"Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу"

Разделы: Математика


Вы удивлены, что в название статьи вынесены слова детской песенки? Может быть, это кому-то не понравится, но смысл данной работы передает точно. Именно такие слова если не говорят, то думают, ребята, которые приходят к нам, в Центр Образования, из разных школ. При всей несхожести их характеров, учебных навыков и знаний, наблюдается нечто общее: застарелая боязнь математики, порой полное неприятие этой науки. Нет людей, которые не мечтают стать успешными, но не все могут справиться с проблемами, мешающими подняться над обыденностью, стать удачными, а значит и успешными в жизни. Что же делать с “такими” детьми?

Не надо ни с кем ничего делать, не надо никого менять. Необходимо просто, зная индивидуальные особенности каждого ученика, учитывать их в процессе обучения. Все дети думают по-разному и, различия эти, соответствуют основным сферам сенсорного опыта.

Меня заинтересовал вопрос: должно ли отличаться преподавание предмета у ребят, с различными способами восприятия, и меняется ли эффективность урока в зависимости от преподавания с учетом сенсорной типологии и без нее? Изучив психологическую литературу по данной теме, я выяснила следующее: Каждый человек владеет всеми видами восприятия, но одна из всех систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов из менее развитой системы человек обычно опираемся на более развитую, ведущую, т. е. эта система становится поисковой. Существуют следующие системы восприятия: визуальная, аудиальная, кинестетическая, дигитальная репрезентативная (“Компьютер”).

В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое: Визуалы – 35%; Кинестетики – 35%; Аудиалы – 5%; Дигиталы – 25%. А, например, для США это выглядит немного иначе: Визуалы – 45%; Кинестетики – 45%; Аудиалы – 5%; Дипиалы – 5%. Но при этом надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. У людей есть одно замечательное свойство: если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает) это накладывает на него вполне определенные ограничения. Если человек в данный конкретный момент находится, в каком либо канале, то он проявляет большинство свойств данною типа людей.

На первых уроках в учебном году я решила определить к каким типам сенсорного восприятия относится каждый ученик в классе, чтобы в дальнейшем подобрать такие формы проведения уроков, которые будут наиболее эффективными для учащихся с различными способами восприятия. Вашему вниманию предлагаются некоторые фрагменты урока, с помощью которых можно произвести первичное распределение по типам сенсорной системы, обращая внимание на то, как они воспринимают предлагаемый материал, что говорят и делают при этом.

Элементы I урока “Между делом и шуткой” (об анаморфных изображениях, голограммах, оптических иллюзиях, анаморфизмах и многом другом).

Давайте начнем урок, который будет и легким и не очень, веселым и серьезным, занимательным и полезным. Сегодня на уроке Вы наверняка не раз ощутите радость познания, удовольствие от научного труда, заработанные своим умом, смекалкой, настойчивостью, терпением, любознательность. Итак, начнем.

Посмотрите на предложенные рисунки и попробуйте ответить на вопросы, обосновывая свой выбор. (Приложение 1)

Подбор заданий не является принципиальным, важно обращать внимание на действия, слова, и движения учащихся при объяснении ответов и на то, как воспринимаются предложенные образы (Приложение 2). Слова, которые мы произносим – это просто набор звуков, при помощи которого мы обозначаем некие куски своего опыта. Если я скажу “теорема Пифагора”, то кто-то увидит прямоугольный треугольник, кто-то услышит фразу “Пифагоровы штаны в обе стороны равны”, а кто-то почувствует в руках кати с узелками, которым пользовались гарпедонапты (“натягиватели веревок”), для построения прямого угла. А кто-то и увидит, и услышит, и почувствует.

Для дальнейшего уточнения типов восприятия можно провести следующие игры.

Игра 1.

Разбейтесь на группы по 5–6 человек. Один из вас будет Ведущим. Он называет какое-нибудь слово, а все остальные, по очереди, говорят о том, как это слово представлено в их внутреннем опыте. Например:

– Число 4.

– Я вижу цифру четыре, написанную на доске белым мелом.

– Мне вспомнилась детская песенка “Дважды два четыре, дважды два четыре, это всем известно в целом мире”.

– Помню, когда я пошел в четвертый класс, мне подарили новый портфель, как у старшеклассника и т. д.

Игра 2.

Разбейтесь на группы по 4 человека. Каждая группа получает чертеж (например квадрат с диагоналями, прямоугольный треугольник с квадратами, построенными на сторонах и т.д.). Первый человек рассказывает о чертеже и говорит только о том, что видит Второй – продолжает его рассказ, но уже говорит о том, что слышал об этой фигуре. Третий соответственно о том, что он чувствует, глядя на этот объект. А вот четвертый говорит скорее по поводу, высказывая свое отношение и оценку. Анализируя ответы и объяснения, можно занести результаты в таблицу (Приложение 3) и произвести оценку способов восприятия для каждого класса. Для более точной оценки сенсорной системы удобно пользоваться следующей таблицей (Приложение 4).

