Экономико-математическая игра "Сумей стать успешным"

Разделы: Математика, Экономика


Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к
делу - разве это не прекрасно.

Конфуций.

Зачем нужна игра?

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. “В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития”, – писал В.А.Сухомлинский.

Как часто мы сталкиваемся с нежеланием школьников учиться.

Мы можем ругать их за лень, безответственность, неаккуратность, невнимательность и при этом не видим, что все эти качества у ребенка – это результат его неуспешности на каком-то этапе школьной жизни или по какому – то конкретному предмету. И когда начинаешь искать причины, понимаешь, что проблема не в том, что он не хочет, а в том, что учащийся не знает, как надо учиться, не владеет теми или другими способами учебной деятельности. И его нежелание учиться становится, по сути, защитной реакцией.

Я уже многократно на собственном опыте убедилась, что если на занятиях уделять достаточное внимание формированию способов, навыков, учебных действий у учащихся через включение их в определенную деятельность на основе внутренних мотивов, то рано или поздно большинство ребят входит во вкус учебной работы. И это понятно, ведь они становятся успешными. При этом совсем не обязательно, что их интересы концентрируются на математике. Возникшая потребность учиться, познавать мир, себя, отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичных выступлениях позволяет ребятам проявить себя в других областях школьного образования.

Многолетний опыт работы показал, что не всегда бывшие “отличники” и “хорошисты” могут найти достойное место в жизни общества, реализоваться как Личность. Школа должна готовить своих учеников к переменам в социальной, общественной жизни, развивать у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.

Рынок труда продиктовал профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности (от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику, человеку, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения).

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новые знания, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

В последнее время я часто сталкиваюсь с проблемой - как оценить ребенка, если он у своего одноклассника в решении нашел ошибку, если проявляет активность на уроке, грамотно задает вопросы, делится с обучающимися историческими и другими фактами, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными, ученик самостоятельно готовит наглядные материалы, проекты, модели и т.д. Одновременно возникают и такие вопросы, как относиться к ребятам, которые систематически опаздывают на урок, не носят с собой учебные принадлежности, не слушают на уроке и т.д.

Поэтому, рассмотрев ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя в современном школьном образовании, я решила разработать и использовать в учебном процессе экономико-математическую игру “Сумей стать успешным”, которая позволяет мне:

- Повысить интерес учащихся к математике.

- Показать практическое применение математического аппарата в экономике.

- Оценить каждое достижение учащегося.

- Воспитать в ребенке устойчивую потребность в осмысленной созидательной деятельности.

- Сформировать у школьников навыки активной самостоятельной деятельности.

- Повысить уровень освоения образовательных программ.

Использование игры на уроках позволяет учителю работать в инновационном режиме: создавать на уроке проблемные ситуации, находить “красивые” задачи, рассматривать и составлять практические задачи, проводить дискуссии по тем или иным вопросам.

Цели и задачи игры.

Цель игры – помочь школьникам в увлекательном самостоятельно – игровом режиме получать, закреплять математические знания, воспитывать успешную, конкурентоспособную личность.

Задачи игры:

- Повышение качества образования.

- Формирование у школьников активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха за счет проявления профессионализма, инициативности и порядочности.

- Усиление мотивации учащихся к учебной работе.

- Воспитание у школьников способности к работе в команде (коллективе), ориентированной на достижение общего результата через раскрытие индивидуальных качеств каждого ребенка.

- Развитие практических навыков учащихся в области экономики.

Технология проведения игры.

И все - таки как играть….

Участники игры – учащиеся средних классов (игру можно использовать в старших классах), действующие индивидуально.

В каждом классе учащиеся выбирают двух бухгалтеров и аудиторов. Роль бухгалтера в игре – выдавать и взимать денежные знаки у учащихся. Роль аудитора – контролировать записи учащихся в лицевых счетах.

Руководство подготовкой к проведению игры осуществляет педагог.

В обязанности учителя входит:

- Разъяснение всем учащимся правила проведения игры.

- Контроль за соблюдением правил игры всеми учащимися.

- Открытый наглядный учет промежуточных и конечных результатов игры.

- Объявление победителя и распределение занятых мест между всеми участниками игры.

- Организация коллективного обсуждения результатов игры и выводы по итогам этого обсуждения.

На первом уроке по математике:

- Учитель рассказывают в интересной форме об условиях игры, спрашивает у каждого учащегося согласие на участие в ней. (Провожу я эту игру два года, и не было случая, чтобы ребенок не согласился бы на участие в данной игре).

- Каждому игроку выдается лицевой счет, который заполняет учащийся сам (приложение №1).

