Тема: Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.
Цели:
- формирование умения выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи;
- продолжить работу над каллиграфией и орфографической зоркостью для закрепления навыков правильного начертания и написания букв;
- воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.
Оборудование урока: учебник русского
языка Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, тетради, таблица,
картинки для ребуса, картинки с изображением
оленей, магнитофон, диск с записью.
Ребус: попугай, рыба, ель, дом, ложка, очки, желуди,
ель, нитки, индеец, ель.
План урока:
- Организационный момент;
- Оформление тетрадей;
- Постановка темы и целей урока;
- Чистописание;
- Словарно-орфографическая работа;
- Упражнение в определении главных членов предложения (определение сказуемого, когда оно выражено не только глаголом, но и другими частями речи);
- Физкультминутка;
- Работа по учебнику;
- Итог урока;
- Дополнительная информация (выступление детей);
- Домашнее задание (инструктаж).
Оформление доски:
Восемнадцатое октября.
Классная работа.
Картинки для ребуса
попугай |
рыбка |
ель |
дом |
ложка |
очки |
желуди |
ель |
нитки |
индеец |
ель |
______________________________________________
______________________________________________
Сп . ши, но не сп . ши!___________________________
Самоанализ урока.(Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сначала поприветствуем гостей, спасибо. Глубоко вздохнули, сделали выдох. Тихо сели.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе все готово.
II. Оформление тетрадей
– Открываем тетради. Записываем: Восемнадцатое октября. Классная работа.
III. Сообщение темы и целей урока
– О чем будем говорить, вы скажите, когда
разгадаете ребус. Для этого нужно сложить вместе
первые буквы изображенных на картинках
предметов и прочитать полученное слово. (Предложение)
– Тема нашего урока «Предложение». Будем
повторять все о предложении, продолжим учиться
определять в предложении главные члены, узнаем,
какими частями речи может быть выражено
сказуемое.
IV. Чистописание
– Запишем тему урока в строке для чистописания:
__________________________________________
Предложение предложение__________________
__________________________________________
Сп . ши, но не сп . ши!_______________________
– Подчеркните буквы на месте твердых согласных
звуков.
– На второй строке запишите предложение: Спиши,
но не спеши!
– Какое это предложение?
– Какие еще бывают предложения?
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
V. Словарно-орфографическая работа
– Словарные слова будете записывать так, чтобы слово начиналось с букв в названии темы (например: пенал, рябина, ежевика, дорога, лопата, одежда, животное, енот, народ, Ивантеевка, егерь).
VI. Физкультминутка
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули – на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
VII. Упражнение в определении главных членов предложения
– Вернемся к теме урока. Что такое предложение?
– Как найти подлежащее?
– Как найти сказуемое?
Продолжим эту работу по учебнику стр. 54, № 6.
– Прочитайте. Определите, сколько здесь
предложений.
– О чем говорится в 1-м предложении?
– Что говорится о ночи?
– Найдите подлежащее и сказуемое.
– Если в предложении нет глагола, то его роль,
роль сказуемого выполняет другая часть речи,
например краткое прилагательное. Поэтому слово
тиха – сказуемое, которое подчеркнем .
– О чем говорится во втором предложении?
– Что говорится о небе?
– Найдите главные члены предложения.
– Какое слово является сказуемым?
– Как подчеркнем? (
)
– Назовите главные члены 3-го предложения.
– Какою частью речи выражено сказуемое?
Сделайте вывод: всегда ли сказуемое бывает
выражено глаголом? (Сказуемое может быть
выражено не только глаголом, но и другими частями
речи)
– Запишите эти три предложения, подчеркните
главные члены.
VIII. Продолжение работы по теме
– Найдите следующее упражнение № 7. Прочитайте
задание, подготовьтесь отвечать.
– Какой это текст – описание или повествование?
– На какой вопрос отвечает текст, в котором
«рисуют» картины животных? (Какой?)
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
– Прочитайте еще раз 1-е предложение.
– О ком в нем говорится? (Об олене)
– Что говорится об олене?
– Какою частью речи является слово – животное? (Существительным)
– Если оба главных члена предложения выражены
именами существительными в И.п., то между ними
ставится тире. Тогда первое слово будет
подлежащим, а второе существительное –
сказуемым.
– Найдите в тексте еще одно предложение, в
котором сказуемое выражено существительным.
– Запишите эти два предложения, подчеркните
главные члены.
Вывод: Какими частями речи может быть
выражено сказуемое? (Сказуемое может быть
выражено глаголом, существительным и другими
частями речи)
IX. Дополнительные сведения по уроку
– Из текста вы узнали как выглядят олени. Но ведь об этих удивительных животных слагают целые легенды и истории. Послушайте одну из них.
Прослушивание звукозаписи «Лесной олень». (Приложение 2)
Выступления детей с сообщениями об оленях. (Приложение 3)
Х. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению упражнения.
– Спасибо за урок!