Программа "Одаренные дети"

Разделы: Администрирование школы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают “создать банк одарённых детей”, то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку,… Но если признаться, то найти “одарённого” именно по своему предмету очень сложно.

Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?

Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло…

Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное.

Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуются: “А по какому предмету мне написать…?” Конечно же, по тому, который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых…

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из “выдающихся” детей, которых следовало бы считать одарёнными. Но ни для кого не секрет, что большая часть людей, достигших определённых высот, обучалась в детстве не в “специальных”, “элитных” учебных заведениях, а в самых обыкновенных, массовых. Так может быть, и среди обычных детей есть “одарённые”, только мы пока этого не замечаем.

По мнению одного из выдающихся российских генетиков (В. П. Эфроимсона), высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов.

Талант – это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я".

Как познает мир новорожденный? По улыбке мы можем судить о реакции ребенка на окружающий мир. Пока это только лопотание, пританцовывание, но в будущем это может перерасти в произведение искусств, которым будут восхищаться целые поколения. Мы не знаем , кем станет малыш, когда вырастит. От родителей, учителей, окружения зависит, какой талант в нем проснется. И равнодушие со стороны взрослых может оказаться губительным для будущих Менделеевых, Кулибиных и Пушкиных. Конечно же огромную роль может сыграть и неуверенность в своих силах. У каждого есть шанс в жизни заявить о себе. Надо только пытаться, рисковать и не сдаваться.

В процессе сбора материала я пришел к выводу: в каждом человеке есть какой-нибудь талант, может быть он пока еще только "дремлет". На примере нескольких ребят я попытаюсь доказать свое предположение. Ну, что же, поехали ...

1. Актуализация проблемы "Работа с одарёнными и талантливыми школьниками"

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти уходящего XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". Школа, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческости учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.

 

2.Цели и задачи работы с одарёнными и талантливыми детьми

Цели программы:

- Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.
- Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей.
- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

Задачи первой ступени образования школьников:

  • определение и развитие творческого потенциала младших школьников;
  • формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса к исследовательской деятельности;
  • формирование основ теоретического мышления;
  • формирование элементов самостоятельной деятельности;
  • развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
  • формирование положительного отношения к себе, человеку;
  • формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

3.Общая характеристика состояния проблемы "Одарённые и талантливые дети"

В современной психолого-педагогической литературе "одарённость" рассматривается как динамическое явление. Психика человека- это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Именно поэтому одарённость предстаёт как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Значительные трудности в определении понятия "одарённости" связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда "одарённость" рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям. В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.И. Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности: -способности- формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности; -одарённость- качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности. В.Д. Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Следует отметить, что в современной психологии понятие одарённости принято относить к когнитивным способностям, тогда как понятие "талант" включает более общие стороны развития. Преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет концепция творческой одарённости разработанная А.И. Матюшкиным. Автор концепции считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления , но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Важнейшей чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие). В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. За основу предлагаем взять классификацию А.Н. Савенкова:

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Вместе с тем следует отметить условность классификаций, в том числе и последней. Так например, определение общих способностей к обучению ребёнка (I Q) имеет существенный недостаток - конвергентность (однонаправленность логического мышления) тестов. Реальные проявления одарённости в практической деятельности не просто итог высоких уровней конвергентного (логического) и дивергентного (альтернативного) мышления , а их особого сочетания. Экспериментально (Дж. Гилфорд) было установлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. Ребёнок в этом случае будет в учении успешным, но совершенно беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. Говоря об академической одарённости следует знать, что, как правило, при традиционном обучении одарённые дети крайне редко бывают отличниками. Дж. Гилфорду принадлежит идея "интеллектуального порога", когда понятия "интеллект " и "креативность" считаются не однозначными, разводятся. Ещё Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Более детально это изучили М. Фидельман, В.С Юркевич и другие. Они ответственно заявили, что на ранних возрастных этапах высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. Если же не будет интенсивной работы по развитию интеллектуальных способностей к творчеству, уровень креативности резко снижается.

Кто же они - эти необычные дети? Их называют по-разному: "сверходарённые", "дети света", "дети нового вида человечества", "дети Индиго". За рубежом вышла целая серия книг под общим девизом "Новые дети уже пришли", в которых высказывается мнение, что дети Индиго - это вестники будущего планеты.

Отношение к явлению новых детей в мире было проявлено двоякое: от слепого восторга до полного скепсиса. Кто-то делает из детей Индиго культ. У кого-то явление необычных детей вызывает недоверие и раздражение. Многие педагоги и родители откликаются на это явление по-старому: медикаментозным вмешательством или изоляцией "странных" детей в группы коррекционной педагогики. Некоторые меркантильно настроенные взрослые бросились делать деньги на демонстрации необычных качеств этих детей. Появилось немало мифов на эту тему: об агрессии детей Индиго, их якобы измененной ДНК, …инопланетянах, и т.п. Вред подобной шумихи состоит в том, что проблема, связанная с появлением качественно новых детей, обесценивается, и на нее перестают обращать внимание. На самом деле проблема важнейшая проблем, и ее необходимо решать!

Общепризнано, что человечество в своей истории прошло через три вида мышления, каждый из которых имел свои особенности, культуру, эпоху. Это - мифологический, религиозный и, наконец, научный вид мышления, который соответствует нынешнему периоду развития человечества. На подходе четвертый - космический вид мышления.