- Проводится конкурс на лучшее название денежного знака, который ученик будет получать на уроке. (Например: “ум”, “эврика”, “лицейки” и т.д.)

- Проходят выборы двух бухгалтеров и аудиторов.

Вместе с учащимися разрабатываются нормы, которыми они будут пользоваться и дадут гарантию:

- Другой Вас выслушает.

- Вас примут таким, как Вы есть.

- Ваш индивидуальный продукт найдет своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.

В течение каждой четверти учащийся переводит свои отметки в денежные знаки (за самостоятельные работы, за контрольные работы, за ответ у доски), так же свой “денежный запас” можно пополнить, если учащийся дал правильный ответ на вопрос учителя или нашел ошибку в решении своего одноклассника, показал рациональный способ решения задачи, проявил активность в устной работе, составил грамотно рецензию на ответ учащегося, аккуратно вел записи в тетради и т.д.

Количество денежных знаков каждому учащемуся определят учитель в конце урока с учетом индивидуальности каждого ребенка, тем самым повышает интерес, активность учащегося на уроке.

Каждый учащийся заполняет свой лицевой счет самостоятельно по итогам уроков, которые проводит учитель.

Аудитор, который назначается из числа учащихся, проверяет записи в лицевом счете у своих одноклассников с записью, которую ведет учитель (приложение № 2).

После проверки аудитором записи в лицевых счетах, бухгалтера выдают денежные знаки учащимся. Одновременно на уроке можно получить денежные знаки, а может быть и придется некоторым игрокам отдать свои сбережения бухгалтеру. Каждый учащийся имеет перечень нарушений, за которые нужно отдавать свои денежные знаки (приложение № 4). Промежуточные итоги проводятся в конце каждой четверти (или полугодия), если у учащегося больше всего денежных знаков, то можно вручить ему небольшой подарок или дополнительно дать пять денежных знаков.

В конце учебного года каждый учащийся подводит итоги заработанных денег, победитель награждается подарком (подарок покупает председатель родительского комитета).

На предпоследнем уроке по математике в каждом учебном году класс делится на 3-4 фирмы, и объединяет свои денежные знаки для экономического расчета “Банки в действии” (приложение № 3).

После проверки задания у каждой фирмы, выявляется команда, которая правильно выполнила расчет, и каждый учащийся в выигравшей фирме получает грамоту за отличные успехи в области математике и экономике, которую он кладет в свой портфолио.

Обсуждение игры.

Обсуждение – это очень важная часть игры. Обычно на последнем уроке в учебном году проводится обсуждение игры в виде хронологического рассказа учащихся о том, что, когда и как с ними происходило, и почему каждый из них заработал столько денежных знаков. В общем, этот рассказ необходим игрокам, так как во время него они изливают свои эмоции, что способствует дальнейшей конструктивной работе.

В процессе обсуждения могут быть вопросы учителя к ученикам и наоборот.

Обсуждения итогов игры должны носить деловой и в то же время дружеский характер.

В конечном счете, все учащиеся приходят к выводу: победить в игре может только тот, кто:

  1. Сознательно осваивает математическую науку.
  2. На уроке очень внимателен.
  3. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности.
  4. Способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях.
  5. Самостоятельно осваивать знания и умения необходимые для решения поставленной задачи.
  6. Способен делать аргументированные выводы.
  7. Продуктивно взаимодействует с одноклассниками.
  8. Получает в диалоге с учащимися необходимую информацию.
  9. Может отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
  10. Дисциплинирован.

В конце обсуждения каждый учащийся заполняет анкету (приложение № 5).

Рефлексия игроков.

В конце игры каждый участник анализирует свою деятельность, отвечая на вопросы:

  1. Какие изменения произошли во мне во время игры?
  2. Что я делал, чтобы победить?
  3. Как я это делал?
  4. Что я узнал и чему научился?
  5. Что я буду использовать?
  6. Какие новые вопросы у меня возникли?

Все это помогает человеку осмыслить себя в мире и сформировать в себе способности сознательно управлять эволюцией своего развития.

Хочу привести выдержки учащихся из анкет:

- “….участвуя в игре, я почувствовал, что у меня появился интерес к математике, потому что больше стал понимать математические термины, решать задачи…”;

- “… у меня исчез страх задавать вопросы”;

- “Я сформировал у себя способность сознательно осваивать математику”;

- “… мне очень понравилось решать творческие и практические задачи, они пригодятся мне во взрослой жизни…”;

- “Я научился спокойно, без эмоций, спорить и отстаивать свою точку зрения”;

- “Игра дала мне возможность стать более самостоятельным и деятельным”.

Приложение 6