Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Тема: Красная книга.

Цели:

  • познакомить детей  с Красной книгой;
  • расширить и углубить знания детей о животных и растениях;
  • раскрыть роль человека в охране природы;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности,  бережное отношение к природе, учить соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование: «Красная книга», Классмейты ПК, слайды с изображением редких растений и животных,  кроссворд, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир 2 класс», звукозапись песни А.Н.Пахмутовой «Просьба».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация рабочих мест. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие . Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправляемся не просто чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы еще раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы с вами знакомились с представителями животных живого уголка. Расскажите, для чего человек разводит дома , в живом уголке, различных животных?

Учащиеся: Очень просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки.

Учащиеся: Когда  на душе «кошки скребут» или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится.

Учащиеся: А еще, чтобы дети росли внимательными, заботливыми, добрыми. Ребенок вместе с родителями учится заботиться о маленьком животном: кормить, гулять, лечить. Такой ребенок никогда не обидит на улице беспризорную кошку и собаку.

III. Работа по теме урока

Учитель: Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные, в которых кратко, но точно сказано все обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека: насколько бедственно положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова.

Учащиеся: Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году истребили всех. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

Учитель: Сейчас, ребята, включите свои Классмейты ПК, подключитесь к программе «Виртуальный класс». С помощью «Трансляции экрана» вы просмотрите фотографии животных, которые занесены в Красную книгу.

В Международную Красную книгу попали и животные нашей страны. Вот некоторые из них. Например, в Амурской области охраняются амурский тигр, который сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей.

Красный волк – это хищное млекопитающее рода волков. Длина тела около         1 м. Окраска рыжая.

 

Дальневосточная черепаха – представитель мягкотелых черепах. Ее панцирь покрыт сверху и снизу мягкой кожей без роговых пластин, свойственных всем остальным черепахам. Большую часть времени животное проводит в воде, в которой находит пищу и убежище от врагов, в солнечные дни выходит на берег, при опасности скрывается под водой. Черепаха не только прекрасно плавает, ныряет и зарывается в донный ил и песок, но и довольно быстро бегает на суше. Дальневосточная черепаха – хищник, питается различными водными животными – рыбами, земноводными, ракообразными, насекомыми, моллюсками и червями. Добычу подстерегает, зарывшись в грунт, или активно выискивает на дне водоема. Зимуют черепахи на дне, зарываясь в ил с середины сентября – начала октября.

Зубр – могучий лесной зверь. Весит около 1 тонны, высота 2 метра. Поедает сотни видов трав и кустарниковых растений, включая и ядовитые.

Учитель: Помимо животных в Красную книгу занесены и исчезающие виды растений.
Например – женьшень.Это растение очень редкое и окружено множеством легенд. В тех местах, где оно растет, его называют "корнем жизни" и считают, что оно обладает магическим действием и может дать силы, бодрость старому человеку и даже вернуть ему молодость. Считают, что женьшень может излечить любую болезнь и даже изменить обстоятельства жизни. Волшебной колдовской силой наделили люди женьшень еще и потому, что корень растения напоминает фигуру человека. Но это легенда. А какой женьшень в действительности? Правда, что это растение встретить не так просто. Оно растет в тени смешанных хвойных и широколиственных лесов на Дальнем Востоке, на севере Кореи и северо-востоке Китая. Это многолетнее травянистое растение развивается очень медленно. Семена прорастают не раньше, чем на второй год, после того как попадут на землю. Стебель и листья, как у взрослого растения, появляются только через 8–10 лет после того, как прорастет семя. Нет большей радости для охотника за женьшенем, чем увидеть прямой тонкий стебель с изящной розеткой правильных пятипальчатых листьев на длинных черешках. Из центра розетки, продолжая стебель, поднимается цветонос с простым зонтиком мелких невзрачных цветков. Осенью они превращаются в ярко-красные плоды-костянки, и растение становится очень заметным на фоне темно-зеленой листвы.

Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный (до 30 см диаметром) цветок с нежными ярко-розовыми лепестками.
В древних легендах египтян, индусов, китайцев цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. Лотос – цветок богов.
Лотос всегда кормил и лечил людей. Из его корневищ и семян изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Как лекарственное растение его используют при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой системы.

Во многих странах мира это растение,венерин башмачок, так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты – Венеры. Растение крупное – высотой до 50 см. На стебле 3–4 листа и 1–2  цветка. Начинает цвести в мае–июне. Зацветает на 15–17 год жизни. Цветет 2–3 недели.

Физминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!

IV. Закрепление изученного

Учитель: Вот мы с вами познакомились с отдельными представителями животного и растительного мира, которые занесены в Красную книгу. Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? Что нам надо для этого делать?
Но прежде, чем ответить на этот вопрос, послушайте песню А. Пахмутовой «Просьба».

Звучит песня (Приложение)

Учитель: Так  что мы должны сделать, чтобы стать природе другом?

Учащиеся: Не будем рвать цветы, ломать ветки деревьев, разорять гнезда, не  будем жечь костры и  шуметь в лесу.

– А завершим мы наш урок разгадыванием кроссворда «Красная книга».

V. Итог урока

Учитель:  Кто же занесен в Красную книгу? Что нужно делать, чтобы сохранить все в первозданном виде?

Учащиеся:  Человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир.