Изучение на уроках биологии богатого и разнообразного мира животных, грибов и растений проходит в такое время года, когда в природе большинство растений и животных находится в недеятельном состоянии, и наблюдения за ними на уроках, в естественных условиях жизни, затруднено или невозможно. На уроках приходится демонстрировать изображения растений, животных, грибов, используя таблицы, чучела, препараты, гербарии, коллекции, комнатные растения. Зоологический уголок имеется не во всех школах. Наличие его, кормление животных, лечение их требует вложения определенной суммы денежных средств. Она зачастую отсутствует в бюджетах школ.
Чтобы компенсировать отрыв школьной биологии от живой природы хотя бы частично, в процессе преподавания биологии необходимо широко привлекать знания учащихся о животных, растениях, грибах, накопленные ими на основе жизненного опыта, во внеклассной и внеурочной работе. Такие знания городские школьники приобретают во время летних каникул. Большинство из них уезжает к родственникам в деревню, спортивные, эколого-туристические лагеря. Здесь они получают возможность наблюдать за живыми объектами непосредственно в природе. Важную роль при этом играют хорошо продуманные, рассчитанные на самостоятельную работу учащихся летние задания по биологии.
Задача летних заданий – дать учащимся программу самостоятельной работы в природе.
Цель – накопить сведения, нужные для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии.
Как практик, начинаю давать задания после 5-го класса. Они необходимы школьникам, начавшим изучение биологии. Польза от выполнения летних заданий значительна, если они тщательно продуманы.
Задания даются индивидуальные или групповые, строго дифференцированные. На последних уроках биологии инструктирую учащихся: записываем тематику, алгоритм выполнения заданий, правила оформления в полевом дневнике. Учащиеся запасаются атласами-определителями, наборами открыток, фотоаппаратами, тематической литературой и другим необходимым оборудованием.
Давая задание учащимся любого класса, очень важно не просто продиктовать его, подробно рассказать, как его выполнить, что искать и изучать, а демонстрировать работы, удачно оформленные учащимися прошлых лет, отвечать на все вопросы детей.
Материалы выполненных летних заданий учитель собирает во второй половине сентября, оценивает, хранит в кабинете биологии. Выполненные задания не лежат “мертвым грузом”, а используются в различных ситуациях (см. схему).
Всегда использую возможность, чтобы на уроке учащемуся достался тот материал, который он собрал и оформил. В этом случае он вспомнит “встречу” с изучаемыми объектами в природной обстановке, свои наблюдения, процесс оформления и изготовления пособия.
Не всегда наблюдаемые явления учащиеся могли самостоятельно объяснить. Теперь на уроках они получают ответы на вопросы, связанные с летними наблюдениями, что, несомненно, повышает их интерес к предмету. Система летних заданий прочно вошла в нашу практику. Дети воспринимают это положительно, выполняют задания с большим желанием, испытывают чувство гордости, когда их работа демонстрируется на уроках или фрагментом входит в доклад, творческую работу других ребят.
Задания учащимся 5-х классов.
Задание 1. Гербарий простых и сложных листьев.
Задание 2. Листья разных мест.
Задание 2. Фотогербарий грибов или влажные препараты.
Задание 3. Коллекция сухих плодов и влажных препаратов.
Задание 4. Коллекция соцветий.
Задание 5. Корни разных растений.
Задание 6. Развитие ветки обрезанной и необрезанной. Весной зарисовать две, расположенные рядом на дереве ветки – только что обрезанную и необрезанную. Заметить их (привязать свободно тесемкой), а в августе снова зарисовать обе эти ветки – есть ли разница в их развитии.
Задание 7. Собрать семена подсолнечника, бахчевых культур, сорных растений с целью передачи в зоопарк для подкормки птиц.
Задание 8. Пень. Рассмотреть пень недавно спиленного дерева, зарисовать его. Обозначить на рисунке кору и древесину. Записать число колец на древесине и указать, с какой стороны (южной или северной) кольца шире.
Задание 9. Два слоя почвы. Выкопать ямку глубиной 50 см. Одну из стенок гладко срезать лопатой и срез зарисовать цветными карандашами. Измерить толщину верхнего (темного) слоя почвы и рядом с рисунком записать: “Толщина верхнего слоя… см”. Сравнить верхний и нижний слои – где больше корней, где больше камней, какой слой темнее, какой рыхлее.
