Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребле-
ние информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.
Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года.По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит не вычерпывают всю его информацию, 43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы.
Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются при введении в методический инструментарий приемов развития критического мышления.
Технология “Развитие критического мышления” разработана американскими педагогами К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, Ч.Темпл. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира по образовательной программе “Школа 2100” во втором классе.
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
Цель: показать особую роль живых организмов на Земле.
Оборудование: рисунки различных экосистем и их обитателей, схема “Компоненты экосистемы”
Ход урока: Стадия вызова.
(Звуки природы, аудиозапись)
Эти звуки, наверное, напомнили каждому из вас о великом чуде – природе. Николай Сладков сказал: “Природа как из кубиков сложена из чудес и загадок. Неизвестно, думает ли она, но нас она заставляет думать…”
Придите в лес: девственная зелень листьев, чистота цветов, изощренный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено самой природой. И все в порядке без вашего участия – годами, веками, тысячелетиями, и каждый день в любое время года.
-Кто же наводит этот порядок?
-На ближайших уроках мы постараемся ответить на этот вопрос.
И Г Р А “Пятый лишний”
- Как можно назвать одним словом?
Береза | лягушка |
Сосна | кит |
Ромашка | ящерица |
Дуб | воробей |
Пальма | заяц |
(Растения, животные)
-Что общего у растений и животных?
-Чем отличаются живые организмы от неживых?
-Как вы думаете, всем ли будет хорошо жить у нас в Новгородской области?
(Дети исключают пальму и кита)
Стадия осмысления.
Отталкиваясь от ответов детей и опираясь на них, переходим к работе с текстом учебника.
Текст: “Место обитания”. Чтение с пометами ( v - уже знал, + узнал новое, ? - вопрос)
-Какие утверждения вам уже были известны?
-Найдите и подчеркните предложение, где дается новое название дому наших героев.
-Как они должны себя там чувствовать?
-А для кого это была новая информация?
Задание № 1 с.35
Дети подписывают места обитания белки, одуванчика, осьминога, лилии.
Что если переселить белочку в море, а осьминога в лес?
А могут ли животные и растения жить отдельно друг от друга?
Ищем ответ в тексте (с.35 Экосистема)
1 абзац - Как пользуясь словами текста, показать зависимость живых организмов друг от друга?
2 абзац -Какое слово выделено?
Мы пробовали переселить белочку. Не получилось. Почему?
(Живые организмы приспособлены друг к другу и месту обитания)
На доске появляется запись - кластер:
Э к о с и с т е м а
Место обитания Живые организмы
Читая текст на с.35 дети объединяют эти два понятия в экосистему.
(на доске по ходу работы и у детей на листах заполняется кластер )
Итак, тема урока “Экологические системы” (“экос” в переводе “дом”, “место обитания” )
Вернемся к заданию № 1. Какие места обитания мы отметили?
Ж и в ы е о р г а н и з м ы
Лес | растения |
Луг | животные |
Море | грибы |
Озеро | бактерии |
-Можем ли мы сказать, что животные и растения – это частички леса?
-Теперь попытаемся разобраться, как же устроена экосистема. (Чтение про себя текста на с36)
-Как вы понимаете фразу “Экосистема устроена чрезвычайно мудро”?
Выполнение задания № 2 на с.36 .
Затем ребята в группах читают текст о кормильцах, едоках и мусорщиках на с.36-37. Каждая группа должна ответить на свой вопрос, объяснить, кто есть кто?
Дети делают совместный вывод: Растения не могут жить без животных и других компонентов экосистемы ,так как все они связаны друг с другом в единое целое – в экосистему.
Стадия рефлексии.
После обобщения учителя ребята заполняют оставшуюся часть кластера.
Экосистема
Место обитания живые организмы
Лес луг море озеро растения животные грибы бактерии
Кормильцы едоки мусорщики и выполняют задание № 4 (рассматривают рисунки и находят настоящие экосистемы )
В конце урока подводится итог по сводной таблице (с.7)
Домашнее задание: отгадать кроссворд.