки с заданиями сдаются жюри)
5. ( У каждой команды такая таблица) ( 4 мин ) ( 5б)
(10 | + | ) | : | = | 5 | |
: | · | · | · | |||
+ | 14 | - | = | |||
- | : | - | - | |||
- | + | 21 | = | 18 | ||
= | = | = | = | |||
1 | + | 10 | + | = | 17 |
В пустые клетки впишите цифры, чтобы все восемь примеров были решены.
6. ( У каждой команды такая таблица) ( 3 мин ) ( 5б)
Четырьмя прямыми линиями разделите прямоугольник на десять частей так, чтобы в каждой было по одному кружку. (Разминка окончена. Жюри подводит итоги.)
Второй ведущий.
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все – таки верьте сказке,
Сказка всегда права. ( Э. Асадов)
Пока жюри подводит итоги, послушайте сообщение – сказку, подготовленную для нас Закурдаевым Сашей.
Жюри озвучивает итоги I тура.
II этап.
Второй ведущий. Начинаем II этап наших соревнований.
“ Трудность задач повышаем, решенья найти приглашаем”
1. ( У каждой команды такая таблица) ( 8 мин ) ( 10 б)
(5 | · | + | 4 | - | 6) | : | 2 | + | 1 | = | ||
· | · | + | : | · | + | + | ||||||
+ | (6 | · | ) | + | ( | · | 4) | - | = | 32 | ||
: | - | - | · | · | + | + | ||||||
2 | · | 8 | + | ( | · | 10) | + | + | 4 | = | 55 | |
= | = | = | = | = | = | = | ||||||
10 | + | + | + | 20 | + | 40 | + | 13 | = | 92 |
В каждую пустую клетку надо вписать однозначное число. При этом результаты указанных действий вдоль всех горизонтальных и вертикальных дорожек должны быть верными.
2.( 5 мин ) ( 10 б )
Весёлый клоун Нибумбум
Сегодня мрачен и угрюм.
Что огорчает Нибумбума?
Пример решал он восемь раз,
И каждый раз другая сумма!
Печальный случай! ( А у вас? )
(одинаковые буквы – одинаковые цифры)
3.( 4мин ) ( 5 б )
Восстановите недостающие числа в примерах ( сумма дробей в примере “в” - правильная дробь ) : а) б) в) г)
Первый ведущий. Жюри подводит итоги первых трёх заданий II тура, и пока они этим занимаются, мы слушаем сообщение.(Закурдаев Саша)
Итак, итоги:
Первый ведущий.
Не всегда уравнения
Разрешают сомнения,
Но итогом сомнения
Может быть озарение!
( В этом четверостишье содержится подсказка к решению следующих задач).
4. ( У каждой команды такая задача) ( 7 мин ) ( 10 б)
Лев старше дикобраза
В два с половиной раза.
По сведеньям удода
Тому назад три года
В семь раз лев старше был,
Чем дикобраз.
Учтите всё и взвесьте:
Сколько же им вместе? –
Позвольте мне спросить у вас.
5. ( У каждой команды такая задача) ( 7 мин ) ( 10 б)
Я на два года старше льва, -
Сказала мудрая сова.
А я в два раза младше вас, -
Сове ответил дикобраз.
Лев на него взглянул и гордо молвил,
Чуть поморща нос:
Я старше на четыре года,
Чем вы, почтенный иглонос.
А сколько всем им вместе лет?
Проверьте дважды свой ответ.
Второй ведущий. Жюри подводит итоги двух последних заданий и общие итоги, а мы пока слушаем ещё одно сообщение.
Второй ведущий. Итак, окончательные итоги наших соревнований таковы:
I место –
II место –
III место –
Второй ведущий. Мы поздравляем победителей и желаем им дальнейших успехов.
Сказка (математическая) (приготовлена учеником Закурдаевым Сашей).
Однажды некий шах объявил, что щедро вознаградит того, кто лучше всех решит такую задачу:
“ В трёх чашах хранил я жемчуг. Подарил я старшему сыну половину жемчужин из первой чаши, среднему - одну треть из второй, а младшему – только четверть жемчужин из последней. Затем я подарил старшей дочери четыре лучшие жемчужины из первой чаши, средней – шесть из второй, а младшей - только две жемчужины из третьей чаши. И осталось у меня в первой чаше 38, во второй – 12, а в третьей – 19 жемчужин. Сколько жемчужин я хранил в каждой чаше?”
И вот во дворец пришли из разных стран три мудреца.