Задание 10. Оформить фотогербарий деревьев и кустарников городского озеленения, пришкольного участка, дачи, лесопосадки, парка и т. д.
Задание 11. Береза, дуб, липа. На листе плотной бумаги размером 20 Х 30 см с левой стороны нарисовать контуры деревьев, с правой прикрепить веточку с листьями, а под рисунком – кусочек коры, а также плод и цветок.
Задание 12. Коллекция грибов-трутовиков, лишайников, мхов, хвощей.
Задание 13. Гербарий сорных растений.
Задания учащимся 6-го класса.
Задание 1. Коллекция насекомых. Поймать, заморить и засушить, затем наколоть на ватник различных насекомых: бабочек, жуков, мух, стрекоз (по одному экземпляру каждого вида). Около насекомого укрепить бумажку с номером; в дневнике около номера записать, когда и где данное насекомое поймано.
Задание 2. Изучить фауну пня (зарисовать, сфотографировать).
Задание 3. Жуки-дровосеки. Найти в лесу несколько жуков-усачей (дровосеков), заморить их и засушить. Смонтировать жуков на ватнике вместе с кусочками коры, на которой они были пойманы.
Задание 4. Жизнь муравьев. Найти в лесу муравейник и зарисовать, а затем сфотографировать его. С какой стороны дерева он расположен? Из какого материала муравейник построен? Пронаблюдать за поведением муравьев утром, днем, вечером; в яркую солнечную и пасмурную дождливую погоду. Найти дорожки, проследить, куда они ведут. Пронаблюдать, каких насекомых муравьи носят в муравейник. Оформить проект.
Задание 5. Рыбы. Указать, в каком месте (в реке, пруду) местные любители ловят рыбу. Пронаблюдать за ловлей и узнать, какие рыбы водятся. Выяснить, реагируют ли рыбы на движение и шум на берегу реки.
Задание 6. Лягушки. Пронаблюдать, как лягушки передвигаются в воде и на суше, чем питаются, как добывают корм. Записать время, числа, месяцы “лягушачьих концертов” (по возможности записать “концерт” на аудио-носитель).
Задание 7. Птицы. Изучить орнитофауну водоема, леса, луга, поселка. Пронаблюдать за поведением птиц.
Задание 8. Гербарий листьев, поврежденных различными насекомыми.
Задание 9. Сфотографировать, по возможности, гнезда птиц.
Задание 10. Бабочка-капустница. Поймать, заморить, расправить, засушить, а затем наколоть на ватник несколько бабочек-капустниц. В фиксирующую жидкость собрать гусениц с капусты. Найти куколку, приколоть на ватник. Засушить лист капусты, поврежденный гусеницами. Оформить коллекцию.
Задание 11. Изучить орнитофауну парка.
Характер летних заданий определяется местными условиями. Учебное содержание и организационные формы этой работы должны отвечать единым познавательным и воспитательным задачам. По нашему мнению, эти задачи состоят в следующем:
- знакомство с фауной и флорой родного края, положительно влияющее на расширение интереса к краеведению;
- проведение наблюдений за жизнью растений и животных в естественных условиях с целью накопления конкретных фактов, необходимых для сознательного усвоения биологических закономерностей;
- практическое применение теоретических знаний, приобретенных на уроках;
- выработка умений и навыков по сбору, гербаризации, оформлению коллекций, влажных препаратов, изготовлению различных учебно-наглядных пособий.
При успешном выполнении этих задач возникает и развивается интерес к учебному предмету.
ЛИТЕРАТУРА:
- Акопян, А. Н. Система летних заданий по ботанике (из опыта работы) / А. Н. Акопян // Биология в школе. – 1977. – № 2. – С. 69 – 74.
- Крюков, С. В. Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе / С. В. Крюков // Биология в школе. – 1966. – № 3. – С. 33 – 36.
- Пономарева, И. Н. Природа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для уч-ся 6 кл. общеобразоват. школ / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. Проф. И. Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 224 с.
- Травникова, В. В. Биологические экскурсии: Учеб.-метод. пособ. – СПб.: Паритет, 2002. – 256 с.