Цели урока:
cформировать у детей представление о
круговороте воды и превращениях воды (переходе
из одного состояния в другое) как важнейших
явлениях природы.
Оборудование:
схема “Круговорот воды в природе”,
карточки “ВОДА”, “ЛЕД”, “ПАР”, изображения
айсберга, тумана, снега, льда, зимнего окна, моря,
снежинок, схемы расположения частиц в веществах;
Ход урока.
I.Организационный момент. Постановка целей урока.
- Отгадайте загадку:
Меня льют,
Меня пьют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
CD-диск: слайд 1-2
- Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды, узнаем, где мы можем встретить воду.
Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды”.
II.Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа. Карточки заданий.
КАРТОЧКА № 1
Вставь слова:
Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.
В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.
КАРТОЧКА № 2
Какие свойства не имеет вода? (Обведи ответ в кружок)
- Без цвета.
- Имеет запах.
- Расширяется при нагревании.
- Сжимается при охлаждении.
- Хороший растворитель.
- Прозрачность.
- Текучесть.
КАРТОЧКА № 3
Опытным путем докажи, что вода – хороший растворитель.
Фронтальный опрос.
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Как можно очистить загрязненную воду?
- Расскажите о составе воды.
III.Подготовка к усвоению новых знаний.
- Отгадайте загадки.
CD-диск: слайд 3-14
По мере отгадывания загадок на доске появляются картинки: море, лед, снег, иней на окне, снежинки, туман.
- Что объединяет все загадки? (ответы – это вода. Вода в природе бывает в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном)
CD-диск: слайд 15.
На доске схема:
- Распределите картинки в соответствии с состоянием воды, изображенном на них.
- А теперь давайте вспомним, как расположены частицы в веществах. Прикрепите схемы расположения частиц в соответствии с состоянием вещества.
IV.Изучение нового материала.
- Но вода не находится постоянно в одном состоянии: она переходит из одного состояния в другое.
CD-диск: слайд 16-22.
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это снег, лед, град)
Доклад учащегося “Ледяные бродяги”
Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.
Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.
Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где котятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.
В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Море, океан, река, дождь)
CD-диск: слайд 23-26.
Доклад учащегося “Вода – уникальное вещество”.
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.
При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лед), индевение (образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние), возгонка (переход твердой воды в газообразную).
- Отгадайте загадку. CD-диск: слайд 27-28. (Туман)
Доклад учащегося “Что такое туман?”.
Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.
- Отгадайте еще одну загадку: CD-диск: слайд 29-32.
- При каком условии происходят превращения воды? (При изменениях температуры)
- Расположите таблички рядом с термометром:
CD-диск: слайд 33.
V.Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний.
- Итак, подведем итог: CD-диск: слайд 34.
VI.Физкультминутка
VII.Изучение нового материала (продолжение).
- Давайте проведем опыт. Нагреваем колбу с водой. Что происходит? (Вода закипает, переходит из жидкого состояния в газообразное). Что для этого нужно? (Высокая температура). Теперь над колбой подержим блюдце со льдом. Что заметили? (На дне блюдца образовались капельки). Почему? (Под действием низкой температуры частицы воды собираются в капли. Вода переходит из газообразного состояния в жидкое). Как можно назвать весь процесс? (Круговорот воды). Круговорот воды происходит и в природе. (На доске схема круговорота воды в природе)
CD-диск: слайд 35-40.
VIII.Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний.
- Итак, как же происходит круговорот воды в природе?
CD-диск: слайд 41. Опрос 2-3 учащихся.
- Одним из домашних заданий предыдущего урока было написать сочинение “Путешествие капельки”. Давайте послушаем некоторые из них. (чтение сочинений 2-3 учащимися).
IX.Подведение итогов урока.
- Вам понравился урок?
- Что именно?
- О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот)
- При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (Температура окружающей среды).
X.Информация по домашнему заданию.