Первый мудрец поклонился и сказал:
- Если в первой чаше, о великий шах, осталось 38 жемчужин, а подарил ты старшей дочери четыре жемчужины, то эти 42 жемчужины и составляют половину того, что было в чаше. Ведь вторую половину ты подарил старшему сыну? Значит, в первой чаше хранилось 84 жемчужины.
Во второй чаше оставалось 12 жемчужин, да 6 ты подарил другой дочери. Эти 18 жемчужин составляют две трети того, что хранилось во второй чаше. Ведь одну треть ты подарил сыну? Значит, во второй чаше было 27 жемчужин. Ну а в третьей чаше оставалось 19 жемчужин, да две ты подарил младшей дочери. Выходит, что 21 жемчужина – это три четверти содержимого третьей чаши. Ведь одну четверть ты отдал младшему сыну? Значит, в этой чаше 28 жемчужин.
Решить такую задачу помогла мне арифметика – наука о свойствах чисел и о правилах вычисления. Это очень древняя наука: люди считают уже много тысяч лет. Название этой науки произошло от греческого слова “ арифмос ” , что означает “ число ” . Ученые Древней Греции больше всех помогли нам разобраться в арифметических правилах.
- Твоё решение мне нравится, - одобрил шах. – Рассказывай ты, - обратился он к другому мудрецу.
О, великий шах! Я не знаю, сколько жемчужин было в первой чаше. Поэтому я обозначил их число буквой “ ИКС ” - x. Выходит, что старшему сыну ты подарил половину – x/2. Если я из “ИКС” вычту его половину да еще 4 жемчужины, что ты подарил дочери, то остаток нужно приравнять к 38. Вот какое уравнение я для этого составил:
x – x/2 – 4 =38
Если от “ИКС” отнять его половину, то половина “ИКС” и останется, а 4 надо прибавить к 38. Оказывается, x/2 = 42. Значит, сам “ИКС” в два раза больше : x = 84. Выходит, что в первой чаше было 84 жемчужины.
А для второй чаши надо из “ИКС” вычесть только одну треть его – ту, что ты подарил сыну, да ещё вычесть 6 жемчужин. А приравнял я эту разность к 12. Вот какое уравнение у меня получилось: x – x/ 3 – 6 = 12.
Решить его нетрудно, две трети икса равны 18:
2/3x=18.
Чтобы узнать, сколько составляет целое, надо 18 разделить на 2 и умножить на 3. Значит, во второй чаше было 27 жемчужин: x=27.
Рассуждая так же, составляю уравнение для третьей чаши:
x – x/4 – 2 = 19; 3/4 x = 21.
Отсюда следует, что в третьей чаше хранились 28 жемчужин: x = 28.
Твоё решение мне тоже нравится, - сказал шах.
А что скажешь ты? – обратился он к третьему мудрецу.
Тот поклонился и молча протянул клочок бумаги, на котором было написано:
х – ах – b = с,
а рядом ответ:
x = .
Я здесь ничего не понимаю! – рассердился шах.
И почему у тебя только один ответ? Ведь у меня три чаши!
- Все три ответа уместились в одном. Ведь задачи совершенно одинаковые, лишь числа разные. А я не только упростил, но и объединил три решения в одно. Я тоже обозначил через х неизвестное число жемчужин в интересующей тебя чаше. Через а я обозначил ту часть жемчужин, которую из этой чаши ты подарил сыну, а через b – число жемчужин, отданных потом из этой чаши дочери. Наконец, через с я обозначил число жемчужин, оставшихся в этой чаше. Подставь вместо этих букв числа, которые ты задал в своей задаче, и получишь
правильные ответы. Будь у тебя100 чаш, 100 сыновей и 100 дочерей, одного моего уравнений хватит, чтобы получить все сто его ответов.
Помогла решить эту задачу опять – таки алгебра. Она появилась более 1000 лет назад в Хорезме, и создал её великий узбекский ученый Мухаммед аль – Хорезми. Алгебра почти та же арифметика. Только использует она наравне с числами и буквы. Использовать вместо чисел буквы предложили в 15 – 16-м вв. французские ученые Р. Декарт и Ф. Виет. Под буквой можно разуметь любое число. Алгебра дает самое короткое, самое общее решение для многих похожих друг на друга задач.
Таблица для подведения итогов
№ команды |
I тур. Разминка. | I I тур. |
Итого |
|||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
I | ||||||||||||
I I | ||||||||||||
I I I |
Список использованной литературы.
- А. Я. Котов “Вечера занимательной арифметики” Москва “Просвещение” 1967
- Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов “Удивительный мир чисел” Москва “Просвещение” 1986
- Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин “Математическая шкатулка” Москва “Просвещение” 1988