Использование образовательных технологий на уроке информатики

Разделы: Информатика


В рамках Программы модернизации образования до 2008 г предусматривается замена Федерального компонента государственного образовательного стандарта набором компетентностей:

  • ключевые: качества, необходимые человеку в любой профессиональной деятельности (самостоятельность, ответственность, готовность к решению проблем, умение принимать решение);
  • обобщённые предметные умения: общие учебные умения, навыки и способы деятельности, необходимые при изучении любого предмета;
  • прикладные предметные умения: целостное миропонимание и научное мировоззрение; представление об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века;
  • жизненные навыки.

Результатом образования должна являться не сумма ЗУН, а готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию. В основе всякого действия лежат мотивы, воля и эмоции.

Проанализировав преподавание информатики с этой точки зрения, я пришла к следующим выводам:

Пропедевтический курс информатики ориентирован на освоение школьниками основных приёмов работы с компьютером и предполагает использование логических игр, электронных тренажёров, конструкторов, энциклопедий и других электронных средств обучения. Такая деятельность соответствует возрасту детей и способствует развитию учебной мотивации.

При переходе к базовому и профильному курсам учащиеся сталкиваются с качественно иным содержанием предмета: значительно возрастает научность и абстрактность материала, в программу включаются темы, компьютерная поддержка которых вызывает затруднения (“Теория информации”, “Системы счисления”, “Основы логики”, “Теория алгоритмов”). При использовании традиционных методов изучения этих тем заметно снижается учебная мотивация и, как следствие, падает эффективность работы на уроке.

Существующее противоречие: между требованиями, предъявляемыми к современному уровню образования и возможностями традиционных методов обучения.

Таким образом, при изучении теоретических основ информатики существует проблема низкой учебной мотивации. Один из путей повышения учебной мотивации – использование активных методов обучения.

Использование активных методов обучения [7]

Активные методы обучения – методы, которые реализуют установку на б`ольшую активность субъекта в учебном процессе. Использование таких методов активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает обратную связь.

Активные методы обучения применяются для достижения следующих целей:

  • повышение учебной мотивации;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие способности к самостоятельной работе;
  • выработка навыков работы в коллективе;
  • корректировка самооценки учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных навыков.

Для укрепления и развития мотивации на уроке целесообразно применение следующих активных методов обучения: средства ИКТ, метод проектов, парацентрическая технология, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей урока.

Метод активного обучения Сущность метода Дидактические задачи, решаемые с помощью данного метода
Средства ИКТ Использование программ, электронных учебных пособий Эффективное предъявление большого по объёму материала; развитие, закрепление и контроль знаний и навыков; повышение учебной мотивации.
Метод проектов Творческая самореализация личности Создание реального проекта, творческого продукта, обучение навыкам межличностного взаимодействия, развитие навыков работы в группе
Парацентрическая технология Изучение конкретного вопроса в парах разного вида с обязательной встречей с центром Развитие способности к самообразованию, изучение большого объёма материала, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, коррекция самооценки, экономия учебного времени
Анализ проблемных ситуаций Обучение навыкам принятия решений Развитие мышления, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, развитие навыков принятия решений
Использование дидактических материалов с занимательным содержанием Вовлечение в активную познавательную деятельность Развитие мышления, формирование положительного эмоционального фона, формирование учебной мотивации

Приложение 1_1. Использование средств ИКТ на примере урока информатики в 3-м классе (программа Горячев А.В.). Истинность высказывания (Логика).

Приложение 1_2. Электронный тренажёр “Логические выражения”.

Приложение 2_1. Использование парацентрической технологии обучения на примере темы: “Основы логики”.

Приложение 2_2. Учебная презентация “Логика”

Приложение 2_3. Учебная презентация “Решение логических задач”.

Приложение 2_4. Электронный тренажёр “Звёздное небо”.

Критерии для проверки эффективности деятельности педагога:

Изменения в структуре общего отношения к учению, увеличение доли учащихся с положительным отношением.

Изменения в структуре мотивов, рост уровня познавательных мотивов.

Рост качества знаний.

Анализ результативности работы по развитию учебной мотивации на этапе реализации:

При проведении сравнительной диагностики учебных мотивов на этапе реализации выявлены:

1. Положительная тенденция изменения структуры отношения к учению:

  • отрицательное: уменьшение доли учащихся с 18,2% до 4,5%;
  • положительное аморфное: уменьшение доли учащихся с 54,5% до 45,4%;
  • положительное познавательное: увеличение доли учащихся с 18,2% до 27,3%;
  • положительное личностное: увеличение доли учащихся с 9% до 22,7%.

2. Положительная тенденция изменения структуры мотивов:

  • широкие познавательные: рост с 63,5% (низкий уровень) до 80,0% (допустимый уровень);
  • социальные: рост с 48% до 60,5% (низкий уровень);
  • учебно-познавательные: пост с 56,5% (низкий уровень) до 76,5% (допустимый уровень);
  • самообразования: рост с 26% (недопустимый уровень) до 55% (низкий).

3. Положительная тенденция изменения структуры качества знаний:

  • уменьшение доли учащихся, не осваивающих стандарт с 13,6% до 4,5%;
  • уменьшение доли учащихся, занимающихся на уровне стандарта с 59% до 50%;
  • увеличение доли учащихся, занимающихся на уровне выше стандарта с 27,3% до 45,5%.

4. Основываясь на корреляции критериев оценки эффективности, можно утверждать, что достижения учащихся адекватны направлению работы педагога.

Выводы.

  1. Используемый опыт позволяет добиться роста уровня мотивации учащихся и качества знаний без увеличения учебной нагрузки.
  2. Результат достигается за счёт изменения форм и методов обучения, вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность, широкого использования средств ИКТ.
  3. Анализ промежуточных результатов позволяет скорректировать программу работы по развитию познавательной мотивации.

Библиографический список:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Бином, 2006.
  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Бином,2002.
  3. Андреева Е.В., Босова Л.Л, Фалина И.Н. Математические основы информатики. - М.: Бином, 2005.
  4. Семакин И. Информатика. Задачник-практикум. – М.: ЛБЗ, 2001.
  5. Босова Л.Л, Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: Бином, 2006.
  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
  7. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование методов активного обучения на уроках информатики//Первое сентября. Информатика. 2006. №9.
  8. Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах//Информатика и образование. 2005. №8.
  9. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике//Первое сентября. Информатика. 2004.№23.
  10. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа. 1997.
  11. Панкова Е.В. Методика организации тестирования средствами текстового процессора Word//Информатика и образование. 2006. №4.
  12. Догадин Н.Б. Построение обучающее-тренировочных тестов с помощью Excel//Информатика и образование. 2006. №6.
  13. Крылов С.С. Информатика 9-11 классы. Электронный учебник. 2004 г.
  14. Заславская О.Ю., Тамошина Н.Д. Дидактические материалы по теме “Логика”// Первое сентября. Информатика. 2004.№29.
  15. Д.Н.Лавров Информатика 10 класс. Учебное пособие НОУ “Поиск”. ОмГУ. 2005 г.