Совсем недавно попалась мне на глаза статья об учителе математики и ее слова запали мне в душу: “Дети – цветы жизни, которые выращивает учитель”. И я подумала, а ведь точно – ребятам, как и цветам, нужно создавать необходимые условия: кто-то любит яркое солнце – яркие впечатления, а кому-то необходима тень – тишина, вдумчивый разговор и т.д. Мне захотелось создать для каждого ребенка такие условия, которые позволят обеспечить его развитие, получить личность, стойкую к жизненным трудностям, готовую к гармоничному сосуществованию и взаимодействию с окружающим миром. Что же, как преподаватель я могу предложить своим детям? Я решила начать с изменения форм проведения урока в зависимости от способов восприятия. После определения сфер сенсорною опыта можно провести корректировку методов и форм проведения урока для каждою класса отдельно (Приложение 5).

Начало урока – этот этап особенно важен в коррекционных классах, где обучаются дети, с трудом включающиеся в работу в начале каждого урока. Их отличают медленная “врабатываемость”, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Если я потрачу до 3–4 минут “драгоценного” времени на организацию детей и их мотивацию, в последующем внимание школьников будет более устойчивым. Можно использовать некоторые формулы, заимствованные из практики аутотренинга, которые помотают овладеть приемами самоконтроля, создают положительный настрой на урок, позволяют снять излишнюю возбудимость и нервозность одних детей и активизировать других, заторможенных. Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Мне необходимо усыновить хороший контакт с каждым учащимся, для этого я использую те же самые процессуальные слова и действия, соответствующие каждому типу сенсорного восприятия.

В жизни мы часто плохо понимаем, друг друга, в частности, оттого, что не совпадаю! наши ведущие сенсорные системы. Поэтому нельзя допустить, чтобы на учителя класс смотрел бессмысленными, испуганными и невидящими глазами. Ребята так именно и смотрят, когда что-то не понимают. Необходимо использовать формы работы, которые активизируют ведущую систему сенсорного восприятия. Кроме того, надо говорить о математике красоты (симметрия, золотое сечение в живописи, скульптуре и архитектуре, в живой природе; математические закономерности в созвучиях и т.д.), показывай, ну красоту в математике (примеры интересных рассуждений, оригинальные задачи, неожиданные факты и пр.), доказывать значимость математики в жизни.

Большое внимание я уделяю личному опыту ученика, обращение к собственному опыту – есть обращение к личности школьника, к его способности “работать” со своим опытом, над своим опытом, с помощью своего опыта. “Учащийся – это не Маугли, выросший среди дикой природы и в жизни не видевший прямоугольника”. Следует всегда помнить о том, что это “ребёнок, который для игры в футбол никогда не брал куб, а детские домики возводил не из шаров”.

Формы активизации знаний, преподавание нового материала, закрепление, повторение знаний, умений и навыков необходимо выбирать в зависимости от того, представители каких сенсорных типов составляют основную массу класса. И хотя это можс! бьпь одна и та же форма работы, некоторые элементы будут отличаться обязательно.

Например, игра “Снежный ком”. Ход игры: первый участник начинает с небольшого отрывка ЗУНа, второй – повторяет ответ предыдущего, добавляя свою часть ЗУНа, и т.д. В результате повторяется вся тема полностью. Отличительной особенностью будет форма организации работы: для визуала – обязательная запись на доске, для кинестетика – объект, о котором говорят, необходимо иметь перед собой, для аудиал – надо проговорить, для дигитала – заинтересовать конечным результатом.

Задача любою преподавателя нашего ЦО не ломать индивидуальность ученика, а учитывать ее и максимально использовать в процессе обучения. Этого можно достигнуть, развивая образное мышление школьников путем опоры на индивидуальную для каждого ребенка доминирующую сенсорную систему. Тогда у ребенка исчезает боязнь неуспеха, cтpax перед заданием, ведь он имеет возможность выполнить его своим, лично ему присущим способом, например, перевести предложенное задание на свой “язык”, описывающий данную проблемную ситуацию в рамках тех отношений, которые адекватны его способу восприятия. В результате у школьников повышается самооценка, появляется стремление к более глубокому изучению математики и теперь можно говорить о воспитании конкурентоспособной личности, адаптируемой в быстро меняющемся мире. А знание структуры психического процесса поможет профессионально осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе усвоения ими знаний, конструктивно и целенаправленно использовать ресурсы и широкие возможности интеллектуального феномена, который лежит в основе не только успешного обучения, но и общего развития ребенка.

Школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и развития конкурентоспособности личности.

Список используемой литературы

1. Столяренко Л.Д. “Основы психологии”.

2. Гарднер М. “А ну-ка, догадайся!”

3. Психология ощущений и восприятия. Сенсорные и перспективные системы. Психология восприятия. Психология oщyщeний (http://effecton.ru/185.html)

4. О'Коннор Дж., Сеймор Д. Мастерство коммуникации. Введение в НЛП (осень 97 года http://www.zhenschina-muzhchina.ru/Masterstvo_kommunikacii.~74_77.htm).