Тема. Прямой угол.
Цели:
- ознакомление учащихся с понятием «прямой угол», закрепление знаний об отрезках;
- развитие пространственного воображения, внимания, памяти, творческих способностей учащихся;
- воспитание аккуратности, сплоченности, добросовестного отношения к труду.
Оборудование: таблички со словами: «геометрия, луч, вершина, сторона, прямой угол»; рисунки домиков, выставка книг Житомирский, Шеврин «Путешествие по стране Геометрии», «Всё обо всём»; для учеников: угольник, лист бумаги.
ХОД УРОКА
I. Организация на урок
– Долгожданный дан звонок, начинается урок.
– Итак, начинаем урок математики.
– Какое сегодня число?
– Запишите дату.
– Вы заметили, что день прибавился? 1 января
долгота дня была 7 часов 05 минут, а 21 января
долгота дня 7 часов 55 минут.
– Кто сумеет подсчитать, на сколько минут
увеличилась долгота дня?
– День постепенно увеличивается. Есть такая
пословица: «Скучен день до вечера, коли делать
нечего».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Чтобы вам не скучать, я предлагаю отправиться в
путешествие – открытие.
II. Подготовка к изучению новых знаний
– Какими качествами должен обладать человек,
который отправляется в путешествие? (Наблюдательным,
внимательным, сообразительным, выносливым …)
– Проверим, обладаете ли вы такими качествами.
1. Минута чистописания
3, 6, …, …, 15, …, …, 24, …, … .
– Сообразите, какая закономерность и вставьте
пропущенные числа. (Каждое следующее число
увеличивается на 3.)
– Запишите в тетрадь.
2. Игра «Внимание»
– А теперь проверим ваше внимание. По команде «Внимание!» я открою несколько карточек с изображениями. Самый внимательный запомнит не только изображения, но и их последовательность.
– Зарисуйте изображения в тетрадь, но каждое
изображение должно поместиться в одной клеточке.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте. У кого все
верно поставьте на полях «+».
– Начнешь в учении с малого, достигнешь и большое. (В течение всего урока учитель произносит эту пословицу.)
3. Задание на выносливость
Присядьте столько раз, сколько получится, если
из 13 – 9.
Подпрыгните столько раз, сколько получится, если
к 2 + 4.
4. Расшифруйте слова
мая пря ки нит ре зок от у г к р |
прямая нитки отрезок круг |
– Какое слово вам кажется лишним?
– А что объединяет слова прямая, отрезок, круг? (Геометрические
фигуры)
– Вы сказали «геометрические»? Я приглашаю вас в
страну Геометрию. (Открыть название:
«Путешествие в страну Геометрию».)
– А что такое геометрия?
ГЕОМЕТРИЯ |
– табличка с этим словом вывешивается на доске.
– Слово геометрия пришло из греческого языка. «Ге» – земля «метрио» – мерить. Геометрия – это раздел математики, в котором изучают фигуры, их формы, положение предметов в пространстве.
5.
– Кто же будет проводником в путешествии? Об этом
вы узнаете, когда решите примеры:
16 – 7
20 + 15
9 + 6
60 + 4
27 – 20
– Работать будете в парах. Сосчитайте, найдите ответ среди чисел на карточках, которые лежат у вас на парте, возьмите нужную карточку с числом и положите ее перед собой. (Остальные ответы нужно положить в ряд.)
9 |
35 |
15 |
64 |
7 |
т |
о |
ч |
к |
а |
– Переверните каждую карточку. Поднимите руку та пара, у которой получилось слово «точка». Это значит, что вы правильно решили примеры. А кто догадался, кто будет сопровождать нас в путешествии?
III. Усвоение новых знаний
1. Отправляемся в путь. Вышла Точка на прямую и пошла по ней. Шла-шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» Тут появились ножницы, щелкнули и разрезали прямую с одной стороны, щелкнули еще раз и разрезали прямую с другой стороны.
«Как интересно! – воскликнула Точка, – что же
из моей прямой получилось?» (Отрезок)
– Докажите, что это отрезок.
2.
– А вы умеете чертить отрезки?
– Откройте учебники на стр. 8 № 5.
– Прочитайте задание про себя, поднимите руку,
кто сможет выполнить это задание.