Один из ведущих представителей гуманной педагогики в России - академик Российской Академии Образования, профессор, руководитель Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили отметил, что основной целью гуманной педагогики является воспитание и развитие в ребенке не просто личности, а Благородного Человека.

В современной зарубежной школе все чаще выражают озабоченность по поводу так называемой "функциональной безграмотности" учеников. Суть ее заключается в неумении ребенком применить полученные знания в реальной жизни. Получается, что выпускник школы, с огромным, например, набором знаний по физике - элементарной неполадки простейшего бытового электроприбора устранить не может. Да и классический вопрос "Кем быть, и к какой сфере деятельности приложить свои таланты?" ставит в тупик, т.к. не попробовав свои силы хотя бы в нескольких направлениях, невозможно сказать к чему ты более способен. А задача специального развития, как общих, так и специальных способностей ученика, в лучшем случае, занимает последнее место в целях педагогического процесса.

Решением данной проблемы должна стать реформа школьного образования, при которой главное внимание будет уделяться не столько уровню обученности ребенка, сколько уровню развития его ''талантов''.

Подобной точки зрения придерживается и И.П.Волков, заслуженный учитель РСФСР, кандидат педагогических наук, делящийся с нами в этой книге своим новаторским опытом работы с детьми. Хочется сразу сказать, что несмотря на то, что она посвящена, в первую очередь, педагогам-специалистам, ее живой, доступный язык будет понятен любому родителю интересующемуся вопросом: ''Чему и как должны учить моего ребенка в школе?'' И пусть вас не смущает ''возраст'' (1989г) этой книги, т. к. проблема, подчас, бессмысленного и оторванного от жизни ''набивания знаниями'' головы ученика является достаточно актуальной и для современной школы.

Итак, что же предлагает автор для решения данной проблемы?
Генеральной линией в его построении образовательного процесса является ''обучение в деятельности''. Иными словами он предлагает буквально с первых дней пребывания ребенка в школе давать ему возможность попробовать себя в различных видах (до 35) деятельности, учитывая при этом специфику его возрастных возможностей. С этой целью в начальных классах им проводились так называемые ''уроки творчества'', а в старших классах во внеурочное время с детьми работали в ''творческих комнатах''. Содержанием их являлось написание детьми рефератов, рассказов, съемка фильмов, изготовление различных макетов, поделок, чертежей, рисунков, скульптур, приборов и прочих ''изобретений'' из различных областей человеческого знания. Целью подобной работы было ''выращивание талантов'', т.е. создание условий для раскрытия потенциальных возможностей, способностей ребенка в различных видах деятельности. Совместить подобную самостоятельную творческую деятельность детей с усвоением им определенных теоретических знаний, автор предлагает с помощью '' блочно-параллельной системы обучения''. В ней изложение общих для некоторых предметов теоретических основ обязательно иллюстрируется учителем и проверяется учеником в многочисленных опытах, имеющих часто реальную практическую значимость. И.П. Волков совершенно справедливо подчеркивает необходимость особого мастерства учителя, умеющего руководить подобной творческой деятельностью ученика, не навязывая ему своего мнения, а, наоборот, будящего его творческую активность.

Без сомнения, модель автора не может иметь однозначную оценку, ведь подобный ''профориентационный'' подход на практике легко может превратиться в раннюю узкопрактическую специализацию возможностей ребенка не давая развиться будущему ученому, мыслителю, аналитику. Но если за дело возьмется умный, грамотный, творческий педагог, видящий в ребенке, прежде всего, равноправную с ним личность, то, возможно, из его творческой мастерской выйдет не один Ломоносов, Толстой, Королев и Мечников.

4.Структура работы с одарёнными и талантливыми школьниками

Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:

1.Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
2. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
3. Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: - наставничество учителей-предметников, - кружки, секции, клубы по интересам, - спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся в начальных классах, - работу психолога с учащимися.

В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:

1.Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:

  • понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их  причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;
  • способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;
  • продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;
  • решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой,  смысловой аналогий;
  • трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.

2.Использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

3.Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

4. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на  учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности  решений.

Продолжение статьи 

5. Критерии отличия творческой деятельности от нетворческой

Для успешного решения проблемы одарённости и развития творческих способностей у школьников педагогу необходимо знать не только какие факторы педагогической практики и при каких условиях ведут к желаемому развитию творческих способностей. А также необходимо знать критерии отличия творческой деятельности от нетворческой.

А.Я. Пономарёв определяет творчество как механизм продуктивного развития и выделяет следующие этапы творчества:

1.Осознание (момент рождения проблемы);
2.Решение проблемы;
3.Проверка решения, логическое доказательство истинности данного суждения;
4.Проверка решения средствами практики.

П.Торренс выделяет 4 параметра творческости:

-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-разработанность.

В. Лоуэнфельд и Д. Гилфорд называют 6 параметров творческости:

-умение видеть проблему;
-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-способность к синтезу и анализу;
-ощущение стройности организации идей.

При этом беглость рассматривают как способность продуцировать максимально большое количество идей.

Гибкость рассматривают как способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого, часто далёких по содержанию.

Оригинальность следует понимать как один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от уже известных.

Разработанность проявляется в тщательной разработке идей.