Тема: Неопределённая форма глагола
Цели:
- Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
- Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
- Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.
Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.
– Объясните правописание орфограмм.
– На какую тему эти пословицы?
– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.
– Определите глагольные словосочетания в 1-й
пословице.
– Объясните смысл второй пословицы.
– Прочитайте подчёркнутые слова.
– К какой части речи они относятся?
– Что вы знаете о глаголе?
На доске выставляются таблицы с грамматическими признаками глагола)
– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?
(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)
– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет)
– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)
2. Сообщение темы и задач урока
– Это глаголы неопределённой формы.
Выставляется табличка:
Гл. неопр. формы.
Инфинитив (с лат. «неопределённый»)
– Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.
– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?
(Составляется кластер.)
– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)
3. Новый материал
1.
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
- «V» – знаю;
- «+» – для меня новое.
– Помните о смысле 2-й пословицы.
2. Самостоятельная работа с текстом.
3.
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– …
– Что нового узнали?
– …
– Кто нашёл все грамматические признаки
глаголов неопределённой формы?
– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать
внимательно, вдумчиво)
4.
– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)
– Прочитаем вывод в учебнике на стр 78.
4. Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
Упражнение для осанки.
5. Первичное закрепление нового материала
1. стр. 78, Упр.107 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).
– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)
– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти)
2. Пропись этих суффиксов строчку.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Карточка:
- 1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);
- 2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).
Проверка:
- Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».
- Кто допустил ошибку – «^».
- У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
7. Выполнение упражнений
Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)
8. Подведение итогов
– Что узнали нового, чему научились?
– Что должны знать о глаголах неопределённой
формы?
– Лист учёта знаний – отметить, как научились
определять глаголы неопределённой формы.
– Каждый для себя подведёт итог своей работы на
уроке, продолжив предложение глаголами
неопределённой формы
На уроке русского языка мне понравилось …
9. Домашнее задание, инструктаж
- Стр. 78, упр. 108;
- Творческое задание – придумать «запоминалку» о глаголах неопределённой формы (схема, рисунок, стихотворении и т.п.).
Приложение
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к
этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт,
висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище
запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего
общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа.
Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и
вошла. Перед ней стояла странная фигура,
закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в
зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы.
Фигура была похожа не то на разбойника с большой
дороги, не то на скрывающегося от своих врагов
принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть
многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у
меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я
занимаю такое важное положение на острове, но не
могу отличить, где один, где много. Есть и другие
причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я
могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая
песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и
поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный
грамматический смысл, спрятанный за строчками
этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за
песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время,
или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не
завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я
всегда имею вид.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже
когда он несовершенный.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и
непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю
его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит
тоже совсем неплохо: нести, везти, плести…
Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много,
некоторым из них не хватило этих моих суффиксов.
Но они не обиделись. А собрались в дружную
компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже
сочинили целое правило.
В. Агафонов
Карточка
Упражнение 1
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…
Упражнение 2
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе цвести,
крапиве быть не злой,
дождю дорожки подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч,
И веселее греть!
Упражнение 3
Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.
Образец:
наст.вр н.ф
Кормит – кормить, …
Вот и выпал первый снег,
И обрадовал он всех.
Побелело всё вокруг.
Кошка ловит белых мух.
Дети весело бегут,
Санки и коньки берут,
Хорошо, что есть она,
Наша зимушка – зима!
Упражнение 4
Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.
Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).