(Один ученик выполняет задание у доски, остальные работают самостоятельно.)
Проверка:
– Почему длину второго отрезка находили
вычитанием?
– У кого длина второго отрезка равна трем см,
поставьте на полях «+».
Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.
3.
– А можно ли назвать отрезком эту фигуру?
– Почему? (Ограничена только с одной стороны.)
– А как она будет называться?
– Луч – это часть прямой,
ограниченной с одной стороны.
ЛУЧ |
– табличка с этим словом вывешивается на доске
4.
– Отправилась точка дальше. Прошла она немного и
остановилась.
Она вдруг вспомнила про лучи, которые она оставила. И ей их стало жалко. Точка решила к ним вернуться и сделать из них прямую. Но поторопилась и у нее получилось вот что:
– Что получилось у Точки? (Ломаная)
– Взобралась точка на самое высокое место и
покатилась. Катится и приговаривает:
От вершины по лучу
Словно с горки покачу
Только луч теперь – «она»
Он зовется «сторона»
– Как называется место соединения лучей? (Вершина)
– А как стал называться луч? (Сторона)
ВЕРШИНА СТОРОНА |
– Посмотрите, какие бывают разные углы.
– Мы сейчас займемся изготовлением модели
угла.
Повторяйте за мной. (Лист бумаги складывается
вчетверо).
– У всех получилась модель прямого угла.
ПРЯМОЙ УГОЛ |
– Найдите вершину прямого угла и отметьте ее точкой.
5. Нахождение прямых углов
– Найдите угол у парты. Давайте проверим ,будет
ли он прямым?
– Проверить можно с помощью нашего прямого угла.
Для этого нужно приложить прямой угол на угол
парты так, чтобы вершины углов совпали. Если при
этом совпадут его стороны тоже, значит, угол
парты будет прямым.
– Назовите еще предметы, у которых есть прямые
углы.
– Намного удобнее при нахождении прямых углов
пользоваться угольником. Возьмите его и покажите
мне прямой угол, с обратной стороны он помечен
розовым квадратиком.
– Развернув прямой угол можно обнаружить, что
две перпендикулярные линии образуют … Сколько
прямых углов? (4)
6. Ученики чертят прямой угол в тетради. (Поставить точку, приложить к ней вершину прямого угла и обвести стороны угольника)
– Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.
7. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
IV. Закрепление изученного
8. Прошла точка дальше и вошла в удивительный город. Там она увидела очень необычные дома. Они ей все понравились, и она решила зайти в некоторые из них. «Все углы, да углы, – подумала Точка, – зайду-ка я в домик, у которого нет ни одного угла».
(К каждому домику прикреплен конверт с заданием.)
– Кто догадался, в какой домик она зашла?
Задание: Самостоятельно начертить многоугольник, у которого все углы прямые.
Начнешь в учении с малого, постигнешь и большое.
9. Затем она решила зайти в домик, который имел только прямые углы. Там она нашла задание для групп.
Повторение правил совместной работы.
Задание: составить фигуру. А в каждой геометрической фигуре отметить прямые углы.
10. Игра «Закончи предложение»
– Наше путешествие подходит к концу. На прощание Точка дарит нам игру. Я начну предложение, а вы закончите его хором.
– Две перпендикулярные прямые образуют четыре
… (прямых угла) – показ.
– Место, где соединились два луча, образующих
угол называется … (вершина угла).
От вершины по лучу
Словно с горки покачу
Только луч теперь – «она»
Он зовется … (сторона)
V. Домашнее задание
– Нарисовать картину с различными предметами и показать на них прямой угол.
VI. Итог урока
– Закончилось наше путешествие по стране Геометрия. А хотелось бы вам побольше узнать об этой стране? Я советую вам найти и прочитать книги «Путешествие по стране Геометрии» авторы: Житомирский и Шеврин. Из книги «Все обо всем» вы узнаете подробно, что такое геометрия.
(Эти книги были поставлены на выставку еще на перемене.)
– А вы заметили, что на уроке я несколько раз
повторила одну пословицу?
– Какую?
– Начнешь в учении с малого, постигнешь и
большое. Это – японская пословица. Как вы
понимаете ее смысл?
– Желаю вам успехов в учебе, постигнуть – большое.